1.3 Социальная ответственность предпринимательских структур и ее уровни
Актуализация и приоритетность проблем социальной ответственности бизнеса обусловлены, с одной стороны, общей высокой степенью хозяйственного развития ведущих государств мира, создающей материальные возможности для поддержания современных стандартов качества жизни населения. С другой, — с повышением значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с необходимостью инвестиций в «человеческий капитал», как ключевого условия инновационного экономического роста, основанного на потенциале интеллекта, образованности и творчества работников. В России немаловажной причиной повышения внимания к развитию социальных функций предпринимательского сообщества явился пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики в сторону расширения круга ее субъектов и значительного сокращения роли государства в решении многих социально-экономических проблем.
Бесспорным фактом хозяйственной практики выступает воздействие, которое оказывает власть на экономическое поведение бизнеса, его содержание и результаты. Экономика как целостный организм функционирует в пространстве «властных напряжений». К сожалению, чаще всего, власть рассматривает бизнес как дополнительный источник финансирования собственных программ. По мнению некоторых исследователей, существующий подход к корпоративной социальной ответственности (КСО) превращает бизнес-сообщество России в инструмент для затыкания брешей социальной сферы, возникающих из-за ошибок и небрежностей институционального управления. Социальные инвестиции российских компаний составляют от 8% до 30% их прибыли после уплаты налогов. Между тем на Западе компании тратят на социальные и благотворительные программы в среднем 0,5% от прибыли до налогообложения [2]. В России выстраивается система отношений «старший — младший», когда крупный бизнес «отвечает за всё» и даже периодически предпринимаются попытки законодательно закрепить за бизнесом обязанность реализовывать социальные программы.
Для организации социально ответственной работы государства и бизнеса в первую очередь нужно определить зоны их ответственности, а также то, как действовать в тех областях, где интересы пересекаются. Необходим оптимальный баланс между основной деятельностью компаний и их поддержкой «территорий присутствия». Более того, пример социально ответственного поведения бизнес-сообществу должен подавать главный консолидированный работодатель — государство. Речь, таким образом, идет об объективной необходимости нахождения форм гармонизации априори противоречивых начал — экономических и социальных целей корпораций, корпоративных и общенациональных интересов.
Однако и российскому бизнесу зачастую не хватает четкого понимания и сознательного принятия того, что социальная ответственность бизнеса – это не нечто исключительное, вызываемое какими-то особыми обстоятельствами, а норма, вытекающая из самой сущности крупного корпоративного бизнеса. Бизнес не может действовать изолированно от общества, поскольку он сам — часть социума. Крупная компания является социально-экономическим институтом, занимающим ведущее положение в странах с рыночной экономикой.. В отличие от фирм малого и среднего бизнеса, крупные компании зачастую являются градообразующими, от их деятельности во многом зависит состояние окружающей среды, качество потребительских товаров. Они группируют и внутри себя, и вокруг себя большие массы заинтересованных людей, так называемых стейкхолдеров.
Обычно стейкхолдеров разделяют на первичных и вторичных. Первичные – акционеры, сотрудники, инвесторы, клиенты, бизнес-партнеры по производственной цепочке - имеющие легитимное и прямое влияние на корпорацию. Вторичные, имеющие опосредованное влияние на бизнес, к которым относятся: органы власти и управления (муниципальные, субъекта федерации и федеральные); конкуренты; другие компании; местные сообщества, куда входят: средства массовой информации; некоммерческие организации, в том числе организации гражданского общества (экологов, защиты прав потребителей, правозащитников и др.) и благотворительные; местные активисты, формирующие общественное мнение. Некоторые такие группы оказываются «стейкхолдерами поневоле», вне и помимо собственного выбора, но именно вследствие того ущерба, который им наносит или может нанести деловая активность компании.
Стейкхолдеры формируют взаимозависимую систему отношений (связей), своеобразную «паутину», которая может либо поддерживать бизнес в трудную минуту, либо, напротив, лишает компанию возможности действовать. Наличие подобного рода социальных связей еще раз подтверждает тот факт, что корпорация является важным общественным институтом, который включен в систему общественных отношений, во многом определяющих социально-экономическое бытие отдельных субъектов общества, а, если брать корпоративный сектор в целом, то и всего общества в целом. По существу, корпоративный сектор и государство разделяют ответственность не только за состояние системы социально-трудовых отношений, но и за благополучие общества в целом.
Следовательно, можно сделать вывод, что корпорации не только все глубже внедряются в социальную ткань общества и его структуры и существенно меняют правила игры, по которым эти структуры функционируют, но и сами оказываются во все более серьезной зависимости от социума и от власти. Растет понимание общественной значимости собственной деятельности и в самих корпорациях, что находит выражение в широком распространении практики социальной ответственности бизнеса.
Однако социальная ответственность бизнеса трактуется по-разному: иногда очень узко, иногда чересчур расширительно. Корпоративная социальная ответственность (в узком смысле) включает в себя обязанность эффективно осуществлять функцию создания добавленной стоимости, честно и в полном объеме выполнять социо-эколого-экономические обязательства, установленные законами и этическими нормами и правилами, принятыми в обществе. Традиционная трактовка корпоративной социальной ответственности в узком смысле предполагает своевременную выплату работникам зарплаты, уплату налогов, соблюдение законодательства в сфере охраны окружающей среды, техники безопасности и здоровья работников, этичное поведение в рамках существующего законодательства.
Таким образом, исходной сферой формирования системы социальной ответственности бизнеса являются социально-трудовые и связанные с ними экономические и политические отношения. С этих позиций социальная ответственность выступает как метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержащий в себе механизм достижения социальной стабильности общества. В настоящее время в Российской Федерации идет процесс создания правовых основ и механизмов реализации взаимодействия власти и бизнеса в рамках трипартизма (правительство-профсоюзы-предприниматели), вырабатываются формы и методы осуществления управления организациями в новых условиях.
Социальная ответственность бизнеса (в широком смысле) представляет собой добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, зачастую не связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законодательного минимума и принятых в обществе этических норм. Это ответственность перед деловыми партнерами и сотрудниками, перед местными сообществами и населением в целом. Высшей формой социальной ответственности бизнеса является включение его в систему социального партнерства, в результате которого происходит пересмотр ответственности бизнеса, власти и общества в решении общественно-значимых проблем, искоренение социального иждивенчества, создание механизмов общественного контроля над выполнением государством своих социальных обязательств.
Если условно представить корпоративную социальную ответственность в виде пирамиды, то в основании этой пирамиды находится бизнес-деятельность компании с ее главными ценностями и принципами, а на вершине - взаимодействие со всеми заинтересованными в делах компании лицами (стейкхолдерами). Исходя из этого, взаимосвязи компании с основными субъектами социального партнерства предлагается организовывать следующим образом (см. рис.3).
Поскольку число, состав и круг интересов стейкхолдеров постоянно меняется, постольку необходимы адекватные изменения реализуемой корпорацией модели взаимодействия с ними.
На основе градации категорий стейкхолдеров можно выделить несколько уровней корпоративной социальной ответственности:
1. Микроуровень: ответственность перед сотрудниками (персоналом), партнерами, акционерами и потребителями. Так, например, социальная защищенность сотрудников компании обеспечивается целым рядом программ и инициатив, направленных на создание и поддержание корпоративной культуры, развитие чувства корпоративной принадлежности, приверженности сотрудников ценностям и идеалам компании. Существуют программы социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, которые могут включать:
медицинские услуги – работу здравпункта, поликлиническое обслуживание, добровольное медицинское страхование и предоставление путевок для отдыха и оздоровления работников и членов их семей;
ежегодный бонус к очередному отпуску, материальную помощь, выдачу возвратных беспроцентных ссуд при условии закрепления в коллективном договоре;
организацию питания сотрудников, компенсацию на питание;
скидки работникам при покупке продукции предприятия;
доставку к месту работы транспортом компании;
предоставление средств мобильной и пейджинговой связи;
возмещение расходов, связанных с переездом, и на время работы по контракту в регионе;
оплату аренды жилой площади, услуг няни и т.п.
2. Мезоуровень: ответственность перед местными сообществами.
3. Макроуровень: ответственность перед государством.
4. Мегауровень: ответственность перед мировым сообществом.
Существуют и другие подходы к выделению уровней корпоративной социальной ответственности [27]:
первый – базовый или обязательный – своевременная выплата работникам зарплаты, оплата налогов, соблюдение законодательства в сфере охраны окружающей среды, техники безопасности и здоровья работников, этика поведения в рамках законодательства и кодекса корпоративного поведения. Соблюдение требований первого уровня социальной ответственности позволяет предприятию выйти на цивилизованный рынок;
второй – уровень благотворительности (традиционная адресная благотворительность, а затем стратегическая, обеспечивающая стратегический интерес компании - программы помощи и спонсорство);
третий – уровень социальной ответственности корпорации перед ее персоналом. Как правило, – это, обеспечение расширенного, за рамки российского законодательства пакета социальных услуг работникам, создание собственной (корпоративной) пенсионной систем, реализация внутрифирменных программ по медицинскому обслуживанию, организации питания и отдыха, развитию физкультуры и спорта, обеспечению жильем, по подготовке и переподготовке кадров, по совершенствованию организации и культуры производства и т.п.;
четвертый – уровень социальных инвестиций1. Социальное инвестирование возникло в качестве альтернативы благотворительности, как традиционной, так и стратегической. Данный уровень КСО предполагает проведение целенаправленной долгосрочной социо-эколого-экономической политики компании на территории присутствия, направленной на решение общественно значимых задач и подразумевающей взаимное вложение ресурсов представителей местных сообществ и приносящей взаимные выгоды всем участникам.
Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних стейкхолдеров, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный социальный и экономический эффект. Каждой компании, находящейся на этом уровне КСО важно правильно определять круг своих стейкхолдеров.
Переход к фокусированным социальным инвестициям компаний на национальном и региональном уровнях, направленным на решение самых актуальных для страны проблем в сфере занятости, борьбы с бедностью, образования, жилья, безопасности, охраны здоровья и среды обитания может быть поддержан системой мотивационных мер со стороны государства;
пятый – уровень венчурной филантропии. Венчурная филантропия - "нестандартная" благотворительная деятельность, возникшая в результате интеграции в филантропическую деятельность принципов и стратегий венчурного предпринимательства. Основными ценностями венчурной филантропии являются творческий, инновационный подход к решению социальных проблем, базирующийся на долгосрочном финансировании и партнерстве.
Проведенные исследования показали, что многие предприятия Новгородской области работают на принципах социального партнерства. Так 26,8% опрошенных предприятий имеют социальные программы, 56,1% занимаются благотворительностью (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Социальные программы предприятий
| Число предприятий | % от общего числа предприятий, имеющих социальные программы |
Добровольное медицинское страхование | 2 | 18,2 |
Страхование от несчастных случаев | 1 | 9,1 |
Участие сотрудников в благотворительности | 1 | 9,1 |
Оплата занятий спортом | 1 | 9,1 |
Оплата столовой | 4 | 36,4 |
Улучшение условий труда | 2 | 18,2 |
Материальная помощь сотрудникам по различным случаям | 3 | 27,3 |
Детские социальные программы | 2 | 18,2 |
Социальные программы для пенсионеров, ветеранов | 2 | 18,2 |
Льготные кредиты сотрудникам | 3 | 27,3 |
Оплата проезда, доставка на работу | 3 | 27,3 |
Программы по обеспечению жильем | 1 | 9,1 |
Обучение, подготовка, переподготовка сотрудников | 2 | 18,2 |
Стипендии от предприятия | 1 | 9,1 |
Бесплатные медицинские услуги | 2 | 18,2 |
Итого | 11 | 26,8 |
Среди социальных программ опрошенных предприятий чаще всего встречаются оплата занятий спортом, столовая, бесплатная медицинская помощь, стоматология. Например, такие программы имеют «ОКБ-Планета», «Акрон», «Новгородский завод стекловолокна», «Амкор Ренч» и другие. Завод металлоизделий «Олевс» среди социальных программ имеет даже обеспечение сотрудников жильем.
Основные направления благотворительной деятельности предприятий представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Благотворительная деятельность предприятий
| Число предприятий | % от общего числа предприятий, имеющих социальные программы |
Социальные программы для ветеранов | 1 | 5,3 |
Помощь Общественным организациям (общество глухих, общество слепых) | 3 | 15,8 |
Помощь общественным акциям («Чистый берег», детские творческие мероприятия и пр.) | 5 | 26,4 |
Финансовая поддержка общественных учреждений В том числе: |
|
|
Школ | 5 | 26,4 |
Детских садов | 6 | 31,6 |
Спортивных учреждений | 1 | 5,3 |
Домам инвалидов | 1 | 5,3 |
Больницам | 3 | 15,8 |
Детским домам | 4 | 21,1 |
Церкви | 2 | 10,5 |
Итого | 23 | 56,1 |
Среди направлений спонсорской помощи организаций чаще встречаются такие направления, как шефская помощь детским домам, детским садам, школам, больницам и спортивным учреждениям. В качестве примера предприятий, занимающихся благотворительностью на постоянной основе можно привести «Акрон», «Сплав», «Нефтезаводмонтаж», «Амкор Ренч», «Квант», «Новтрак» и другие.
На основе обобщения существующих подходов нами разработаны критерии, на основе которых предложена градация уровней социальной ответственности бизнеса структурированных по принципу иерархии от низшей формы к высшей:
Первый – уровень базовой социальной ответственности, включающий обязательства бизнеса в рамках этических норм и действующего законодательства в области занятости, охраны труда, здоровья, окружающей среды, уплаты налогов и др. (уровень социальной ответственности, нейтрализирующий убытки компании по причине выполнения существующих юридических норм и правил).
Второй – уровень внутренней социальной ответственности, связанный с осуществлением программ социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, направленных на создание и поддержание корпоративной культуры, развитие чувства корпоративной принадлежности, приверженности сотрудников ценностям и идеалам компании.
Третий – уровень социальной ответственности, связанный с оказанием традиционной благотворительной помощи и спонсорством. Этот уровень не связан с разработкой стратегических социальных программ, способствующих максимизации показателей деятельности компании. В данном случае исходным мотивом социальной активности являлся альтруизм, желание помочь нуждающимся, или невозможность отказа в помощи.
Четвертый – это комбинация второго и третьего уровней, связанная как с осуществлением программ социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, так и с оказанием традиционной благотворительной помощи, спонсорством. Движущими мотивами социальной ответственности являются мотивы второго и третьего уровней.
Пятый – уровень социальной ответственности, ориентированный на достижение корпоративных целей и учитывающий интересы внутренних и внешних стейкхолдеров (уровень социальной ответственности, максимизирующий финансово-экономические показатели деятельности компании, благодаря целенаправленной социальной политике. Движущим мотивом социальной ответственности становятся прагматизм, стремление увязать социальную деятельность с экономическим расчетом.).
Шестой уровень - социальные инвестиции, направленные на реализацию социально значимых программ, разработанные с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный социальный и экономический эффект в долгосрочном периоде.
Седьмой уровень - венчурная филантропия, отражающая творческий, инновационный подход к решению социальных проблем. Как и социальное инвестирование, венчурная филантропия направлена на решение текущих социальных проблем и финансирование социальных проектов.
Восьмой - уровень социальной ответственности, включающий оказание помощи, направленной исключительно на извлечение полезности от благотворительных акций, а не на улучшение экономических показателей деятельности компании (уровень социальной ответственности, максимизирующий социальную полезность, то есть удовольствие или удовлетворение от осуществляемых благотворительных мероприятий). При распространении такого подхода может возникнуть пострациональная экономика, базирующаяся не столько на стремлении компаний максимизировать свою прибыль, сколько на стремлении максимизировать позитивные экстерналии от своей деятельности при одновременном сохранении на заданном уровне прибыльности и капитализации.
Таблица 4 – Критерии и уровни социальной ответственности предпринимательских структур
Критерии
Уровень СО | Мотивация | Инициатива | Благополучатели | Связь с основной деятельностью | Управляющая структура | Ресурсы | Используемые механизмы финансирования | Частота реализации | Социальный эффект | Влияние на основную деятельность (выгода для бизнеса) |
Базовая ответственность 1 уровень | Выполнение существующих юридических норм и правил | Подчинение существующим законам | Определены законом | Связана напрямую | Руководство фирмы | Деньги, материальные ресурсы | Обязательные выплаты | Постоянно | Низкий | Прямая выгода |
Внутренняя ответственность 2 уровень | Желание руководства улучшить благосостояние работников, развить чувство корпоративной принадлежности | Личная инициатива руководства, возможна инициатива со стороны профсоюза | Учёт интересов работников предприятия | Не связана | Руководство фирмы | Деньги, материальные ресурсы | Финансирование социальных льгот для работников и их семей | Разовая или систематическая | Низкий | Отсутствует либо низкая |
СО, связанная с традиционной благотворительностью 3 уровень | Альтруизм, желание помочь нуждающимся или невозможность отказа | Реакция на запрос, личная инициатива руководства | «Прихоть» руководства | Не связана (либо косвенно связана в случае невозможности отказа) | Руководство фирмы, чаще действующее не от лица компании, а от собственного имени | Деньги, материальные ресурсы | Благотворительные пожертвования, спонсорство | Разовая помощь | Низкий | Отсутствует либо низкая |
Комбинированная СО (сочетание внутренней и традиционной) 4 уровень | Сочетание двух предыдущих | Сочетание двух предыдущих | Сочетание двух предыдущих | Не связана (либо косвенно связана) | Руководство фирмы | Деньги, материальные ресурсы | Сочетание двух предыдущих | Сочетание двух предыдущих | Низкий | Отсутствует либо низкая |
Стратегическая благотворительность (СО с экономическим расчётом) 5 уровень | Стратегический интерес компании | Отбор лучших заявок из числа поданных, на основе внутренних стандартов компании | Учёт интересов благополучателей, эффективность в решении текущих соц. проблем | Связана опосредованно | Отдел, занимающийся реализацией социальных и благотворительных программ | Деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров | Благотворительность, спонсорство, гранты, не связанные с бизнес-интересами фирмы | Самостоятельная систематическая программная деятельность | Средний | Компания не придает существенного значения, является дополнительным эффектом |
Социальные инвестиции 6 уровень | Интерес компании в получении прибыли в долгосрочном плане интегрирующий интересы компании и потребности местных сообществ | Опережающая инициатива компании, связанная с интересами основной деятельности в долгосрочном плане | Потребность местного сообщества, бизнес выгода. Эффективность в создании механизмов окончательного решения социальных проблем | Интегрирована в основную деятельность фирмы | Специализированный отдел, в совет которого входят ключевые сотрудники основных направлений компании | Объединение ресурсов фирмы (деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров) и ресурсов партнеров | Социальное партнерство | Систематическая программная деятельность, включена в стратегию основной деятельности | Высокий | Выгода для бизнеса планируема, измерима и контролируема, достигает высокой величины |
Венчурная филантропия 7 уровень | Желание оказать благотворительную помощь с перспективой получения прибыли в случае успешной реализации проекта | Инициатива компании в поиске и поддержке выдвигаемых инновационных проектов (гранты, конкурсы) | Социальная эффективность, потребность местного сообщества, и возможная бизнес выгода в случае успешной реализации проекта | Отсутствует | Равноправные партнёрские отношения донор-реципиент. Решающее слово владельца компании - донора | Объединение ресурсов партнеров (идея проекта - реципиента, финансирование - донора) | Социальное партнёрство (грантовые программы, конкурсы) | Разовая или систематическая (по мере появления подходящих проектов) | Высокий | Подразумевается выгода в случае успешной реализации проекта, в противном случае – получение удовлетворения владельцем компании от благотворительности и положительное влияние на имидж компании |
Социальная полезность 8 уровень | Извлечение полезности от благотворительных акций, получение удовлетворения/удовольствия (высшим руководством/) | Опережающая инициатива компании, не связанная с интересами основной деятельности | Выявление нуждающихся в благотворительности на основе анализа ситуации в регионе. Личный интерес владельца | Отсутствует | Высшее руководство от имени владельца компании | Средства выделяемые из прибыли по усмотрению собственника (ов) компании | Благотворительные пожертвования | Разовая или систематическая (по мере высвобождения средств) | Очень высокий | Не планируется как средство получения выгоды, но положительно влияет на имидж фирмы, рост доверия к компании |
На основе градации уровней социальной ответственности предпринимательских структур и их характеристик, представленных в таблице 4 определяется степень их социальной ответственности по методике, включающей следующие этапы:
I этап: Проверка поведения компании на соответствие уровню базовой ответственности, которая проводится на основе последовательности ответов «да» или «нет» на такие вопросы, как:
1. Компания создает рабочие места?
2. Компания производит качественные товары и услуги?
3. Компания плати налоги в полном объеме?
4. Компания не имеет задолженности по выплате заработной платы?
5. Отношение наименьшей заработной платы в компании к прожиточному уровню в регионе больше или равно 1?
При получении положительных ответов (да) на первые четыре предложенные вопроса и отрицательного ответа (нет) на пятый вопрос предпринимательская структура относится к первому уровню ответственности (уровню базовой ответственности). В случае положительного ответа на пятый вопрос можно переходить ко II этапу. В противном случае (если есть хотя бы один отрицательный ответ на первые четыре предложенных вопроса) делается вывод, что компания не является социально ответственной.
II этап: Проверка поведения компании на соответствие определенному уровню социальной ответственности. На основе характерных черт уровней социальной ответственности, представленных в таблице 4, компания относится к одному из представленных уровней.
Возможны следующие ситуации:
1. Компания отнесена ко второму уровню социальной ответственности (внутренняя ответственность). В этом случае говорят о низкой степени социальной ответственности компании. Дальнейший анализ ее поведения можно проводить, используя показатели: объем и/или доля социальных расходов в чистой прибыли; объем социальных расходов на одного работника; число и/или доля работников, получающих социальную помощь от компании.
2. Компания отнесена к третьему уровню социальной ответственности (уровень традиционной благотворительности). В этом случае говорят также о низкой степени социальной ответственности компании. Дальнейший анализ ее поведения можно проводить, используя показатели: объем и/или доля социальных расходов в чистой прибыли; объем социальных расходов на одного благополучателя; число благополучателей.
3. Компания отнесена к четвертому уровню социальной ответственности (комбинированная социальная ответственность). В этом случае говорят о степени социальной ответственности компании ниже среднего. Дальнейший анализ ее поведения можно проводить, используя показатели предыдущего уровня.
4. Компания отнесена к пятому уровню социальной ответственности (стратегическая ответственность). В этом случае говорят о средней степени социальной ответственности компании. Дальнейший анализ ее поведения можно проводить, используя показатели предыдущего уровня.
5. Компания отнесена к шестому уровню социальной ответственности (социальные инвестиции). В этом случае говорят о степени социальной ответственности компании выше среднего. Дальнейший анализ ее поведения можно проводить, используя показатели предыдущего уровня.
6. Компания отнесена к седьмому уровню социальной ответственности (венчурная филантропия). В этом случае говорят о высокой степени социальной ответственности компании. Дальнейший анализ ее поведения можно проводить, используя показатели предыдущего уровня.
7. Компания отнесена к восьмому уровню социальной ответственности (уровень социальной полезности). В этом случае говорят об очень высокой степени социальной ответственности компании. Дальнейший анализ ее поведения можно проводить, используя показатели предыдущего уровня.
Следует отметить, что в основе предложенной методики определения степени социальной ответственности российских предпринимательских структур лежит допущение, что социально ответственная компания – это, прежде всего, компания, получающая прибыль и имеющая положительную динамику развития.
- Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства великий новгород
- Isbn 978-5-89896-401-6
- Содержание
- Введение
- Глава 1 Теоретико-методологическое аспекты социального партнерства власти, бизнеса и населения
- 1.1 Теоретическое представление об основах взаимодействия власти и бизнеса и их ответственности перед обществом
- 1.2 Концепции корпоративной социальной ответственности
- 1.3 Социальная ответственность предпринимательских структур и ее уровни
- 1.4 Методические подходы к оценке корпоративной социальной ответственности
- Глава 2 Этапы и формы взаимодействия участников системы социального партнерства
- 2.1 Определение этапов и форм конструктивного взаимодействия властных и бизнес-структур
- 2.2. Особенности и проблемы взаимодействия некоммерческих организаций и государства
- 2.3. Анализ взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций
- 2.4. Технологии и особенности межсекторного взаимодействия
- Глава 3 Эволюция социального партнерства в промышленно развитых странах и трансформирующихся экономиках
- 3.1 Формирование и развитие системы социального партнерства в европейских странах
- 3.2 Эволюция социального партнерства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3.3 Становление системы социального партнерства в странах бывшего ссср
- 1. Казахстан
- 2. Украина
- 3. Молдова
- 4. Латвия
- 3.4 Формирование и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации
- 3.5 Компаративный анализ эволюции социального партнерства в различных регионах
- Глава 4 Формирование институциональных основ социального партнерства в Российской Федерации
- 4.1 Теоретические аспекты формирования института социального партнерства в России
- 4.2 Проблемы и противоречия процесса институционализации социального партнерства в рф
- Заключение
- Список литературы
- Грекова Галина Ивановна,