4. Латвия
Участие граждан в делах страны гарантировано латвийской конституцией. В стране существует также ряд других политических инструментов, необходимых для обеспечения общественного участия в управлении. В отдельных областях, таких, как оценка воздействия на экологию, разрешение на деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды, строительство, территориальное планирование, закон требует проведения публичных слушаний. Общественное участие в политических процессах обеспечивают также законы и положения, регулирующие сферу государственного управления, Стратегия реформирования государственного управления и программа ее реализации, Основы планирования политических процессов и др.
В Латвии политика общественного участия находится пока на стадии развития. С одной стороны, ряд крупных организаций приглашены к участию в рабочих группах и консультативных органах как представители общественного мнения по различным вопросам, включая и законодательные. В то же время организации менее влиятельные, но от этого не менее значимые, не принимают участия в формировании государственной политики. В результате многие политические решения не пользуются поддержкой тех частей общества, интересы которых они затрагивают. Их доверие к решениям правительства падает, зачастую некоторые из них отказываются принимать участие в их реализации. Необходимо стремиться сохранять баланс влияния на процесс формирования политики, иначе чаша весов будет постоянно склоняться в пользу интересов более сильных групп.
Главная задача министерств состоит в том, чтобы формировать и претворять в жизнь политику в интересах народа Латвии. Но выработка эффективной политики невозможна без учета мнения всех заинтересованных сторон. В демократическом обществе нельзя использовать устаревшие или произвольные механизмы - и государство, и гражданское общество должны прийти к современным, эффективным и прозрачным формам сотрудничества.
Законодательная база и политические документы, касающиеся общественного участия, свидетельствуют о том, что латвийские политики признают необходимость привлечения общественности и НКО к процессу принятия решений. Закон обязывает министерских чиновников учитывать все многообразие взглядов при рассмотрении той или иной темы. Однако следовало бы принять некоторое число поправок к Регламенту работы кабинета министров и разработать инструкции, которые прояснили бы обязанности государственных чиновников и сократили бы количество случаев, разрешающих обойтись без консультаций в процессе разработки политики.
Анализ практики работы министерств показал, что:
опыт реализации сотрудничества различается от министерства к министерству;
сотрудничество часто зависит от доброй воли государственного чиновника;
существуют проблемы в общении;
ответственность за проведение консультаций не определена четко;
ресурсы ограничены;
процесс консультаций с гражданским обществом находится на начальной стадии развития.
Социальным фактором отношений социального партнерства является юридическая свобода работников и работодателей, которые, соответственно, вынуждены в этой связи строить свои взаимоотношения на основе договора, содержание которого определяет их взаимоотношения.
В Латвии социальное партнерство осуществляется:
1) на двусторонней основе (в условиях «бипартизма», т.е. двустороннего сотрудничества работников (их представителей) и работодателя (объединений работодателей));
2) трехсторонней основе (в условиях «трипартизма», т.е. трехстороннего сотрудничества организаций работников, работодателей и государства).
Определяющая роль государства, трипартизма в обеспечении свободы объединения и содействия коллективным переговорам особо подчеркивалась еще в глобальном докладе Генерального директора МБТ, представленном в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда «Объединение в организации в целях социальной справедливости» 2004 года. В этом докладе отмечалось, что многие вопросы, в т.ч. определение минимального размера оплаты труда, социальное обеспечение, профессиональная подготовка необходимо решать на трехсторонней основе. В целом принцип трипартизма состоит в том, чтобы воплощать право на формирование организации и на ведение коллективных переговоров в более широких институтах рынка труда и на создание в этой связи культуры ведения коллективных переговоров.
Фактически в Латвии на уровне предприятий используется модель «бипартизма», а на отраслевом и общегосударственном уровнях — «трипартизма».
Институциональной основой социального сотрудничества на основе бипартизма и трипартизма стали специальные, возникшие во многих странах после второй мировой войны и на протяжении последующих лет доказавшие свою полезность органы, занимающие важное место, как в системе государственных институций, так и в структуре гражданского общества, и, очевидно, оказывающие заметное влияние на национальную политику правового регулирования труда.
Органы социального партнерства — это постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства: работников, работодателей, государства. Органы социального партнерства образуются на всех уровнях управления, образуя целостную систему. Их правовой статус определяется нормативными правовыми и иными правовыми актами. Полномочия этих органов, как правило, являются совещательными.
Органы социального партнерства подразделяются:
1) на органы социального партнерства общей компетенции;
2) на специализированные органы социального партнерства.
Органом социального партнерства общей компетенции в Латвии является Национальный трехсторонний Совет по сотрудничеству, который состоит из представителей работодателей (предпринимателей), профессиональных союзов, правительства. К специализированным органам социального партнерства относятся Совет по охране труда, который создается на предприятиях, насчитывающих более 50 работников, по договоренности между работодателем и работниками или их профессиональной организацией с целью организации сотрудничества по вопросам охраны труда. Совет по охране труда вправе принимать решения, если в его заседании участвует не менее одного представителя из числа представителей работодателя и не менее половины из числа представителей работников.
- Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства великий новгород
- Isbn 978-5-89896-401-6
- Содержание
- Введение
- Глава 1 Теоретико-методологическое аспекты социального партнерства власти, бизнеса и населения
- 1.1 Теоретическое представление об основах взаимодействия власти и бизнеса и их ответственности перед обществом
- 1.2 Концепции корпоративной социальной ответственности
- 1.3 Социальная ответственность предпринимательских структур и ее уровни
- 1.4 Методические подходы к оценке корпоративной социальной ответственности
- Глава 2 Этапы и формы взаимодействия участников системы социального партнерства
- 2.1 Определение этапов и форм конструктивного взаимодействия властных и бизнес-структур
- 2.2. Особенности и проблемы взаимодействия некоммерческих организаций и государства
- 2.3. Анализ взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций
- 2.4. Технологии и особенности межсекторного взаимодействия
- Глава 3 Эволюция социального партнерства в промышленно развитых странах и трансформирующихся экономиках
- 3.1 Формирование и развитие системы социального партнерства в европейских странах
- 3.2 Эволюция социального партнерства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3.3 Становление системы социального партнерства в странах бывшего ссср
- 1. Казахстан
- 2. Украина
- 3. Молдова
- 4. Латвия
- 3.4 Формирование и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации
- 3.5 Компаративный анализ эволюции социального партнерства в различных регионах
- Глава 4 Формирование институциональных основ социального партнерства в Российской Федерации
- 4.1 Теоретические аспекты формирования института социального партнерства в России
- 4.2 Проблемы и противоречия процесса институционализации социального партнерства в рф
- Заключение
- Список литературы
- Грекова Галина Ивановна,