1. Казахстан
С началом демократических преобразований и перехода к рыночным отношениям, повлекшим конфликтные ситуации, особенно в сфере труда, 19 декабря 1994 года Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым было принято Постановление «О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений». Были сформированы трехсторонние комиссии на национальном, отраслевом и областном уровне.
Начиная с 1995 года, заключаются Генеральные соглашения между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателями. К примеру, 19 января 2005года было подписано Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников: Федерацией профсоюзов Республики Казахстан, Конфедерацией свободных профсоюзов Казахстана, Конфедерацией труда Казахстана и республиканскими объединениями работодателей: Конфедерацией работодателей Республики Казахстан, Евразийской промышленной ассоциацией, Конгрессом предпринимателей Казахстана, Союзом товаропроизводителей и экспортеров Казахстана на 2005–2006 годы.
Развитию социального партнерства способствовало принятие в декабре 2000 года Парламентом Республики Казахстан Закона «О социальном партнерстве в Республике Казахстан», где отражены основные задачи и принципы социального партнерства, определен порядок заключения, изменения и расторжения соглашений между сторонами. Данный Закон явился механизмом правового, цивилизованного регулирования партнерских отношений и направлен на достижение консолидации общества.
Нельзя не отметить республиканский съезд социальных партнеров, который состоялся 6 декабря 2004 года в Астане, где принимали участие не только представители республиканских, отраслевых и региональных трехсторонних комиссий, но и сотрудники Администрации Президента, депутаты Парламента, члены Правительства, а также гости форума – представители посольств Азербайджана, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Туркменистана, Украины, Германии, США. Участники форума отметили, что на современном этапе трипартизм должен стать важнейшим политическим институтом, оказывающим влияние не только на социальное партнерство в обществе, но и на развитие реальных механизмов коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Открывая форум, Премьер-министр Д.Ахметов сказал, что сегодня институт социального партнерства является одним из влиятельных институтов гражданского общества в Казахстане, подчеркнув при этом, что за прошедшие десять лет поиски социально-сбалансированных решений внесли огромный вклад в снижение социальной напряженности в регионах. Благодаря совместным усилиям Правительства РК, профсоюзов и работодателей, в республике сложился плодотворный опыт ведения социального диалога. И порукой тому – сложившаяся законодательная база, создание трехсторонних комиссий, заключение трехсторонних соглашений, проведение переговоров, принятие социально-взвешенных решений, помогающих регулировать проблемы трудовых отношений как на республиканском, так и на местном уровне.
Хотя формирование системы социального партнерства в Казахстане находится в стадии становления, но сегодня уже можно сделать некоторые предварительные выводы, определяющие известные достижения и проблемы на пути решения этой проблемы. За прошедшие годы происходит процесс становления субъектов социального партнерства, характер взаимоотношений между государством и обществом становится более свободным и демократичным.
Основным и важным субъектом системы социального партнерства является государство. Именно оно как базовый элемент политической системы несет ответственность за сохранение стабильности общества и обеспечение его нормальной жизнедеятельности. Государство с помощью органов контроля регулирует взаимодействие между различными субъектами, структурируя социальное пространство таким образом, чтобы уровень напряженности в обществе не превышал критической отметки. Государство как гарант и посредник должно обеспечивать равные возможности удовлетворения интересов и потребностей.
В то же время именно государство является одним из партнеров в социальной системе. В силу особенностей государства как основного института политической системы, надо полагать, что его роль в данном качестве будет нелегкой. Сегодняшняя казахстанская практика показывает, что уровень развития партнерских отношений различных социально-политических групп во многом зависит от способности государства регулировать процесс становления системы социального партнерства.
Сегодня государство нашей республики проводит работу по обеспечению занятости населения и снижению бедности в стране. В этих целях широко используются активные меры содействия занятости населения, которые включают в себя создание рабочих мест, трудоустройство, организацию общественных работ, профессиональное обучение безработных, микрокредитование и другие. Кроме того, государством принимаются меры по стабилизации социального положения малоимущих слоев населения страны.
Необходимо отметить, что государством проводится работа и по законодательно-нормативному укреплению системы социального страхования населения. Принимаются меры по совершенствованию трудового законодательства и обеспечению контроля за его соблюдением.
При этом государство пытается создать условия, чтобы в партнерские отношения могли включаться не только работодатели и профсоюзы, но и различные политические силы, стремящиеся к достижению общего благополучия. Сегодня в процессе разработки и реализации социальной политики принимают участие политические партии, общественные движения и государство. Все это является условием дальнейшего совершенствования механизма социального партнерства.
Как известно, в социально-рыночных экономиках развитых стран партнерские отношения формируются как автономная от государства система, основанная на полной самостоятельности предпринимателей и трудящихся в принятии решений и поиске взаимовыгодных компромиссов и способная к поддержанию социального согласия в обществе без вмешательства правительства. За государством остаются лишь функции контроля за поведением трудящихся и работодателей, в границах их прав и свобод, определенных конституцией и законодательными нормами, и недопущения таких действий, которые выходят за рамки ценностных ориентиров общенационального блага. Однако наше правительство, уделяя огромное внимание социально-экономическим проблемам, думается, нередко использует старую практику давления на других субъектов социального партнерства.
Сегодня в Казахстане признается бесспорным тот факт, что профсоюзы должны явиться неотъемлемым элементом демократии. В последнее десятилетие происходит процесс формирования новых независимых профсоюзов Казахстана. Между тем, профсоюзы не стали еще подлинными партнерами-оппонентами, опирающимися на доверие коллектива, способными на деле защищать интересы человека труда. Так, например, программа углубления социальных реформ до 2007 года была принята без участия профсоюзов.
В этом плане казахстанский политолог А.Жусупова отмечает, что профсоюзное движение и социальное партнерство в постсоветских государствах обладают своей спецификой и сталкиваются с рядом трудностей, наследием советской системы организации профсоюзных организаций. «Трудности, испытываемые постсоветскими профсоюзами, порождены процессами радикальной смены приоритетов от существовавшей социалистической парадигмы профессиональных организаций трудящихся к диверсификационной модели, соответствующей плюралистическому характеру либеральной политико-экономической системы. В целом нынешний период перехода профсоюзов на новые рельсы работы обусловил появление целого комплекса проблем и недостатков в их работе, начиная от законодательного регулирования их деятельности и кончая психологической подготовленностью граждан к новой форме консолидации вокруг этих организаций»
Равноправным и столь же необходимым элементом «триады» системы социального партнерства, ее субъектом являются объединения, союзы предпринимателей, работодателей. Основными целями деятельности союзов предпринимателей является защита собственных корпоративных интересов, помощь в организации производства товаров и услуг с целью получения прибыли, участие в создании механизма регулирования социально-трудовых отношений. Следует также отметить, что и объединениям, союзам предпринимателей Казахстана присуще определенное участие в политической сфере, выражающееся, в первую очередь, в воздействии на социальную и экономическую политику государства.
Созданная в 2000 году Конфедерация работодателей Республики Казахстан (КРРК) сегодня принимает активное участие в развитии социального партнерства. По последним данным, за пять лет число членов КРРК возросло с 23 до 80. В состав Конфедерации входят 42 отраслевые и региональные ассоциации, объединяющие 3500 предприятий. Это более 350 000 работников. Сейчас представители КРРК являются членами рабочих групп Правительства и Парламента практически по всем законопроектам, затрагивающим проблемы регулирования предпринимательской деятельности.
Как известно, каждый из субъектов системы социального партнерства представляет интересы своей стороны, неизбежно проявляет свою корпоративность и это не только разделяет, но даже противопоставляет различные субъекты системы социального партнерства. Эффективность всей этой системы во многом определяется тем, насколько стороны сумеют преодолеть это определенное противостояние. И, напротив, неспособность преодолеть это противостояние является основным препятствием на пути достижения позитивных результатов в деятельности данной системы.
В ходе проведенных социологических исследований 19% опрошенных граждан страны заявили, что регулярно сталкиваются с нарушениями их трудовых прав. Еще 28,6% опрошенных заявили, что различные нарушения прав работников со стороны работодателей в том месте, где они работают, происходят, но редко.
Достаточно значительная часть опрошенных граждан страны негативно оценила современное трудовое законодательство Казахстана. Так, 50,6% опрошенных граждан страны утверждают, что законодательство плохо защищает права работников. Причем 33,2% от данной категории респондентов считают, что работодатели в ряде случаев могут безнаказанно нарушать права работников, а 17,4% заявили, что работники фактически полностью беззащитны перед произволом со стороны работодателей. Эти данные позволяют сделать нам вывод о том, что социальное партнерство в Казахстане идет с определенными издержками для основной массы населения – трудящихся.
Социально-трудовые отношения, строящиеся на основе диктата работодателя, в современных условиях не имеют шансов на успешное развитие. Диктатура в любых проявлениях не способствует динамичному устойчивому социальному развитию.
К тому же следует учитывать, что социальное партнерство эффективно только тогда, когда основывается на взаимном доверии всех партнеров и, в первую очередь, – на доверие наемных работников как основной массы населения к власти и работодателям. Вместе с тем сказать, что взаимоотношения работодателей с населением основаны на взаимном доверии, достаточно трудно. Основным механизмом, порождающим негативное отношение к предпринимателям, является сравнение, обусловленное огромным неравенством статусов и имущественного положения между этим социальным слоем и остальным населением. Не секрет, что люди готовы мириться с высокими доходами других при условии, когда их собственная жизнь будет улучшаться. Характерно, что и сами предприниматели нередко демонстрируют нежелание наладить партнерские отношения со своими работниками.
Очевидно то, что низкие доходы у значительной части населения не выполняют ни стимулирующей, ни воспроизводственной функции. Так, председатель Федерации профсоюзов С.Мукашев отмечает, что существует проблема социальной ответственности предпринимателей, которые нередко хозяйствуют по-капиталистически, а зарплату платят по советским меркам.
К сожалению, отношения с представителями власти также являются одним из острых проблем казахстанских предпринимателей. В основе такого рода конфликта находятся: неравенство социальных статусов, слабая правовая база их взаимодействия, противоречия ценностных ориентаций и социальных качеств госслужащего и предпринимателя.
Оценивая первые итоги казахстанского опыта социального партнерства, следует обратить внимание на следующее.
Во-первых, становление системы социального партнерства, как и во всех странах постсоветского пространства, успешнее всего идет в институциональном и нормативно-правовом плане. Важнейшие принципы и ценности социального партнерства еще не укоренились в общественном сознании и деловой практике, не вошли в быт и привычку, как это имеет место в развитых странах мира. Это обусловлено тем, что формирование социального партнерства в Казахстане началось сверху – с принятия законодательных актов и создания структур государственного уровня для участия в регулировании социально-трудовых отношений. Если государство осознало необходимость внедрения принципов социального партнерства, то на уровне массового сознания эта идея до сих пор не укоренилась. Это вовсе не означает, что социальное партнерство должно развиваться «снизу». Точнее сказать, система социального партнерства эффективна тогда, когда развивается одновременно на всех уровнях.
Во-вторых, важный момент, который требует внимания, обусловлен тем, что становление социального партнерства взаимосвязано напрямую с уровнем культуры общества. К сожалению, приходится признать, что в стране все еще отсутствует культура ведения переговоров по вопросам регулирования социально-экономических и трудовых отношений.
В-третьих, социальное партнерство является одним их критериев демократизации общества. Оно направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного сотрудничества реальное участие работников, работодателей и государства в разработке и принятии социально-экономической и трудовой политики, основанной на оптимальном балансе реализации интересов сторон. Притом, чтобы обеспечить этот баланс, безусловно, необходимо наличие правового государства, в котором все отношения регулируются демократическими законами. Система социального партнерства будет реально выполнять свои функции, если будут соблюдаться демократические принципы, то есть будет дана возможность различным социальным группам в рамках закона защищать свои интересы. Становление партнерских отношений должно основываться на гражданской ответственности представителей работников наемного труда и работодателей, их активного участия в поддержании стабильности и общественного согласия.
- Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства великий новгород
- Isbn 978-5-89896-401-6
- Содержание
- Введение
- Глава 1 Теоретико-методологическое аспекты социального партнерства власти, бизнеса и населения
- 1.1 Теоретическое представление об основах взаимодействия власти и бизнеса и их ответственности перед обществом
- 1.2 Концепции корпоративной социальной ответственности
- 1.3 Социальная ответственность предпринимательских структур и ее уровни
- 1.4 Методические подходы к оценке корпоративной социальной ответственности
- Глава 2 Этапы и формы взаимодействия участников системы социального партнерства
- 2.1 Определение этапов и форм конструктивного взаимодействия властных и бизнес-структур
- 2.2. Особенности и проблемы взаимодействия некоммерческих организаций и государства
- 2.3. Анализ взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций
- 2.4. Технологии и особенности межсекторного взаимодействия
- Глава 3 Эволюция социального партнерства в промышленно развитых странах и трансформирующихся экономиках
- 3.1 Формирование и развитие системы социального партнерства в европейских странах
- 3.2 Эволюция социального партнерства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3.3 Становление системы социального партнерства в странах бывшего ссср
- 1. Казахстан
- 2. Украина
- 3. Молдова
- 4. Латвия
- 3.4 Формирование и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации
- 3.5 Компаративный анализ эволюции социального партнерства в различных регионах
- Глава 4 Формирование институциональных основ социального партнерства в Российской Федерации
- 4.1 Теоретические аспекты формирования института социального партнерства в России
- 4.2 Проблемы и противоречия процесса институционализации социального партнерства в рф
- Заключение
- Список литературы
- Грекова Галина Ивановна,