Тема 24. Технологии общения и взаимодействия в социально-педагогической работе с детьми и подростками.
Современная образовательная система нацелена сегодня не только на качественное обучение школьников. Важной составляющей в работе с детьми и подростками является их целесообразное развитие, воспитание, а также преодоление различных социальных отклонений. Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. В этот период происходят физиологические, психологические и социально-психологические изменения. К основным социально-психологическим особенностям подростка можно отнести: стремление к полной эмансипации от близких взрослых; возрастание ценности коллектива сверстников и развитие устойчивой потребности в общении с ними; повышение интереса к себе, своим способностям и чувствам; развитие рефлексии, формирование ценностных ориентаций, нового уровня самосознания, самооценки и «Я – концепции».
Эти особенности порождают целый ряд проблем в ходе социализации. Среди негативных компонентов подросткового периода отмечается увеличение конфликтности поведения, снижение успешности учебных занятий. Возможно и развитие защитной агрессии как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так называемое отклоняющееся (девиантное) поведение и различные невротические комплексы.
Справиться с возникающими трудностями самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки, подростки часто не в состоянии. Специалисты разного профиля – педагоги, социальные педагоги и психологи, объединив свои усилия, могут помочь учащимся в решении указанных выше проблем, оптимизировать детско-родительские отношения, используя в своей практике новые педагогические технологии.
Арт-технологии – как совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели – это прекрасный инструмент разрешения и профилактики различных проблем. Применение арт-технологий в школьной практике способствует разрешению конфликтов, стрессовых ситуаций и переживаний.
Наиболее эффективная идея в работе с подростками – создание ситуации успеха в значимых видах деятельности. Это дает возможность позитивного самоутверждения личности, формирует ценностные установки, предупреждает отклонения в поведении и нравственном развитии. Создать подобную ситуацию успеха можно при помощи арт-технологий, поскольку их потенциал обусловлен самой сущностью искусства. Обращение к спонтанному творчеству позволяет отреагировать инстинктивные импульсы; в форме образов и символов выражаются первичные мысли и переживания, все виды подсознательных процессов, страхи, конфликты, воспоминания, мечты, фантазии; творчество снижает защиту, осуществляющуюся при вербальном контакте, и повышает адекватность самооценки и оценки социальных ситуаций, адаптационные возможности личности, делает ее более сбалансированной; активная творческая деятельность высвобождает скрытые таланты, что способствует успешной самореализации и стимулирует процесс личностного совершенствования.
Виды арт-технологий разнообразны. Изобразительное творчество, музыкальное искусство, работа со сказочными сюжетами, перформанс (англ. performance – представление, спектакль, исполнение, выступление, трюки, фокусы), театральные и танцевальные импровизации, взаимодействие с природными материалами (песок, глина, вода) на практике показали свою эффективность. Раскроем основные особенности некоторых арт-технологий.
Например, в процессе изобразительного творчества техника журнального фотоколлажа способствует снятию тревожности и страха. Выбираемые участниками картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. Учащиеся самостоятельно подбирают материал из журналов, открытки и другую печатную продукцию (афиши, личные фотографии или изображения близких людей и т.д.) и, используя отдельные детали, формируют композицию на листе бумаги, дают ей название, таким образом, обозначая волнующую их проблему. Педагогу необходимо обратить внимание на композиционное и цветовое решение данной работы, учитывая личностные качества каждого школьника. По завершении работы происходит обсуждение процесса и результатов работы. Использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению.
Упражнение «Групповая фреска» направлено на развитие социальных навыков. На большом листе бумаги участники занятия рисуют одновременно или по очереди на определенную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг нас».
Арт-технологии с использованием пения или игры на шумовых музыкальных инструментах могут давать благотворное переживание состояния творческой свободы, таким образом человек изживает свои отрицательные переживания и замещает их положительными эмоциями.
Посредством сказки можно оказать помощь подросткам с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств). Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Применение данной технологии способствует развитию творческих способностей школьников, облегчает взаимодействие с окружающим миром. Написание сценария – это еще одна форма литературного творчества. Данное направление помогает подростку лучше понять события своей жизни, воспринимая ее через призму драматических метафор. Они также могут увидеть, что в своей жизни они могут выступать и в качестве актеров, и режиссеров, и авторов пьесы, а значит – могут сами определять свой жизненный сценарий.
Театральные постановки помогают укрепить и обогатить эмоциональные ресурсы и коммуникативные возможности подростков. У них развивается способность адекватно реагировать на неблагоприятные ситуации, воспитываются волевые качества, способность к саморегуляции. Другим видом театрального представления является импровизация. Суть заключена в том, что «актеры» играют не готовые роли, а свободно под руководством педагога разыгрывают импровизацию на тему. В ходе занятия «актеры» и «зрители» меняются местами в процессе повторения импровизации. Результатом применения данной арт-технологии является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка определенной ситуации.
Использование в школьной практике арт-технологий помогает подросткам приобретать навыки конструктивного социального взаимодействия со сверстниками, также облегчается процесс коммуникации с учителями и взрослыми, снижаются конфликтность поведения, негативные эмоциональные состояния и их проявления, повышаются адаптационные способности учащегося к повседневной жизни и школе.
Арт-занятия создаются условия для реализации высокого потенциала учащихся в усвоении научных знаний и для их общего эмоционального развития. Здесь школьники могут осознать свою индивидуальность, собственную уникальность, выйти на новый уровень самосознания, повысить свою самооценку.
У подростков быстро развивается логическое мышление и способность к саморефлексии, поэтому полезно использование арт-технологий, которые связаны с глубоким самонаблюдением и самоанализом (арт-технологии: «Кукла как образ собственного «Я»», «Репрезентация и самовыражение в движении»).
В подростковом возрасте приходит время, когда уже нужно задуматься о будущем профессиональном пути. Групповые арт-занятия в этом возрасте обеспечивают подросткам возможность профессионального самоопределения (арт-технологии: «Я в будущем», «Мои мечты»).
Включение арт-технологий в образовательный процесс способствует творческому самовыражению, развитию воображения, а также позволяет выстраивать педагогу отношения с учеником на основе любви и взаимного уважения.
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.
- Тема 23. Технологии реабилитации и здоровьесбережения.
- Тема 24. Технологии общения и взаимодействия в социально-педагогической работе с детьми и подростками.
- Тема 25. Технология гармонизации социально-педагогического взаимодействия в педагогическом коллективе.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.