logo
Коллективная монография

1.4 Методические подходы к оценке корпоративной социальной ответственности

Разработка и совершенствование теории корпоративной социальной ответственности поставила перед научным сообществом такую проблему как измерение совокупного вклада компании в социально-экономическое развитие общества. Суммарный вклад бизнеса в благополучие местного сообщества может измеряться различными методами с использованием как количественных, так качественных критериев (таблица 5), однако в настоящее время не существует единых критериев такой оценки, в результате чего ни один из них не является универсальным.

Таблица 5 – Характеристика основных методов оценки корпоративной социальной ответственности

Методы оценки КСО

Критерии оценки

Недостатки

1

2

3

Метод тройного итога (Triple Bottom Line)

- экономические показатели - экологические показатели - социальные результаты деятельности

- не учитываются характер взаи­моотношений и формы взаимо­действия компании со всеми стейкхолдерами, а также эффек­тивность этого взаимодействия

Метод сбалансированной карты оценки (BalancedScorecard)

- финансовые показатели - отношения с клиентами - внутренние бизнес-процессы, - инновации и обучение;

- не рассматриваются характер взаимоотношений и формы взаимодействия с государством и местным сообществом, а также экологические результаты деятельности компании

Метод Лондонской группы сравнительного анализа (LondonBenchmarkingGroup)

- социальная вовлеченность компаний;

- не учитываются финансовые и экологические показатели, взаимоотношения и взаимо­действия компании со всеми стейкхолдерами

Стандарт SA 8000

- социальные аспекты системы управления компании;

- не учитываются экономические и экологические результаты дея­тельности, а также внешнюю со­циальную активность компании

Европейская модель качества (European Foundation for Quality Management Model for Business Excellence)

- качество продукции - ответственность перед потребителями

- не учитываются финансовые и социальные результаты деятель­ности компании, взаимоотноше­ния с государством и местным сообществом

Индекс корпоративной благотворительности (CorporatePhilanthropyIndex)

- благотворительность - взаимоотношения с основными партнерами

- не учитываются экономические и экологические результаты деятельности компании, взаимо­отношения с государством

Социальный индекс (SocialIndex-SI)

- внутренние и внешние социальные программы

- не рассматриваются экономи­ческие и экологические резуль­таты деятельности компании, взаимоотношения с органами власти

Индекс устойчивости Доу Джонса (DowJonesSustainabilityIndex)

- экономическая основа для развития компании - социальная активность - экологическая деятельность

- не берется в расчет характер взаимосвязей и форм взаимо­действия компании со всеми стейкхолдерами; - невозможно оценить все компании

Индекс FTSE4Good

- финансовые, социальные и экологические показатели компаний, не относящихся к «запрещенным отраслям»;

- не учитываются характер взаимосвязей и формы взаимо­действия компании со всеми стейкхолдерами; - невозможно оценить все компании

Индекс Domini Social Investment (DSI 400)

- социальные и экологические показатели крупнейших по капитализации компаний, не относящихся к «запрещенным отраслям»

- не рассматриваются характер взаимосвязей и формы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами - невозможно оценить все компании.

Для полной и достоверной оценки социальной ответственности требуется исчерпывающая информация обо всех аспектах деятельности компании. Документом, представляющим собой источник комплексной информации о деятельности компании в социальной, экономической и экологической сферах, является социальный (нефинансовый) отчет. Наряду с этим социальный отчет представляет инстру­мент коммуникации компании со всеми заинтересованными сторонами. Поэтому на основе анализа информации, представленной в социальных отчетах компаний, нами разработаны следующие критерии, позволяющие оценить уровень развития и выявить специфику корпоративной социальной ответственности не только самой компании, но и отдельного региона, а также страны в целом.

— Сущностное понимание корпоративной социальной ответственности, то есть что именно российский бизнес понимает под социальной ответственностью. В настоящее время существует несколько подходов к ее определению, однако подавляющее большинство исследователей данной проблемы понимают под корпоративной социальной ответственностью добровольный вклад предпринимательских структур в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании, но выходящий за рамки определенного законом минимума. Представляется, что именно такой подход и определяет сущность КСО. Предпринимательская структура, формулируя сущностное понимание корпоративной социальной ответственности, определяет место и роль соответствующих практик в развитии бизнеса, а также может концентрировать свое внимание на различных аспектах социальной ответственности, реализующихся в управленческих процессах, что приводит к соответствующим результатам поведения бизнеса.

— Доступность, прозрачность и достоверность представленной информации является одним из основных критериев оценки уровня социальной ответственности бизнеса. Полное непредоставление информации о социальной и экологической деятельности свидетельствует о слабой социальной активности компании. Прозрачность предполагает высокую степень структурированности информации, удобство ее преобразования в легко читаемые форматы. Максимально достоверной формой предоставления информации является публикуемая аудированная социальная отчетность, которая показывает высокую степень социальной ответственности компании.

— Характер взаимоотношений и механизмы взаимодействия компании со всеми стейкхолдерами. Характер взаимоотношений субъектов показывает силу их связи, а также зависит от самоидентификации каждого участника взаимодействия. Механизмы взаимодействия отражают способы воздействия субъектов друг на друга с целью влияния на результат совместной деятельности. Данный критерий необходим для идентификации основных стейкхолдеров компаний с целью выявления приоритетов взаимодействия, определения степени учета интересов всех заинтересованных сторон.

— Направления и формы реализации социальных программ и проектов компании. В соответствии с данным критерием, помимо направлений социальных программ и проектов (внутренние и внешние социальные программы, поддержка незащищенных слоев населения, спорта и т.д.), определяются формы реализации социальных инициатив компании – от несистематической благотворительности до комплексных социальных программ, что непосредственно будет свидетельствовать о степени зрелости социальной ответственности.

— Суммарный вклад бизнеса в решение социальных проблем общества – количественный критерий, измеряемый в абсолютных и относительных величинах. Абсолютный показатель отражает сумму средств, выделяемую бизнесом на реализацию социальных и экологических программ, а также благотворительность. Относительным показателем является доля средств, выделяемая бизнесом на реализацию социальных инициатив, в чистой прибыли компании или социальных расходов всех компаний. Производным показателем является доля средств, направляемая на реализацию социальных программ через властные структуры и некоммерческие организации.

— Устойчивость КСО в зависимости от факторов внешней среды. Данный критерий позволяет учитывать изменение затрат на корпоративную социальную ответственность в динамике, а также выявлять компании, которые действительно придерживаются принципов социальной ответственности бизнеса. Критерий может использоваться в качестве результирующего показателя зрелости корпоративной социальной ответственности.

— Стимулирование расширения КСО. Выявление наличия стимулов для развития или сворачивания корпоративной социальной ответственности с целью выработки прогноза развития КСО. Наличие стимулов определяется мотивами раскрытия информации о социально-экономической и экологической деятельности компании, периодичностью ее опубликования, а также сравнением заявленных планов и фактических результатов.

— Общее и особенное в реализации российской концепции социальной ответственности бизнеса. Данный критерий необходим для выявления специфики и определения этапа зрелости корпоративной социальной ответственности. Определяется путем сравнения региональных, российских и мировых практик корпоративной социальной ответственности.

— Социальная роль крупных вертикально интегрированных компаний федерального уровня в процессе реализации региональных экономических интересов. Выявляется специфика трансрегиональных компаний в системе корпоративной социальной ответственности в зависимости от локализации экономических интересов крупного бизнеса. При этом сравнивается суммарный вклад в решение социо-эколого-экономических проблем региона компаний федерального и регионального уровня, а также сопоставляется удельный вес затрат трансрегиональных компаний в развитие данного региона и других территорий присутствия анализируемой компании.

Используя предложенные критерии, можно дать как количественную, так и качественную оценку социальной ответственности предпринимательских структур, независимо от их размеров, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы.

В настоящее время наблюдается тенденция к расширению социальной ответственности бизнеса, однако зачастую корпоративная социальная ответственность носит декларативный характер, В условиях динамично меняющихся экономических реалий, особенно кризиса, подобные компании быстро или постепенно сворачивают свои благотворительные и социальные проекты. Однако в то же время можно выявить компании, которые независимо от фазы экономического цикла действительно придерживаются принципов социальной ответственности. Степень влияния факторов внешней среды на деятельность компании в социальной сфере характеризует показатель устойчивости корпоративной социальной ответственности.

Нами предлагается оценивать корпоративную социальную ответ­ствен­ность с помощью коэффициента устойчивости. Устойчивость корпоративной социальной ответственности характери­зуется способностью поддержания достигнутого уровня функционирования сис­те­мы корпоративной социальной ответственности и сохранения тенденции его раз­вития при негативном воздействии факторов внешней среды. Отношение про­центного изменения суммы всех элементов затрат на КСО к процентному изменению чистой прибыли, отражающее силу влияния изменения финансовых результатов компании на ее социальную активность, является показателем устойчивости КСО:

,

где - процентное изменение суммы элементов затрат на КСО за определенный период. К элементам затрат на КСО относятся средства, выделяемые бизнесом на реализацию внешних и внутренних социальных программ и проектов, благотворительность, а также на природоохранную деятельность;

ΔЧП – процентное изменение чистой прибыли за рассматриваемый период.

Показатель Ку может рассчитываться как цепным, так и базисным методом. Он может быть положительным, отрицательным и равным нулю. Для уточнения данного коэффициента нами предлагается ввести индекс, показывающий отношение темпов роста затрат на КСО и чистой прибыли:

,

где ТРКСО – темп роста затрат на КСО, ТРЧП – темп роста чистой прибыли.

Для расчета предложенных показателей необходимо использовать данные компаний, имеющих положительный финансовый результат за рассматриваемый период. В соответствии со значениями рассчитанных показателей мы предлагаем выделить зоны устойчивости КСО (таблица 6). Для опре­деления показателя устойчивости предпринимательской структуры в целом необходимо найти среднюю арифметическую динамического ряда для каждой зоны. При анализе также нужно учитывать долю затрат на КСО в чистой прибыли предприятия. Если одновременно снижаются коэффициент устойчивости и доля социальных расходов в чистой прибыли, то это свидетельствует о сокращении масштабов корпоративной социальной ответственности. Следует отметить, что коэф­фици­ент на начальном этапе внедрения КСО или в случае незначительности до­ли социальных затрат в чистой прибыли может быть существенно выше 1 или ниже 0, но, если компания последовательно придерживается принципов КСО, то в течение 2-3 лет он стабилизируется на определенном уровне. Поэтому для анализа необходимо использовать данные более чем за три отчетных периода.

Таблица 6 – Характеристика зон устойчивости корпоративной социальной ответственности

Зона устойчивости

Значение Ку

Значение I

Характеристика

Зона высокой устойчивости

Темпы прироста социальных затрат компании пре­выша­ют темпы прироста прибыли. Корпоратив­ная социальная ответственность максимально интегри­ро­вана в основную деятельность предприятия.

Устойчивая зона КСО

Темпы прироста социальных затрат компании ниже темпов прироста прибыли. Корпоративная социальная ответственность ин­тегрирована в основную деятельность предприятия.

Затраты на корпоративную социальную ответст­венность увеличиваются при неизменной прибыли.

Зона

умеренной устойчивости

Темп прироста социальных затрат компании более чем в два раза ниже темпов прироста прибыли. Корпоративная социальная ответственность интегрирована в основную дея­тельность, но масштабы ее роста незначительны.

Затраты на корпоративную социальную ответст­венность не изменяются при увеличении прибыли.

Затраты на корпоративную социальную ответст­венность не изменяются при уменьшении прибыли.

Зона относительной устойчивости

Затраты на корпоративную социальную ответст­венность изменяются прямо пропорционально изменению финансового результата компании.

Зона низкой устойчивости

Затраты на корпоративную социальную ответст­венность сокращаются при увеличении прибыли. Проявляется несогласованность проводимой поли­тики корпоративной социальной ответственности.

Затраты на корпоративную социальную ответст­венность возрастают при снижении прибыли.

Неустойчивая зона КСО

Происходит одновременное сокращение прибыли и затрат на корпоративную социальную ответст­вен­ность, при этом темпы снижения социальных затрат ниже темпов сокращения прибыли.

При одновременном снижении прибыли и затрат накорпоративную социальную ответственность темпы снижения социальных затрат выше темпов сокращения прибыли.

При разнонаправленном изменении социальных зат­рат и прибыли темпы снижения затрат на корпора­тив­ную социальную ответственность выше тем­пов увели­чения прибыли.

При разнонаправленном изменении социальных зат­рат и прибыли темпы роста затрат на корпора­тив­ную социальную ответственность выше тем­пов сок­ращения прибыли.

Затраты на корпоративную социальную ответст­венность уменьшаются при постоянной прибыли.

Предложенная методика является универсальной для любой предпринимательской структуры, независимо от размера и отраслевой принадлежности. Она апробирована на предприятиях Новгородской области. Показатели рассчитаны для крупных предприятий и финансовых организаций Новгородской области, имеющих прибыль за период с 2004 по 2008 годы, и представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Среднее значение коэффициента устойчивости и доли затрат на КСО в чистой прибыли предприятий Новгородской области

Группы предприятий

Среднее значение Ку

Средняя доля затрат на КСО в чистой прибыли

Доля предприятий,

%

Зона устойчивости

Предприятия финансового сектора

1,27

2,9

7,69

Зона высокой устойчивости

Отечественные промышленные предприятия

0,47

7,93

88,46

Зона умеренной устойчивости

Предприятия с иност­ранным капиталом

0,18

4,3

3,85

Зона умеренной устойчивости

В результате исследования выявлено, что наибольшая часть предприятий на­хо­дится в зоне умеренной устойчивой корпоративной социальной ответствен­нос­ти – основу составляют отечественные промышленные предприятия, в зоне вы­со­кой устойчивости располагаются компании финансовой сферы, а наимень­шее изменение затрат на корпоративную социальную ответственность в зависи­мос­ти от изменения финансовых результатов отмечается у предприятий с иност­ран­ным капиталом.

Значения показателей по видам экономической деятельности представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Распределение предприятий Новгородской области по зонам устойчивости в соответствии с видом экономической деятельности

Виды экономической деятельности

Среднее значение Ку.

Средняя доля затрат на КСО в чистой прибыли

Доля предприятий,

%

Зона устойчивости

Электроэнергетика

0,29

12,8

15,38

Зона умеренной устойчивости

Химическое производство

0,25

4,95

3,85

Зона умеренной устойчивости

Машиностроение и металлообработка

0,71

9,5

38,46

Устойчивая зона

Лесная, деревообрабаты­ваю­щая и целлюлозно-бумажная

0,22

4,7

19,23

Зона умеренной устойчивости

Производство пищевых продуктов

0,4

4,35

15,38

Зона умеренной устойчивости

Как видно из представленных таблиц (7, 8), в зоне высокой устойчивости находится финансовый сектор, машиностроение и металлообработка располагается в устойчивой зоне, остальные предприятия – в зоне умеренной устойчивости. В целом, у более чем 88% обследованных отечественных предприятий корпоративная социальная ответственность интегрирована в основную дея­тельность, однако масштабы ее роста незначительны.

В заключение следует отметить, что существуют причины, затрудняющие расчет показателей социальной ответственности российских предпринимательских структур. Во-первых, весьма затруднительно в полном объеме получить необходимую для расчетов финансово-экономическую информацию в силу ее непрозрачности для внешних пользователей, кроме того, нередки ситуации, когда благотворительность включается в бизнес-расходы. Во-вторых, благотворительность зачастую носит стихийный характер: решение принимается, как правило, руководителем, исходя из личных мотивов, а эффект от его инициативы никак не отслеживается.