Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
Под группами взаимопомощи понимают добровольно спонтанно возникающие или организованные с помощью специалистов группы людей, объединенных сходством переживаемых проблем и кризисных жизненных обстоятельств, для совместного решения этих проблем и оказания взаимной помощи и поддержки. Отличие групп взаимопомощи от общественных организаций состоит в их неформальности, меньшей структурированности, отсутствии стремления к общественно-политической и коммерческой деятельности (нацеленность на внутригрупповое взаимодействие, а не на взаимодействие с другими организациями или объединениями
Группы взаимопомощи могут подразделяться по различным основаниям, например:
• группы, возникающие спонтанно
• группы закрытого типа, когда состав участников постоянен, и группы открытого типа, когда допускается смена состава и прием новых членов;
• группы, работающие в течение определенного времени, регулярно встречающиеся, и группы, собирающиеся лишь по каким-либо поводам;
Как правило, основными целевыми установками групп взаимопомощи являются:
- отреагирование и обсуждение прошлого травматического опыта, а также возможного будущего;
- минимизация негативного самовосприятия («Это случилось не только со мной»);
выработка средств для преодоления кризисных ситуаций (как психологических, так и организационных);
- формирование групповой сплоченности;
- сохранение социальной (культурной, национальной) идентичности;
- оказание комплексной социально-психологической поддержки, в том числе инструментальной (материальной), эмоционально-психологической и ценностно-смысловой.
Группа взаимопомощи способна предоставить как проблемно-ориентированную поддержку (советы, утешения, обсуждение личных тем), так и проблемно-неориентированную (ощущение того, что тебя любят, в тебе нуждаются и т.п.).
Вне зависимости от типа группы и состава участников должны быть созданы условия, обеспечивающие групповое взаимодействие:
• каждый участник группы стремится уважать мнение другого и принимать его чувства;
• каждый участник группы имеет право (но не обязан) высказываться и может рассчитывать на то, что будет выслушан со вниманием, хотя не обязательно, чтобы с ним непременно соглашались;
• члены группы должны быть уверены в конфиденциальности сообщаемых ими сведений о себе, что дает ощущение безопасности;
• члены группы стремятся к совместному обсуждению и решению всех групповых (а при договоренности и внегрупповых) вопросов;
• члены группы при пропуске занятий предупреждают ведущего или одного из членов группы, чтобы все члены группы и лидер были в курсе возможных декомпенсаций участников группы.
Подобного рода группы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Есть, однако, и некоторые негативные последствия стихийного формирования групп: замыкание членов группы на самих себе, закрытость к общению вне группы; фиксация на собственных проблемах; формирование враждебного отношения к тем, кто не переживает схожих проблем, что возможно при высоком уровне агрессии у членов группы, наличии негативно настроенного лидера.
Следующим шагом для создания группы является поиск лидера-ведущего. В его функции обычно входят организация места сбора группы, помещения, способствующего возникновению групповой сплоченности; постоянное активное вовлечение участников группы и членов их семей в работу, совместное преодоление актуальных проблем, обсуждение индивидуального опыта, проведение досуга; организация эффективного общения на период сбора группы; оказание при необходимости экстренной индивидуальной психологической помощи, готовность выслушать и понять любого члена группы; помощь в поиске информации по жизненно важным вопросам;
В случае, если группа сложилась стихийно, социальный педагог изучает специфику группы, объединяющие ее позитивные и негативные черты; создает в уже возникшей группе условия для более эффективного общения и деятельности (организация места сбора группы, финансово-материальная помощь, консультативные, информационные услуги, привлечение необходимых специалистов и т.п.).
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.
- Тема 23. Технологии реабилитации и здоровьесбережения.
- Тема 24. Технологии общения и взаимодействия в социально-педагогической работе с детьми и подростками.
- Тема 25. Технология гармонизации социально-педагогического взаимодействия в педагогическом коллективе.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.