Заключение
Решающим основанием возникновения и существования социального партнерства всегда являются социальные проблемы, в разрешении которых разные социальные группы имеют свой собственный интерес, а также осознание того, что любая из них не сможет в одиночку добиться разрешения проблемы, или, решив ее, может столкнуться с новой более сложной проблемой. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (власть, бизнес и население) начинают работать совместно, осознав, что такое взаимодействие выгодно каждой из сторон в отдельности и обществу в целом.
В мире в настоящее время накоплен значительный опыт социальной ответственности бизнеса и социального партнерства, как наиболее яркой его формы. Страны мира идут уже не первое десятилетие по своему пути. У одних стран эти пути похожи, у других кардинально отличаются. В целом, однако, современная система социального партнерства позволяет выделить несколько основных групп, объединенных общими признаками.
В континентальной Европе значительна роль государства в решении вопросов социального характера, в Америке – наоборот решающая роль принадлежит бизнесу. Японский же опыт глубоко пронизан традициями, уважением к старшим – базируется на своеобразном восточном менталитете. Естественно, что возникновение той или иной системы в каждой стране – это результат исторического развития данного государства, поэтому нельзя говорить о преимуществах и недостатках систем в отрыве от их основ. Соответственно и перенесение зарубежного опыта на действительность другого государства не должно быть простым копированием лучших практик.
При анализе социального партнерства используются как экономические, так и социальные теории. Из экономических теорий применяют теорию зависимости от ресурсов, теорию трансакционных издержек и теорию агентских издержек. Наиболее распространенным подходом к анализу взаимоотношений власти, бизнеса и населения является контрактная парадигма неоинституциональной экономики. В соответствии с ней, согласование интересов основных субъектов рыночной экономики обеспечивается социальным контрактом по вопросам разграничения их экономических и социальных функций, а также взаимных обязательств по производству управленческих и социальных услуг, а также финансовому обеспечению деятельности государства.
Из социальных теорий нашли свое применение теория социального обмена и теория власти. Социальные теории трактуют эти отношения как динамический процесс, состоящий из конкретных последовательных взаимодействий, в рамках которого участники выполняют некоторые действия по отношению друг к другу. Однако хорошие отношения не всегда обеспечивают сторонам желательные результаты. Согласно социальным теориям отношения между сторонами определяются двумя факторами – доверием и властью (или силой). Под доверием понимается вера одной из сторон в то, что действия другой стороны приведут к положительному результату для всех участников партнерства и что не будет неожиданных действий, которые могли бы привести к отрицательным результатам. Фактор власти определяется относительной зависимостью между сторонами. Если теория социального обмена при объяснении взаимодействия между участниками партнерства оперирует концепцией доверия, то политическая теория власти оперирует концепцией власти, обусловленной предложением ценных ресурсов.
Одним из условий устойчивого развития социального партнерства является гармонизация интересов бизнеса и населения, и обеспечить ее может только государство. Краткосрочные интересы бизнеса и населения различны. Бизнес стремится к эффективности, а, следовательно, к концентрации благ у наиболее успешных субъектов экономики, что выражается идеологией либерализма. Либерализм как философия и идеология свободной конкуренции исходит из того, что каждый член общества способен сам отвечать за себя, полностью снимает с сильных всякую ответственность за слабых. Население же ратует за справедливость, т.е. более равномерное распределение благ. Его естественная идеология — социализм. Государство, обеспечивая гармонизацию их текущих интересов ради достижения долгосрочного успеха общества в целом на различных этапах развития общества должно определять пропорцию между либерализмом и социализмом, т.е. между эффективностью и справедливостью.
Бизнес по своей природе ориентирован на поддержку и идеализацию сильных, тех, кто сам в состоянии сам позаботиться о себе. Соответственно, общественной функцией государства является забота о тех, кто по каким-либо причинам не может обеспечить себя сам. В целом эта его функция шире и носит компенсаторный характер: государство берет на себя все задачи, которые стоят перед всем обществом, но которые оно не в состоянии выполнить само. Неотъемлемыми функциями государства являются установление норм и правил, гарантирование их соблюдения, обеспечение безопасности общества (включая обороноспособность, поддержание устойчивости природной и технологической среды), стратегическое планирование и организация социальной помощи. Кроме того, государство в зависимости от уровня развития общества оказывает ему услуги, которые общество постепенно должно научиться выполнять само. Важнейшая из них — реализация долгосрочных и капиталоемких проектов, непосильных или непривлекательных для бизнеса, в первую очередь в области инфраструктуры и создания новых технологий (включая фундаментальную науку).
Поле деятельности государства тем шире, чем слабее общество. Сфера влияния государства естественным образом сужается по мере развития общества, которое берет на себя все больше функций, однако установление норм и правил, а также стратегическое планирование и социальная помощь останутся в преимущественной компетенции государства.
Общий принцип гармонизации интересов бизнеса, населения и государства уже выработан экономически развитыми странами. Бизнес активнее и сознательнее населения, поэтому государство в первую очередь выстраивает отношения именно с ним. Однако когда государство не чувствует своей ответственности перед населением, оно становится неэффективным, лишается необходимой точки опоры в отношениях с бизнесом: либо подчинится ему и становится инструментом реализации его интересов; либо, наоборот, подминает бизнес под себя и таким образом душит творческий потенциал предпринимателей. Только опираясь на население, государство получает возможность говорить с бизнесом от имени всего остального общества.
Особенность России в том, что ее нынешняя бизнес-элита сформировалась в ходе осознанного растаскивания собственной страны. Специфика происхождения крупного бизнеса, а также российского либерализма привели к тому, что, подчинив себе крупный бизнес, государство так и не создало инструментов своей зависимости от общества. Практически все наиболее экономически и социально значимые реформы направлены в большей степени на обеспечение интересов бизнеса, без существенного учета потребностей общества.
Социальное партнерство является эффективным способом решения социо-эколого-экономических проблем. Однако само существование партнерства не гарантирует получение желательных результатов. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и уделять должное внимание проблемам, возникающим в рамках партнерства, которые могут превратить отношения власти бизнеса и населения нестабильные, конфликтные.
- Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства великий новгород
- Isbn 978-5-89896-401-6
- Содержание
- Введение
- Глава 1 Теоретико-методологическое аспекты социального партнерства власти, бизнеса и населения
- 1.1 Теоретическое представление об основах взаимодействия власти и бизнеса и их ответственности перед обществом
- 1.2 Концепции корпоративной социальной ответственности
- 1.3 Социальная ответственность предпринимательских структур и ее уровни
- 1.4 Методические подходы к оценке корпоративной социальной ответственности
- Глава 2 Этапы и формы взаимодействия участников системы социального партнерства
- 2.1 Определение этапов и форм конструктивного взаимодействия властных и бизнес-структур
- 2.2. Особенности и проблемы взаимодействия некоммерческих организаций и государства
- 2.3. Анализ взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций
- 2.4. Технологии и особенности межсекторного взаимодействия
- Глава 3 Эволюция социального партнерства в промышленно развитых странах и трансформирующихся экономиках
- 3.1 Формирование и развитие системы социального партнерства в европейских странах
- 3.2 Эволюция социального партнерства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3.3 Становление системы социального партнерства в странах бывшего ссср
- 1. Казахстан
- 2. Украина
- 3. Молдова
- 4. Латвия
- 3.4 Формирование и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации
- 3.5 Компаративный анализ эволюции социального партнерства в различных регионах
- Глава 4 Формирование институциональных основ социального партнерства в Российской Федерации
- 4.1 Теоретические аспекты формирования института социального партнерства в России
- 4.2 Проблемы и противоречия процесса институционализации социального партнерства в рф
- Заключение
- Список литературы
- Грекова Галина Ивановна,