Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
Социальный педагог
Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию,
образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по
месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности
обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет
интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в
поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им
социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися
(воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами
различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи,
формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками,
детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи,
реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует
различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей)
и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию
социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной
среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности
личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и
здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников,
детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к
соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей,
используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы
в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том
числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми)
актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по
трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению
сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников,
детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с
учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб,
семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в
оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и
попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением,
а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических,
методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении
методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим)
обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной
политики, права и государственного строительства, трудового и семейного
законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную,
возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового
образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические
методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе
дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные
педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным
компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики
(опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической
коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и
педагогика", "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.
- Тема 23. Технологии реабилитации и здоровьесбережения.
- Тема 24. Технологии общения и взаимодействия в социально-педагогической работе с детьми и подростками.
- Тема 25. Технология гармонизации социально-педагогического взаимодействия в педагогическом коллективе.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.