logo
Коллективная монография

4. Латвия

Участие граждан в делах страны гарантировано латвийской конституцией. В стране существует также ряд других политических инструментов, необходимых для обеспечения общественного участия в управлении. В отдельных областях, таких, как оценка воздействия на экологию, разрешение на деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды, строительство, территориальное планирование, закон требует проведения публичных слушаний. Общественное участие в политических процессах обеспечивают также законы и положения, регулирующие сферу государственного управления, Стратегия реформирования государственного управления и программа ее реализации, Основы планирования политических процессов и др.

В Латвии политика общественного участия находится пока на стадии развития. С одной стороны, ряд крупных организаций приглашены к участию в рабочих группах и консультативных органах как представители общественного мнения по различным вопросам, включая и законодательные. В то же время организации менее влиятельные, но от этого не менее значимые, не принимают участия в формировании государственной политики. В результате многие политические решения не пользуются поддержкой тех частей общества, интересы которых они затрагивают. Их доверие к решениям правительства падает, зачастую некоторые из них отказываются принимать участие в их реализации. Необходимо стремиться сохранять баланс влияния на процесс формирования политики, иначе чаша весов будет постоянно склоняться в пользу интересов более сильных групп.

Главная задача министерств состоит в том, чтобы формировать и претворять в жизнь политику в интересах народа Латвии. Но выработка эффективной политики невозможна без учета мнения всех заинтересованных сторон. В демократическом обществе нельзя использовать устаревшие или произвольные механизмы - и государство, и гражданское общество должны прийти к современным, эффективным и прозрачным формам сотрудничества.

Законодательная база и политические документы, касающиеся общественного участия, свидетельствуют о том, что латвийские политики признают необходимость привлечения общественности и НКО к процессу принятия решений. Закон обязывает министерских чиновников учитывать все многообразие взглядов при рассмотрении той или иной темы. Однако следовало бы принять некоторое число поправок к Регламенту работы кабинета министров и разработать инструкции, которые прояснили бы обязанности государственных чиновников и сократили бы количество случаев, разрешающих обойтись без консультаций в процессе разработки политики.

Анализ практики работы министерств показал, что:

Социальным фактором отношений социального партнерства является юридическая свобода работников и работодателей, которые, соответственно, вынуждены в этой связи строить свои взаимоотношения на основе договора, содержание которого определяет их взаимоотношения.

В Латвии социальное партнерство осуществляется:

1) на двусторонней основе (в условиях «бипартизма», т.е. двустороннего сотрудничества работников (их представителей) и работодателя (объединений работодателей));

2) трехсторонней основе (в условиях «трипартизма», т.е. трехстороннего сотрудничества организаций работников, работодателей и государства).

Определяющая роль государства, трипартизма в обеспечении свободы объединения и содействия коллективным переговорам особо подчеркивалась еще в глобальном докладе Генерального директора МБТ, представленном в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда «Объединение в организации в целях социальной справедливости» 2004 года. В этом докладе отмечалось, что многие вопросы, в т.ч. определение минимального размера оплаты труда, социальное обеспечение, профессиональная подготовка необходимо решать на трехсторонней основе. В целом принцип трипартизма состоит в том, чтобы воплощать право на формирование организации и на ведение коллективных переговоров в более широких институтах рынка труда и на создание в этой связи культуры ведения коллективных переговоров.

Фактически в Латвии на уровне предприятий используется модель «бипартизма», а на отраслевом и общегосударственном уровнях — «трипартизма».

Институциональной основой социального сотрудничества на основе бипартизма и трипартизма стали специальные, возникшие во многих странах после второй мировой войны и на протяжении последующих лет доказавшие свою полезность органы, занимающие важное место, как в системе государственных институций, так и в структуре гражданского общества, и, очевидно, оказывающие заметное влияние на национальную политику правового регулирования труда.

Органы социального партнерства — это постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства: работников, работодателей, государства. Органы социального партнерства образуются на всех уровнях управления, образуя целостную систему. Их правовой статус определяется нормативными правовыми и иными правовыми актами. Полномочия этих органов, как правило, являются совещательными.

Органы социального партнерства подразделяются:

1) на органы социального партнерства общей компетенции;

2) на специализированные органы социального партнерства.

Органом социального партнерства общей компетенции в Латвии является Национальный трехсторонний Совет по сотрудничеству, который состоит из представителей работодателей (предпринимателей), профессиональных союзов, правительства. К специализированным органам социального партнерства относятся Совет по охране труда, который создается на предприятиях, насчитывающих более 50 работников, по договоренности между работодателем и работниками или их профессиональной организацией с целью организации сотрудничества по вопросам охраны труда. Совет по охране труда вправе принимать решения, если в его заседании участвует не менее одного представителя из числа представителей работодателя и не менее половины из числа представителей работников.