logo search
МТРСП

Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодей­ствия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоря­жении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4—9 месяцев. Социальный педагог одновре­менно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Соци­альный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

А. К. Железнова предлагает выделить следующие этапы раба ты социального педагога с семьей в рамках патронажа.

1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его зна­чение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.

2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имею­щийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения чле­нов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последо­вательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

3-й этап. Сбор информации о семье:

Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необхо­димо знать:

- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов се­мьи.

4-й этап.Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный педагог осуществля­ет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем се­мьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информа­цию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составля­ется социальным педагогом на основе анализа полученной ин­формации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме изла­гаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязатель­ства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

6-й этап.Выход из семьи.

По окончании интенсивного периода работы социальный пе­дагог представляет Карту изменений семьи.

В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и не­официальный (неформальный). Официальный надзор — это над­зор, осуществляемый социальным педагогом по поручению офи­циальных органов (органов опеки и попечительства, органов уп­равления образованием и т.п.), в обязанности которых непосред­ственно входит контроль за теми или иными социальными про­цессами и явлениями, за деятельностью соответствующих соци­альных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обя­занностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.

Объектом социального надзора является выполнение норма­тивных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Соци­альный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреж­дениях социального обслуживания, попечительства и перевоспи­тания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные шко­лы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудо­вые колонии и т.д.

Особую значимость имеет осуществление надзора за состоя­нием и жизнедеятельностью семей и лиц «группы риска» и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, проститутки и т.п.).