2.4. Технологии и особенности межсекторного взаимодействия
Современное развитие России характеризуется активным и зачастую противоречивым процессом формирования трех секторов, свойственных любому обществу с разветвленной институциональной структурой: государственного, коммерческого и некоммерческого (добровольческого). Межсекторное взаимодействие – это влияние друг на друга различных сторон человеческой деятельности, что проявляется в различного рода контактах институтов, сформировавшихся в ходе такой деятельности. Суть межсекторного взаимодействия состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны, области, города или иной территории – государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Существует множество концептуальных подходов к исследованию взаимодействия социальных структур общества. В целом, общество рассматривается как сложная система, характеризующаяся, социальными по своей природе системными качествами и свойствами, такими как структурированность, самоорганизация, регулируемость, устойчивость, динамичность.
Научное изучение устойчивости социально-экономических систем к вызовам настоящего времени требует построения обоснованных моделей социальных процессов. В этой связи усиливается значимость социальных технологий как аппарата воздействия на внутрисистемные структуры и процессы с целью повышения жизнеспособности всего общества. Неустойчивость, недостаточная стабильность экономических и социальных процессов в стране предъявляет повышенные требования к продуманности и грамотности предлагаемых решений. Значительно повышаются и требования, предъявляемые к социальным технологиям. Объектом применения социальных технологий должны стать разнообразные формы межструктурного взаимодействия, в развитии которых и заключается один из наиважнейших ресурсов общего повышения эффективности государственного управления.
Что касается специфики формирования данных секторов в России, то к настоящему моменту возник заново основанный на деловой гражданской инициативе частный бизнес-сектор, а государственный сектор претерпел существенные изменения, связанные с сокращение монопольного воздействия на производственную и социальную сферу. В это же время стал формироваться и негосударственный некоммерческий сектор, базирующийся на гражданских инициативах в непроизводственной сфере (образование, наука, здравоохранение, социальная защита, экология).
Каждый сектор занимает собственную нишу и, как правило, не стремится выходить за ее пределы. Вместе с тем успешное развитие каждого из них невозможно без взаимодействия с другими секторами. В этой связи принято говорить о межсекторном взаимодействии как необходимом элементе общегосударственной управленческой эффективности.
Вариантами различного подхода к межсекторному взаимодействию могут быть:
1. Создание организаций, в правовом смысле, отвечающим требованиям других секторов, но при этом отстаивающих интересы первичного сектора.
2. Развитие концепций и подходов, когда, не нарушая основной специфики своей деятельности, структура одного сектора начинает добавлять процедуры и приемы, которые связывают её с другими секторами. Это и концепция социально-ответственного бизнеса, сущность которой состоит в дополнении к основным целям коммерческой структуры требований к необходимому качеству продукции и услуг, и благотворительная деятельность.
3. Создание специфических механизмов межсекторного взаимодействия. Сущность его в установлении эффективного и конструктивного партнерства между всеми тремя секторами, действующими в обществе государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Представители каждого из названных секторов располагают различными возможностями для решения социальных проблем, кроме того, даже само представление о природе социальных проблем также неодинаково. Но, тем не менее, несмотря на имеющиеся различия и обусловленные этими различиями противоречия, сотрудничество секторов представляется необходимым, так как ни государство, ни бизнес, ни граждане не в состоянии самостоятельно и без внешней (в данном случае внесекторной) поддержки преодолеть социальные проблемы и противоречия.
Более того, межсекторное взаимодействие предполагает не только совместную социально-экономическую деятельность общественных объединений, власти и бизнеса во благо сообщества, но и создание новых морально-этических норм общения, основанных на взаимопонимании, гармонии и пользе.
Даже самые малые изменения в таких сложных системах, как социально-экономические, могут вызвать в будущем чрезвычайные по объему и последствиям изменения. В этих условия значительно повышаются требования к качеству принимаемых в социальной сфере решений. Только высокий уровень ответственности и профессиональной подготовленности действий, реализуемых на всех уровнях социальной структуры, позволит снизить риск негативных последствий и повысить эффективность решений.
Следует заметить, что межсекторное взаимодействие развивается в последние годы достаточно интенсивно. Все больше внедряются такие направления, как совместное проведение мероприятий, общественные и общественно-экспертные советы, предоставление государственных и муниципальных грантов. И это далеко не полный перечень существующих и развивающихся форм межсекторного взаимодействия. Среди них различные региональные программы, программы территориального развития и многие другие.
Вместе с тем существует целый ряд проблем, связанных с межсекторным взаимодействием. Их можно разбить на две группы: профильные внутрисекторные проблемы и проблемы непосредственно самого межсекторного взаимодействия.
К первой группе проблем относятся следующие:
недостаточный профессионализм участников,
информационный голод и отсутствие общего информационного пространства,
слабость ассоциативных связей и закрытость неправительственных организаций.
Отдельно стоит выделить проблему непонимания тем или иным сектором проблем партнеров. Например, в настоящее время роль некоммерческих организаций в развитии общества по-прежнему остается недооцененной со стороны государства и коммерческого сектора.
Что касается второй группы, то здесь речь идет, прежде всего, о недостаточности правого обеспечения взаимодействия, отсутствия механизмов взаимодействия, основанных не только на личных контактах.
Особого внимания заслуживает проблема взаимодействия некоммерческого сектора и бизнеса. Так, на сегодняшний день мотивацию представителей коммерческих структур, побуждающую их к благотворительности, можно определить как иррациональную, основывающуюся на общечеловеческой системе ценностей и, в большинстве случаев, личных контактах. При данной схеме коммерческий сектор не рассматривает некоммерческий как партнера, а относится к нему как просителю. То есть некоммерческие организации не воспринимаются как профессиональные организации, решающие социальные проблемы общества, в том числе и коммерческий структур, как составляющих общества. В связи с этим при осуществлении материальной и финансовой помощи, такая цель как анализ того, насколько рационально она расходуется, каков механизм доставки и качество услуги конечному потребителю зачастую в принципе не ставится. Отношения носят характер разовых действий, и ни один из участников не заинтересован в систематическом и объективном анализе результатов.
Более того, говоря о межсекторном взаимодействии нельзя не отметить тот факт, что его развитие происходит очень неравномерно, можно даже сказать, хаотично. Это обусловлено, в частности, различным уровнем развитости институтов гражданского общества в разных регионах страны, недостаточной технологизацией процесса взаимодействия.
В системе межсекторного взаимодействия стороны имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении социо-эколого-экономических проблем, поэтому построение социального партнерства основывается на взаимовыгодном обмене ресурсов, доступ к которым может быть полезен и взаимовыгоден всем сторонам.
Власть располагает экономическими, политико-правовыми, административными, информационными, силовыми, социальными и диспозиционными ресурсами; бизнес в свою очередь – финансовыми, экспертными, инновационными, информационными, человеческими и коммуникативными ресурсами; а некоммерческие организации обладают экспертными, социальными, информационными, человеческими, коммуникационными, инновационными ресурсами. В рамках партнерской модели обмен необходимыми ресурсами является основой эффективного взаимодействия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций.
На рисунке 6 нами представлена партнерская модель взаимного обмена ресурсами при межсекторном взаимодействии властных, предпринимательских структур и некоммерческого сектора.
В представленной модели обозначены три двухсекторных взаимодействия: (I) - власть – бизнес, (II) - власть – НКО, (III) - бизнес – НКО.
В данной модели власть получает ресурсы от бизнеса в полном объеме, а ресурсы органов власти не могут быть переданы в полном объеме всем без исключения предпринимательским структурам, потому как невозможно предоставить абсолютно всем предприятиям налоговые льготы, определенные преференции, обеспечить поддержку в период кризиса (диспозиционный ресурс) и т.д. Аналогично, не все НКО могут получить ресурсы от бизнеса и власти, так как для определения социальных проектов, которые будут профинансированы, используется конкурсный механизм отбора лучших проектов, в результате чего финансируется, как правило, только незначительная часть социальных программ определенных некоммерческих организаций.
При функциональном подходе рассматриваются функции властных, предпринимательских структур и некоммерческих организаций. Анализ этих функций приводит к выводу об их невыполнимости при отсутствии взаимовыгодных связей и взаимозависимости между субъектами взаимодействия.
Проведенное нами исследование подтвердило, что эффективность взаимодействия участников межсекторного партнерства зависит не только от их желания совместного решения социо-эколого-экономических проблем общества, но и от того, на каких принципах основывается их сотрудничество. Предлагаемые нами базовые принципы межсекторного взаимодействия представлены на рисунке 7.
Соблюдение предлагаемых принципов обеспечит максимально эффективное взаимодействие властных, предпринимательских структур и населения в системе межсекторного социального партнерства.
Вслед за формулированием основополагающих принципов, на которых должна базироваться система взаимодействия, следует отметить процедуры, которые будут определять сущность практической реализации предложенных принципов.
Рисунок 7 – Основополагающие принципы партнерского межсекторного взаимодействия
Многие из перечисленных проблем межсекторного взаимодействия вызваны тем, что взаимодействие зачастую ведется методом проб и ошибок без должной технологической проработки. Нередки ситуации, когда участники такого взаимодействия вообще не имеют представления о возможности использования инновационной методологии в данной сфере.
Социальные технологии существуют достаточно давно. Долгое время люди, управляя общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию в виде опыта от поколения к поколению. При этом пользовались теми или иными технологиями, которые в большинстве случаев были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно или эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения правил, предписаний, традиций, культурных образцов, основанных на прошлом опыте, то есть на основе традиционных процедур и операций, которые сознательно целенаправленно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но все же ими руководствовались в практической деятельности. [38]
Сегодня социальные технологии выступают, прежде всего, как интеллектуальный наукоемкий ресурс, его использование позволяет не только изучать и предсказывать различные социальные изменения, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат. Именно технологический подход к решению различных задач вышел за рамки собственно техники и распространился в социальной сфере. Благодаря его использованию становится возможным при наименьших издержках достижение более высоких результатов совместной деятельности людей. Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, внедренческих, личностных и.т.п.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения особенно в кризисных ситуациях.
Таким образом, необходимость технологического подхода к управлению механизмами межсекторного взаимодействия определена потребностью по оптимизации функционирования социальных механизмов, поскольку масштаб происходящих изменений и вовлечение человеческих ресурсов здесь достаточно велики, а спонтанный и стихийный характер действий в этой области провоцируют чрезмерное количество ошибок и неоправданное расходование ресурсов.
При технологизации социальных процессов возникает много проблем. Одна из них и, пожалуй, наиболее серьезная – это проблема моделирования социодинамики. Основу социальных систем составляют активные субъекты не только организованные, но и самоорганизующиеся в различные социальные группы как в результате адаптации к внешним факторам, так и в силу часто не поддающимся логическому анализу и рациональному воздействию личностных качеств. Необходимость включения в модели плохо формализуемых социально-психологических факторов, их принципиальная слабая предсказуемость и значительная изменчивость придает как самой социодинамике, так и её моделям неустойчивый, нелинейный, многопараметрический и многоуровневый характер.
Сильная неустойчивость социальных систем приводит к тому, что согласованное взаимодействие субъектов возможно лишь при четко налаженном управлении (самоуправлении), причем интенсивность управляющих воздействий должна превышать определенный «порог синхронизации». В противном случае управляемость теряется, и система распадается.
Одной из специфических черт межсекторных взаимодействий является их принципиальная конфликтность, наличие совокупности объективных противоречивых, определенных социальной природой отношений. Так государственные структуры тяготеют к административно-директивным методам взаимодействия, общественным организациям свойственен демократизм, плюрализм. В связи с этим представляет интерес рассмотрение межсекторных взаимодействий в рамках конфликтологической парадигмы. Этот подход позволяет выявлять зоны потенциальных конфликтов, предвидеть возникновение деструктивных форм взаимодействия. В результате становиться возможным определять и обосновывать пути предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, поиска механизмов согласования интересов, налаживания диалогового режима взаимодействия и тем самым переводить энергию конфликта в конструктивные формы взаимодействия.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Проблемы межсекторного взаимодействия являются актуальными для современной России, так как практически во всех территориальных образованиях совместно существуют и активно развиваются государственные, коммерческие и некоммерческие структуры.
2. Каждый сектор имеет свои специфические интересы, приоритеты, цели. Это может порождать конфликтные ситуации, деструктивные формы межсекторного взаимодействия, социальную нестабильность
3. Сложность социальных явлений, опасность, как неадекватности упрощенных моделей, так и переусложненности, возможности «утонуть» в деталях вызывает необходимость применения многих, часто взаимно противоречивых подходов. Только разносторонний и профессиональный подход, компетентное согласование разных точек зрения может позволить увеличить эффективность управленческих решений и минимизировать негативные последствия.
Прежде чем привести конкретные примеры эффективного использования социальных технологий в области межсекторного взаимодействия необходимо обозначить общее направление их применения. В наше время в большинстве развитых странах социальные технологии являются признанным и действенным инструментом управления и регуляции процессов, происходящих в социальных системах и институтах всех уровней интеграции. Накоплен большой и разнообразный опыт их разработки и применения. В России применение социальных технологий в области государственного управления находится на начальном этапе своего развития, хотя в обществе растет понимание не только необходимости такой деятельности, но и необходимости высокопрофессионального и научно-обоснованного подхода к ней. Сущность социальной технологизации в регулировании межсекторного взаимодействия заключается в максимальной формализации предписаний, которым необходимо следовать, чтобы исходные данные преобразовать в искомый результат решения управленческой задачи. Тем не менее, не все процессы подвергаются жесткой регламентации и алгоритмизации – в процессе управления всегда присутствуют элементы творчества, даже интуиции. Хотя это не отменяет необходимости присутствия достаточно жесткой программы осуществления технологии.
Таким образом, основное преимущество технологизации заключается в возможности тиражирования приемов и методов, их многократного повторения, а также применения в аналогичных обстоятельствах с прогнозируемым результатом.
К наиболее актуальным социальным технологиям осуществления межсекторного взаимодействия, под которыми понимается совокупность взаимосвязанных и выстроенных в определенной последовательности методов решения социальных проблем путем реализации контактов между институциональными структурами, сформировавшимися в ходе общественного развития, можно отнести такие технологии, как открытый бюджет, социальный заказ, функционирование фондов местного сообщества, технологии деятельности общественных советов. [107]
В рамках технологий межсекторного взаимодействия постепенно происходит качественное развитие технологий, реализуемых в рамках фондов территориального развития. Поскольку под территориальными фондами понимаются некоммерческие организации, нацеленные на поддержку социальных программ и проектов в муниципальном образовании или части муниципального образования, то есть под это определение подходят как государственные (муниципальные) фонды, финансируемые из бюджетов соответствующих уровней, так и фонды, созданные отдельными физическими лицами и группами лиц, коммерческими и некоммерческими организациями, поясним, что нами рассматриваются фонды территориального развития, которые сами по себе являются формами межсекторного взаимодействия. Или другими словами, фонды, созданные по инициативе и с участием представителей различных секторов, для решения социальных проблем, стоящих перед неким территориальным сообществом.
Сущность рассматриваемой технологии состоит в объединении усилий трех секторов на муниципальном уровне для совместного определения основных направлений дополнительного (по отношению к обязательному, закрепленному законами и другими нормативными правовыми актами) материального обеспечения в социальной сфере и социального развития структур местного сообщества и для финансирования программ, проектов и мероприятий в соответствии с данным образом установленными основными направлениями.
Также необходимо отдельно выделить то, что фонды местного сообщества обладают особым преимуществом перед другими формами социально-значимой деятельности, в которых могут принимать участие бизнес-структуры, а именно высокой технологичностью. Последнее в свою очередь обеспечивает гарантии того, что, во-первых, управление этими средствами будет осуществляться квалифицированными сотрудниками по вполне прозрачным правилам и не приведет к ненужным для имиджа бизнеса финансовым, налоговым или иным скандалам; во-вторых, публичная конкурсная основа грантов сделает расходование средств целенаправленным социальным инвестированием; в-третьих, активность будет замечена обществом, в силу того, что данная задача стоит непосредственно перед фондами местного сообщества, как организацией, заинтересованной в позитивном имидже структур, принявших участие в содействии его деятельности.
Фонд местного сообщества создается для содействия решению местных социальных проблем на основе аккумулирования местных ресурсов и рационального их использования. С этих позиций фонды для местного сообщества не вполне отвечают условиям, необходимым для решения поставленных задач. В учреждении существующих на сегодняшний день фондов, как правило, не принимали участия органы местного самоуправления (т.е. государственный сектор не вошел в число создателей фондов). Более того, можно говорить о том, что круг учредителей таких фондов в принципе довольно узок. В число учредителей обычно входят лишь некоторые группы предпринимателей. Что же касается учредителей от некоммерческих организаций, то они, как правило, не выражают мнения не только всех, но и даже большинства действующих в соответствующем муниципальном образовании некоммерческих организаций. Вместе с тем, в учреждении таких фондов принимают участие иностранные благотворительные организации, в чем, безусловно, ничего предосудительного нет, однако очевидно, что иностранные организации непосредственного отношения к местному сообществу в российском муниципальном образовании не имеют. Другими словами, упомянутые фонды создаются для поддержки местных инициатив, сотрудничают в ходе своей деятельности с муниципальными и государственными органами и, безусловно, решают весьма важные задачи. Но о самоорганизации местного сообщества, представленного тремя секторами, в ходе создания и функционирования таких фондов, к сожалению, речь пока не идет.
При этом необходимо обратить внимание на то, что образование и успешное функционирование фондов для местного сообщества является важным и, возможно, необходимым шагом на пути упомянутой самоорганизации, поскольку любые инновации преимущественно вводятся энтузиастами, которые отнюдь не составляют большинства общества.
В то же время консолидация усилий представителей всех трех секторов является решающим фактором оптимального решения местных проблем, в связи с чем необходима согласованность решений и действий представителей каждого сектора, что и обеспечивается в фонде местного сообщества. Только в этом случае обеспечивается одинаковое видение местных проблем и путей их решения, а также совместные действия по достижению поставленных задач.
Содержательной сущностью технологии фондов местного сообщества является формирование некоей, относительно постоянной и, возможно, увеличивающейся суммы средств, за счет которой производится выдача грантов, накопление указанной постоянной суммы средств, а также управление капиталом и иными средствами, доверенными в данное профильное управление.
Следует отметить, что распространение данной технологии происходит весьма медленно. Предположение о том, что причиной такого сравнительно медленного распространения является недостаточная информированность потенциальных субъектов ее внедрения, при детальном рассмотрении оказывается не вполне верным. К настоящему времени действующие фонды накопили уже достаточно большой опыт и охотно им делятся.
К факторам, тормозящим развитие фондов можно отнести следующее:
1. Существует сложность нахождения общей для трех секторов позиции в отношении основ функционирования будущего фонда и решаемых им задач. Это происходит в силу неравномерности развития социальных институтов в разных регионах России и, следовательно, неодинаковой степени их готовности к межсекторному взаимодействию.
2. Имеется недостаток относительно свободных имущественных ресурсов или неспособность найти относительно свободные имущественные ресурсы на местах, без чего, безусловно, никакой фонд создать невозможно.
3. Наличествует нехватка кадров, причем в первую очередь хорошо подготовленных и опытных менеджеров, специалистов в сфере управления финансами, специалистов по привлечению средств, специалистов по оценке и т. п.
В то же время имеются и другие проблемы. К ним можно отнести, в частности, сравнительную сложность технологии формирования фондов местного сообщества, что требует проведения большой предварительной работы перед началом создания такого фонда.
Тем не менее, само по себе внедрение данной технологии представляется для России весьма перспективной, поскольку активизирует население на местах, создает условия для более эффективного использования имеющихся материальных ресурсов. При этом для внедрения технологии нет необходимости существенно менять действующее законодательство. Ряд технологических преимуществ фондов местного сообщества, отмеченных выше при описании сущности данной социальной технологии, также будут также способствовать развитию и расширению ее применения.
В России одной из первых социальных технологий межсекторного взаимодействия являлась технология социального заказа. Данное понятие в его современном экономико-правовом и социально-технологическом понимании сформировалось в середине 90-х гг. XX века и было связано с потребностью в выработке неких общих форм взаимодействия государственных и муниципальных структур с неправительственными организациями.
В проекте федерального закона «О государственном социальном заказе» дается следующее определение: социальный заказ – это экономико-правовой механизм реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней, обеспеченных в основном за счет средств бюджета Российской Федерации, путем заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе.
На настоящий момент государство на рынке социальных услуг занимает практически монопольное положение. В связи с этим одной из насущных задач в этой сфере являются процессы демонополизации и разгосударствления. Важность этих процессов во многом обусловлена тем фактом, что при сохранении существующего положения вещей достижение повышения эффективности оказываемых населению социальных услуг невозможно. Вместе с тем данное положение отнюдь не предполагает полной коммерциализации социальных услуг. Существует огромное число социальных услуг, оказание которых, по сути, возможно лишь на некоммерческой основе. Именно для таких случаев в частности предполагается применение технологии социального заказа.
Сущностной основой социального заказа, как и других форм взаимодействия институтов гражданского общества и публично-властных органов выступает принцип субсидиарности, то есть внедрение социального заказа будет означать укрепление заинтересованности власти в создании и развитии институтов гражданского общества, поскольку только за счет этого возможно достижение общественного участия.
При помощи технологии социального заказа на конкурсной основе через реализацию целевых социальных программ возможно решение социальных проблем различного уровня. Приоритетом данной стратегии при этом является побуждение целевых групп к формированию объективных и субъективных условий для развития их способности к самообеспечению, а не обслуживание всех, кто может считаться нуждающимся, поскольку список последних может быть продлен до бесконечности.
Таким образом, в основании социального заказа лежит также идея формирования эффективной социальной политики, построенной на осуществлении гражданских инициатив. При этом исполнение исходных механизмов, содержащихся в данной социальной технологии, возможно при строгом следовании принципам программно-целевого подхода, конкурсности, прозрачности и договорного партнерства.
К названным принципам функционирования технологии социального заказа можно также добавить принцип отсутствия прибыльности. Социально значимые услуги, оказываемые до настоящего времени государственными (муниципальными) учреждениями, должны быть бесприбыльными именно исходя из того, что они предоставляются в рамках реализации уровня социальной защиты, гарантированного Конституцией РФ.
Отдельно следует отметить, что в связи с неопытностью в вопросах внедрения новой, для российской социальной практики, экономико-правовой социальной технологии существует опасность возможной невольной дискредитации самой идеи. Именно поэтому здесь очень важна поэтапность внедрения: от постепенно усложняемых взаимоотношений выдачи грантов к размещению социального заказа. Таким образом, формирование реальной конкурентной основы будет способствовать поэтапному переводу номинационных позиций грантовых конкурсов в пакеты социальных заказов, размещаемых на конкурсной основе.
Развитие следующей социальной технологии – ярмарок некоммерческих организаций и социальных проектов – на сегодняшний день представляется не только важной, но и перспективной частью продвижения негосударственных социальных услуг в системе социального партнерства. В то время как рынок массовой рекламы по ряду причин остается недоступным для социально значимых инициатив, такие ярмарки становятся одним из немногих способов продвижения социальных проектов.
Технология ярмарок некоммерческих организаций и социальных проектов стала внедряться в отечественную практику сравнительно недавно, однако за короткий промежуток времени она получила довольно широкое распространение. Ярмарки некоммерческих организаций и социальных проектов представляют собой регулярные съезды представителей некоммерческих организаций, представляющих свои организации и социально значимые проекты представителям государственных и муниципальных органов и предпринимателям с целью получения средств на решение силами некоммерческих организаций наиболее актуальных социальных проблем. Характерным свойством ярмарки является наличие трехсекторного партнерства, то есть при их проведении осуществляется взаимодействие некоммерческого, государственного и коммерческого секторов. Данную социальную технологию отличают праздничная атмосфера и конкурсная соревновательность, что способствует укреплению и внутрисекторных связей. Собственно говоря, термин «партнерство» лучше всего характеризует качество требуемого взаимодействия при подготовке и проведении ярмарок.
В ряду перспектив данной социальной технологии первое место по праву занимает развитие более высокотехнологичных ее форм, то есть ярмарки социальных проектов и услуг. По мере профессионализации добровольческого, некоммерческого сектора, данный подвид технологии, по всей видимости, будет постепенно завоевывать доминирующее предложение.
Отдельно стоит, сказать о необходимости поиска путей усиления эффекта, достигаемого в ходе ярмарки. Среди возможных вариантов можно назвать возникновение и развитие сетевых проектов. Последние обладают рядом синергетических преимуществ, таких как расширение пространства, в пределах которого осуществляются действия, нацеленные на решение проблемы; укрепление сообщества профильных некоммерческих организаций, действующих на территориях, охваченных соответствующим проектом; развитие социальных сетей и повышение общественного резонанса от сплоченных действий.
Можно предположить, что в будущем возможен переход от технологии ярмарок социальных проектов к технологии биржи социальных услуг, которая обеспечивала бы более или менее постоянной основе потребности рынка социальных услуг. Вместе с тем такой переход возможен лишь при наличии двух обязательных условий. Во-первых, необходимо наличие развитого некоммерческого сектора, который возьмет на себя реализацию целых направлений социальной политики в рамках общих стандартов, устанавливаемых государством, а во-вторых, лишь при создании хорошо отлаженных механизмов социального партнерства. Поэтому до возможного появления таких бирж социальных услуг еще необходимо пройти долгий путь развития и некоммерческих организаций и отработки механизмов межсекторного взаимодействия.
Актуальность следующей социальной технологии обусловлена развитием тенденции к открытости и прозрачности государственного управления, которая сегодня проявляется в большинстве государств мира, в том числе в странах, где демократические преобразования начались еще совсем недавно. Прозрачность рассматривается как основное условие открытости решений властных структур и становления демократии. Прежде всего, такие тенденции затрагивают основной политический и финансовый инструмент страны – бюджетную сферу.
Востребованность социальной технологии «прозрачности бюджета» определена несколькими факторами, такими как макроэкономическая стабильность, обоснованность кредитов, выборный процесс, повышение инвестиционной привлекательности, уменьшение коррупции. С позиции населения и институтов гражданского общества прозрачность позволяет каждому члену общества видеть, на какие цели и насколько эффективно расходуются налоги. При этом соответствующий интерес к данной проблеме международные финансовые институты, представители законодательной и исполнительной власти, население и главным образом, его социально-активная часть, объединяющая в некоммерческие организации и представляющая в бюджетном процессе интересы определенных групп населения.
Вместе с тем в нашей стране, по мнению большинства экспертов, бюджетная практика не отвечает требованию прозрачности: ограничена информация для оценки эффективности исполнения бюджета, общественность принимает слабое участие в бюджетном процессе, имеет место монополия исполнительной власти на участие в бюджетном процессе и пр. Среди проблем современного бюджетного процесса, в той или иной степени характерных для всех или большинства регионов России можно выделить: несовершенный механизм распределения прав и ответственности по расходным полномочиям между федеральным уровнем, уровнем субъектов и муниципальными образованиями; неэффективная практика расходования бюджетных средств на основе конкурсных процедур, организация которых в свою очередь является зоной минимальной прозрачности; недостаточное закрепление в законодательных актах прав общественности на получение бюджетной информации и участие в бюджетном процессе, в том числе в форме общественных слушаний по бюджету; недостаточна доступность и полнота бюджетной информации для независимых экспертов и общественности; недостаточная активность и мотивация участия НКО в бюджетном процессе
Вместе с тем, следует заметить, что сущность прозрачности бюджета и бюджетного процесса не сводится к открытости информации. Прозрачность бюджета, будучи инструментом развития демократии, в свою очередь зависит от ее зрелости, то есть готовности и способности населения и институтов гражданского общества осуществлять общественный контроль прозрачности бюджетного процесса и участвовать в процессе принятия решений по вопросам бюджетной политики, отстаивая интересы территориального сообщества.
При таком подходе эффективная бюджетная работа должна опираться на комплекс методически описанных действий, позволяющих специалистам (прежде всего из некоммерческого сектора) осуществлять общественное участие в бюджетном процессе, которое способствует повышению эффективности бюджетного процесса и достижению лучшего социального эффекта.
В качестве возможной технологии может выступать комплексная социальная технология «прозрачного бюджета», разработанная и апробированная Центром «Стратегия», которая включает в себя следующие основные и обеспечивающие технологии: [34]
Основные:
технологии оценки и анализа прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
технологии прикладного бюджетного анализа;
технологии общественного участия на различных этапах бюджетного процесса.
Обеспечивающие:
технологии внесения законодательных инициатив, расширяющих возможность общественного участия в бюджетном процессе;
образовательные технологии;
информационные технологии.
Такое разделение продиктовано следующим обстоятельством: для осуществления общественного участия, общественность должна обладать знаниями по конкретным социальным проблемам, решение которых предусмотрено за счет бюджетного финансирования. Для этого необходим прикладной бюджетный анализ, который возможен, только в том случае, если бюджетный процесс прозрачен, а бюджетная информация доступна для НКО и экспертов. В связи с этим социальная технология «Прозрачный бюджет» реализуется только тогда, когда имеют место все три тесно взаимосвязанные между собой технологии описанные выше.
В то же время наличие обеспечивающих технологий необходимо для созданий условий эффективного продвижения данной социальной технологии путем повышения квалификации и профессионализма представителей власти и некоммерческих организаций в области прозрачного бюджета и межсекторного взаимодействия, расширения законодательного и информационного поля общественного участия в бюджетном процессе.
В заключении необходимо отметить, что в настоящее время, за редким исключением, почти не проводится системных и фундаментальных исследований в области межсекторного взаимодействия, преобладают прикладные работы по конкретным проектам. Достаточно активно ведется распространение опыта межсекторного взаимодействия и пропаганда отдельных удачных программ. Так проводится работа по обучению широкого круга неправительственных организаций и представителей органов власти и местного самоуправления разнообразным социальным технологиям и методам социального партнерства. Данную деятельность осуществляют широко распространенные ресурсные центры, а также другие организации, располагающие соответствующими возможностями. Но и эта работа пока, как правило, основана на энтузиазме, личной инициативе, носит характер эпизодической полуофициальной деятельности, не включена в какие либо государственные или коммерческие образовательные структуры или программы.
Таким образом, технологизация управленческой деятельности является одним из основных ресурсов повышения эффективности государственного управления. Вместе с тем стоит признать, что если в западных странах уже накоплен большой опыт в области внедрения социальных технологий, то в России их применение только начинает получать распространение.
В этой связи предметом особого внимания должны стать следующие задачи:
фундаментальные разработки в области моделирования технологизации межсекторного взаимодействия;
организация специализированных и профессиональных внедренческих и консультативных структур;
подготовка специалистов для работы в теоретической и прикладной области с разработкой соответствующих учебных программ.
Вместе с тем было бы неверно считать, что социальные технологии являются «панацеей», что при их использовании можно сразу решить все экономические, социальные и духовно-нравственные проблемы общества. Для разработки и реализации социальных технологий, прежде всего, требуются соответствующие объективные условия (в том числе материально-техническое обеспечение) и достаточно зрелый субъективный фактор. Речь идет о высоком уровне экономического и нравственного сознания, трудовой и исполнительной активности, творческом подходе к делу и стремлении изменить ситуацию к лучшему у представителей всех уровней межсекторного взаимодействии.
Для повышения эффективности социального партнерства нами предложены основные направления по совершенствованию межсекторного взаимодействия властных, предпринимательских структур и населения.
Направления совершенствования межсекторного взаимодействия для предпринимательских структур
1. Идентификация всех стейкхолдеров (как внутренних, так и внешних), ранжирование их по степени значимости для определения приоритетности направлений взаимодействия. Бизнес должен стремиться к тому, чтобы местное сообщество и персонал компании рассматривались как важнейшие из заинтересованных сторон, при этом должен соблюдаться баланс интересов всех остальных групп стейкхолдеров.
2. Проявление инициативы в организации совместного диалога с властными структурами и некоммерческим сектором.
3. Развитие системы обратной связи в процессе взаимодействия со стейкхолдерами посредством использования всех возможных каналов коммуникации. Основным средством коммуникации должна стать нефинансовая отчетность, являющаяся источником комплексной информации о деятельности компаний в социально-экономической и экологической сферах.
4. Обеспечение максимального эффекта межсекторного взаимодействия путем сохранения компанией устойчивости проводимой политики корпоративной социальной ответственности.
Направления совершенствования межсекторного взаимодействия для органов власти
1. Осуществление открытого диалога для определения общих целей, задач и разработки механизмов межсекторного социального партнерства;
2. Отказ от использования и введения квазиналоговых платежей и других подобных принудительных мер в отношении бизнеса с целью активизации и расширения его благотворительной деятельности.
3. Введение законодательных основ и внедрение практик поощрения социально-ответственного бизнеса в регионах, основанных не только на количественных, но и качественных критериях.
4. Усиление системы обратной связи путем предоставления полной информации всем заинтересованным сторонам о направлениях расходования средств, выделяемых бизнесом властным структурам в целях благотворительности.
5. Разработка и внедрение информационного обеспечения межсекторного взаимодействия посредством информационного сопровождения социально-значимых проектов, программ, акций и других социальных инициатив.
Направления совершенствования межсекторного взаимодействия для некоммерческого сектора
1. Разработка и совершенствование механизмов общественного мониторинга, включающих общественный контроль и общественную экспертизу в процессе реализации социально-значимых проектов.
2. Формирование и развитие единой базы информационно-коммуникативного пространства для обеспечения информационной интеграции в системе взаимодействия с НКО-множеством, а также с органами власти и бизнес-структурами с целью расширения информационного поля взаимодействия.
3. Активизация деятельности некоммерческих организаций в разработке положений отдельных нормативно-правовых актов, а также механизмов их реализации; совершенствование механизмов и выработка конкретных стратегий взаимодействия с органами власти и бизнесом с учетом ограничений, возможностей и взаимной ответственности субъектов взаимодействия.
- Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства великий новгород
- Isbn 978-5-89896-401-6
- Содержание
- Введение
- Глава 1 Теоретико-методологическое аспекты социального партнерства власти, бизнеса и населения
- 1.1 Теоретическое представление об основах взаимодействия власти и бизнеса и их ответственности перед обществом
- 1.2 Концепции корпоративной социальной ответственности
- 1.3 Социальная ответственность предпринимательских структур и ее уровни
- 1.4 Методические подходы к оценке корпоративной социальной ответственности
- Глава 2 Этапы и формы взаимодействия участников системы социального партнерства
- 2.1 Определение этапов и форм конструктивного взаимодействия властных и бизнес-структур
- 2.2. Особенности и проблемы взаимодействия некоммерческих организаций и государства
- 2.3. Анализ взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций
- 2.4. Технологии и особенности межсекторного взаимодействия
- Глава 3 Эволюция социального партнерства в промышленно развитых странах и трансформирующихся экономиках
- 3.1 Формирование и развитие системы социального партнерства в европейских странах
- 3.2 Эволюция социального партнерства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3.3 Становление системы социального партнерства в странах бывшего ссср
- 1. Казахстан
- 2. Украина
- 3. Молдова
- 4. Латвия
- 3.4 Формирование и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации
- 3.5 Компаративный анализ эволюции социального партнерства в различных регионах
- Глава 4 Формирование институциональных основ социального партнерства в Российской Федерации
- 4.1 Теоретические аспекты формирования института социального партнерства в России
- 4.2 Проблемы и противоречия процесса институционализации социального партнерства в рф
- Заключение
- Список литературы
- Грекова Галина Ивановна,