logo search
СКР за рубежом-уч

Организация досуга молодежи за рубежом

Процесс социализации молодого поколения в настоящее время актуален для политиков, педагогов, специалистов социально-культурной сферы, родителей. Он выражается в понимании значения культуры, и, прежде всего, молодежной культуры. Трудно переоценить роль культуры в формировании политических, социальных, мировоззренческих взглядов молодежи. Молодежная субкультура существует в любом обществе, однако неверно считать, что она существует независимо от общества. Не самоустранение, а активное участие всех заинтересованных партнеров в формировании художественных и эстетических вкусов молодежи может в значительной степени повлиять на направленность молодежной культуры в политическом и социальном и культурном плане.

Рассмотрим особенности досуга молодежи в разных странах.

Япония. В Японии социальная сфера досуга включает в качестве составного элемента присутствие радости и счастья, равно как и разрешение конфликтов, преодоление жизненных трудностей людей. Японская школа традиционно воспитывает подрастающее поколение в духе самурайской морали, которая требует одновременного укрепления физического здоровья и духа, воспитания воинских умений и навыков, обучения древним воинским искусствам (владению мячом, луком и копьем). Активные занятия современной японской молодежи различными видами восточной спортивной борьбы (дзюдо, каратэ, ушу и др.) рассматриваются японскими специалистами не просто как средство физической закалки подрастающего поколения, а в первую очередь, как средство самореализации личности, ибо эти виды борьбы связываются с парапсихологическими и биоэнергетическими воздействиями участника борьбы на своего соперника. В этой стране очень много разнообразных клубов, домов творчества, гражданских общественных залов, научных и культурных центров, музеев, библиотек, дискуссионных баров, музыкальных кафе и т.п., которые служат развлечениям, отдыху [13]. Но подобные учреждения способствуют также интеллектуальному и физическому развитию различных слоев населения страны, укреплению человеческих отношений, лучшему взаимопониманию между людьми. В Японии принято решать немаловажные производственные вопросы в непринужденной обстановке, нерабочей атмосфере, что способствует ликвидации или предупреждению назревающих конфликтных ситуаций. В последние годы значительно возросло число неформальных частных объединений, которые привлекают к реализации разнообразных воспитательно-просветительных программ все больше участников, особенно молодежи.

Для лучшего информирования населения в Японии выпускается огромное количество литературы, посвященной темам рационального досуга, спорта, охраны и укрепления здоровья, культурного бизнеса и т.д. [13]. Проводятся многочисленные конгрессы, в том числе и международные, по данной проблематике

Италия. В Италии заслуживают внимание государственные программы поддержки безработной молодежи. Первостепенной их задачей является предоставление рабочих мест хотя бы с не полной занятостью. Чтобы удержать молодежь от попадания в группу риска, предусмотрено «продление подросткового периода» – пребывание молодого человека в семье, оттягивающее наступление полной самостоятельности, когда он окажется безработным и столкнется с этими проблемами.

В этих случаях особенно важную роль играет включение молодежи в рекреационную деятельность. Местные власти руководят этими программами, не жалея денег на туристические поездки для молодежи, занятия спортом, развлекательные мероприятия. Проблема безработной молодежи считается настолько серьезной, что наряду с муниципальными властями в организации этих программ принимают участие профсоюзы и различные общественные ассоциации. Программы помощи безработной молодежи успешно проводятся в Турине, Болонье, Риме, Флоренции. В рамках этих программ создаются «проекты сотрудничества», суть которых состоит в том, что неработающая молодежь проходит краткосрочную подготовку, чтобы ухаживать за пожилыми людьми и инвалидами на контрактной основе, получая небольшие денежные дотации. Услуги социально–образовательного характера в Италии представляют летние лагеря отдыха, социальные центры многоцелевого назначения, центры культуры рекреативной деятельности. В этих центрах работают социальные работники, психологи, преподаватели, организаторы досуга, волонтеры религиозного католического общества «Каритас» и Армии Спасения [6].

Германия. В Люксембурге широко распространены семейные центры, оздоровительно–досуговые и центры семейного консультирования. На уровне государства руководит этими центрами Министерство семьи. Направления их работы следующие:

- особая забота о детях и подростках из неполных и неблагополучных семей, инвалидах.

В таких центрах консультируют школьников, помогают выполнять им домашнее задание, вовлекают в досуговую деятельность, которая имеет превентивную функцию, т.е. отвлекает от девиантных поступков.

Среди приоритетных направлений в культурной политике Германии большое внимание в общественном мнении уделяется тому, на что сориентирована молодежь:

  1. Воспитание бережного отношения к культурному наследию и культурному достоянию.

  2. Целенаправленное воспитание у подрастающего поколения высоких художественно – эстетических вкусов и потребностей.

  3. Создание благоприятных условий в сфере свободного времени для развития личности, творчества, культурного досуга, отдыха молодежи.

  4. Воспитание у молодежи толерантного отношения к другим культурам, развитие навыков международного культурного сотрудничества.

Германия располагает громадным культурным наследием: от древности до постиндустриальной эпохи. ЮНЕСКО включила в список всемирного наследия (всего 600 объектов) 27 культурных и природных памятников Германии самых различных эпох. Это и многое другое в архитектуре, искусстве, литературе используется, с одной стороны, для приносящих доход туристических маршрутов, с другой стороны, для культурно-патриотического и художественно-нравственного воспитания молодежи [15].

Помимо средств, которыми располагают органы управления культуры, во всех федеральных землях Германии имеются фонды культуры, из которых финансируются различные проекты. Для сравнения: годовой бюджет отдела культуры Баварского министерства составляет 500 миллионов евро. Культурный фонд Баварии – 150 миллионов евро, что является существенным дополнением средств, выделяемых на культуру государством.

В странах Европейского Сообщества социальная помощь в сфере досуга различным группам населения оказывается в комьюнити (сообществах), в которые входят различные центры, клубы, объединения, организуются специальные программы.

В Германии действует более 420 досуговых центра для молодежи в возрасте от 14 до 27 лет, около 750 консультативно-рекреационных молодежных центров; 374 центра длительного пребывания, где могут жить 25000 молодых людей. Там приняты возможные меры по оптимизации среды жизнедеятельности [6].

Через социальных педагогов и педагогов-рекреаторов центр тесно связан с семьями своих подопечных и организует для них особые семейные программы: экскурсии, диспуты по вопросам культуры и воспитания, спортивную жизнь. Много кружков и студий, клубов по интересам.

Огромную роль в Германии играют общественные и благотворительные организации, которые располагают собственными материальными средствами и независимы в своей деятельности. Так, действует организация любителей танцев, насчитывающая более 600.000 человек. Хореографией заниматься модно как в профессиональном так и в любительском плане, поэтому существует множество детских и молодежных коллективов народного, бального, спортивного танца.

Профсоюзы Германии субсидируют многочисленные ассоциации на организацию молодежного культуротворчества, проводят за свой счет различные культурно-просветительные акции. Например, «Длинная музейная ночь» с 31 августа на 1 сентября, когда открыты в честь Дня Знаний все хранилища сокровищ. В 2002 году за эти сутки Дрезденскую галерею посетили 19.000 человек, а всего по Германии - около 5 млн. человек [15].

Дания. В Дании создана сеть так называемых пансионов для молодежи, которые выполняют те же функции, что и образовательно–досуговые центры. Такие социально–культурные центры дают возможность временного проживания в случае конфликта в семье, желание подростков пожить самостоятельно. Для трудных подростков нельзя придумать ничего лучше, чем пансион на корабле «Фултон». Здесь мальчишки 12-18 лет, помимо всего, проходят курс «молодого матроса», по вечерам поют в хоре [6].

Франция. Во Франции имеется богатый выбор для проведения свободного времени подрастающим поколением. Еще со времен Второй мировой войны во Франции возникло движение, получившее название «Народ и культура». Усиленное внимание французского правительства к обновлению путей развития культуры в стране в настоящее время не случайно: ожесточение современных людей, падение нравов, нежелание мыслить, культ вещизма – все эти нравственные проблемы сегодняшнего дня породили необходимость хорошо продуманной политики в области культуры, включая сферу нравственно-эстетического воспитания учащихся коллежей, лицеев в школьное и внеурочное время.

В соответствии с проводимой политикой обновления культуры во Франции открываются новые театры, клубы, культурные общества, проводятся реставрационные работы памятников архитектуры, возрождается старинная музыка и художественные ремесла, проявляется забота о сохранении архивов и истории страны, забота о развитии национального языка. В планах учебных заведений всех уровней отводится большое место дисциплинам художественно-эстетического цикла, усиливается забота об улучшении досуга молодежи.

Начиная с 1960 года, во Франции получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодежь ориентируется на занятия в клубах по интересам, различные виды культуры и искусства. К концу 70-х гг. во Франции насчитывалось более 2 тысяч клубов по интересам и более тысячи Домов молодежи и культуры, в которых 44% посещающих разнообразные студии и мастерские были учащиеся.

Популярными во Франции являются «Центры каникул и досуга», обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время, которые имеют давние традиции [10].

Общее руководство Центрами каникул и досуга осуществляет Педагогическое движение обучения активным методам воспитания (СЕМЕА), возникшее еще в 1937 году, которое выступает за новое направление воспитания ребенка. Сюда относят развитие его личности, духовного мира, внутреннее обогащение; развитие инициативы, творческой фантазии, воспитания уважения к окружающим и уважение к самой личности ребенка.

Организации каникул и досуга учащихся способствуют многочисленные объединения, ассоциации и конференции, входящие в состав педагогического движения СЕМЕА: французский союз центров каникул, обеспечивающий активные методы воспитания учащихся; французская лина непрерывного обучения и воспитания, заботящаяся о непрерывном процессе педагогического воздействия на личность; федерация воспитательных возможностей и каникул национального образования, существующая для преподавателей; центр культурной и общественной кооперации; центральная организация лагерей и деятельности молодежи и народного туризма. Центры каникул и досуга включают: дошкольные лагеря для 4-6 летних детей; центры каникул для 6-14-летних детей; центры совместных каникул для подростков 13-18 лет; места семейного отдыха с организованным досугом; центры досуга под открытым небом, принимающие детей от 16 лет во время школьных каникул. Основная цель Центров – физическое, нравственное, культурное развитие ребенка. В этих же центрах готовят и аниматоров, преподавателей-организаторов досуга молодежи [10].

Центрами организуется разнообразная деятельность учащихся на открытом воздухе: туризм, посещение исторических мест, ночевки на природе, спортивные игры. Предусмотрены художественно-эстетическая и научно-техническая деятельность, развитие творчества, воображения учащихся, воспитание их вкуса в различных центрах. В распоряжении детей находятся художественные салоны, гимнастические залы, игровые и спортивные площадки, бассейны, библиотеки, различные мастерские, специально оборудованные кухни для изучения поваренного искусства, игротеки и т. п.

Одним из наиболее крупных и современных центров воспитания детей и молодежи стал Городок Виллет, открытый в Париже 13 марта 1986 года. Задачи нового Центра:

  1. пробудить в детях удивление, очарование, мечту, удовольствие;

  2. привить им желание пробовать свои силы, углублять знания;

  3. подводить их к мысли о быстрой эволюции наук, промышленности и культуры.

Виллет расположен на огромной территории (55 га) в восточной части Парижа. В прошлом это была маленькая деревня, затем – порт с огромным мясным рынком национального значения. С 1977 года Виллет становится местом реконструкции. Он превращается в огромный Центр досуга для молодежи, включающий 5 составных частей: «Парк», «Городок науки и техники», «Зенит», «Большой холл» и «Городок музыки».

«Парк» расположен в центре городка Виллет. Это самый большой лесной массив города, где расположены лужайки в виде геометрических фигур, виражи прогулочных дорожек, симметричные площадки для игр, галереи для обзора, кафе, рестораны, видеосалоны и ателье изобразительного искусства для детей, сады из бамбука и виноградных лоз, бельведер (центр информации для посетителей), Дом Виллет (помещение для культурных мероприятий).

«Городок науки и техники» – семиэтажное современное здание, огромная технологическая постройка нашего времени. При его застройке были решены три главные темы: 1) вода (поскольку здесь проходят два живописных канала с фонтанами и экзотическими рыбами); 2) растения (стены здания представляют собой огромные биоклиматические парники, пропускающие свет внутрь здания, где расположен зимний сад); 3) свет, проникающий не только через стеклянные стены-витрины, но и через два вращающихся вслед за солнцем купола (диаметром каждый – 17 метров). Сердцем Городка науки и техники является «эксплора» – постоянная экспозиция, показывающая Вселенную, жизнь на Земле, движение материи, разнообразную деятельность человека. Многочисленные сюжеты экспозиций, игры, спектакли, позволяют лучше понять окружающий мир, задать и решить вопросы, удивиться [10].

В целом «Эксплора» включает около 700 элементов экспозиций, знакомящих молодежь с современным миром. Временные экспозиции, дополняя постоянные, объясняют новые достижения человечества, углубляют эстетические, художественные, научные, социальные знания. В Городке науки и техники имеется Зал научных новинок, где в форме устных журналов (панно, макеты, предметы, видеофильмы), пополняемых научными журналистами, демонстрируются современные научные, технические, промышленные достижения.

Одна из современнейших в мире библиотек – медиатека (библиотека, оснащенная видеоаппаратурой и фильмами по всем темам) находится в этом же здании Городка. Медиотека открыта для всех специалистов и неспециалистов, профессионалов и непрофессионалов. Бесплатное пользование книгами, журналами, аудиовизуальными документами, обучающими путеводителями, учебными программами через систему телематики позволяет получить информацию и консультацию на любом уровне. Дополнительным средством воспитания и развития личности в часы досуга является в Городке кино «Луи-Люмьер», служащее распространению научной культуры, демонстрации документальных, фантастических, развлекательных фильмов и тематических показов. Кино «Луи-Люмьер» принимает заявки на тематические исследования по любой предложенной проблеме любого уровня, что значительно облегчает работу аниматором и помогает организовать посещения Городка на очень высоком уровне с максимальным извлечением информации и воспитательного воздействия.

Городок вмещает также уникальный по своей конструкции «Международный центр конференций, оборудованный самой современной аппаратурой и имеющий 8 залов и 2 амфитеатра.

С целью практического использования детьми полученных тетрерических знаний, в Городке имеется называемый «Инванторий» (от латинского слова «воображение»). Это место для игр, манипуляций с предметами чувственного опыта. Дети могут в залах Инвантория все трогать своими руками, экспериментировать, проводи опыты, чтобы лучше понять то, что их окружает. Предусмотрена широкая сеть компьютерных игр, проведение исследования принципов работы машин, техники видеофильмов и т.д. Каждая игра объясняется аниматорами. Например, чтобы найти сокровище в игре «Остров сокровищ» дети должны выполнить предварительно 4 задания: определить запах определенного предмета (из нескольких предложенных), вкус вещества, форму и цвет предметов. При правильных ответах, отмеченных на специальных карточках, видеоаппарат показывает фильм, в котором герои находят сокровище. Если же ребенок неправильно ответил на какой-либо вопрос, это обыгрывается машиной в другом варианте фильма, где герои не могут найти сокровища, точно также из-за подобной ошибки. Такие игры для младших школьников не только развивают их чувствительность, но и формируют эстетические чувства; развивают любознательность, догадку, учат анализировать [10].

Напротив Городка науки и техники находится уникальный в мире кино-зал с гемисферическим экраном 1.000 м2. Зал помещается в блестящем шаре из отполированной стали (диаметр шара – 36 метров), стоящем на воде. Фильмы демонстрируются с обзором на 180°, что обеспечивает эффект присутствия в происходящем. Наиболее частые сюжеты фильмов – путешествия в глубины Вселенной, недра, океанов, сквозь облака, по вершинам скал [10].

В западной части парка Виллет расположен «Зенит» – концертный зал для спектаклей варьете и рока. «Зенит» представляет собой новое поколение концертных залов, где могут одновременно разместиться более тыс. человек, причем видимость и слышимость одинаково хороши для всех.

«Большой холл» Виллет представляет собой также помещение из стекла и стали для зрелищных мероприятий. Холл вмещает до 15 тыс. человек и служит прекрасным местом для выставок, спектаклей, встреч, фестивалей, регулярно проводящихся в городке.

Наконец, «Городок музыки» Виллет является также очагом развития культуры детей и молодежи и центром музыкального воспитания. «Городок музыки» включает все необходимое для подготовки детей, распространения и развития музыкального творчества. Здесь работают кроме аниматоров специалисты из Национальной высшей консерватории Парижа. Городок музыки проводит обучение музыкальной грамоте, игре на инструментах. Здесь проводятся концерты, демонстрируются видеофильмы, работает медиатека. В 1991 году в городке были открыты Институт музыкальной педагогики и хореографии для подготовки специалистов, а также музей музыки для широкого круга любителей.

Темы экскурсий Городка Виллет очень разнообразны. Они служат для учащейся молодежи целям досуга, а также средством развития и пополнения знаний, полученных на занятиях в учебных заведениях. Организация экспозиций, экскурсий и занятий проводится Городком совместно с другими культурными центрами Парижа и страны в целом. Руководит всей работой по проведению различных занятий и Служба образования Городка Виллет, созданная министерством народного образования Франции.

Тематические обзоры предлагаемых выставок в Городке Виллет позволяют проводить экскурсии, занятия в мастерских по интересам, встречи с профессионалами, представителями науки, культуры. Содержание экспозиций меняется в зависимости от новшества науки, техники, искусства, культуры. Преподаватели-аниматоры по желанию могут представить на рассмотрение Службы образования Городка новые темы исследования, в зависимости от интересов молодежи и компетенции аниматоров. Набор направлений исследований очень широк. Наиболее крупные тематические выставки определены направлениями: путешествие, математика, звуки, выражение и поведение, информатика, жизнь в Космосе, изображение, художественные ателье, промышленные новинки, энергия, аквакультура, океан, скалы и вулканы, звезды и Галактики, секреты живого, игра света, роботы, архитектура, искусство.

Елена Ришар в своей работе приводит «Городок Виллет – новый культурно-досуговый центр» примеры тематических обзоров Городка на 1989 – 1990 учебный год [10].

Обзор «Человек и биотехнология» рассчитан на взрослых детей (старшие классы лицеев) и молодежь. Цель этой экспозиции – показать молодежи, что каждое открытие – это результат длительных усилий, работы человека. На экспозиции открыты мастерские, научные клубы, отделения «Океан и мир», «Космос». Данная тема позволяет лучше понять агро- и аквакультуру, решить генетические проблемы воспроизводства, показывает жизнь человека в экстремальных условиях.

Огромная по количеству, объему материала тема «Науки и искусство» адресована тем, кто интересуется искусством. Эта тема – продукт сотрудничества Городка Виллет и дирекции музеев Франции. Экскурсии и занятия проходят как в Городке, так и в музеях Лувр, Орсэ, Пикассо, Океанического и Африканского искусств, в центре Жорж-Помпиду. Как в музеях, так и на экспозициях Городка дети могут познакомиться с понятием перспективы, угла зрения, изучить фотографии архитектурных построек и принципы их построения, заняться спектрометрией, голографией, съемкой фильма или серии фотографий по предложенной аниматорами теме, рисунками на компьютере. Дети могут на собственном практическом опыте убедиться в необходимости и мощи современных технических новинок, помогающих в творческой работе художникам, архитекторам, ученым.

Интересна тема «Город и его жители», позволяющая исследовать проблемы урбанизации, изучить историю развития городов, ознакомиться с архитектурой прошлого и современными находками архитекторов. В ходе экскурсий по Парижу и занятий в ателье Городка дети учатся читать план города, изучают места отдыха и досуга, имеющиеся в городе, знакомятся с социальной жизнью городской конгломерации.

Тема «Ученые и революция», введенная в связи с 200-летием Великой французской революции, на основе экспозиций, панно в музеях Парижа и фильмов в Медиатеке знакомит с вкладом ученых в революцию и влиянием революции на развитие индустрии, промышленности, техники (новые достижения в медицине, питании, армии, системе связи). Изучение этой темы сопровождается конкурсным показом различных спектаклей, специально написанных к юбилею.

С техникой изображения, приемами изображения в кино, на видео, искусством фотографии знакомит тема «Изображение». Дети получают не только теоретические знания, но и занимаются практической съемкой, фотографией. Различные экспозиции развивают эстетический вкус, формируют творческое воображение посетителей. Например, экспозиция «Красочная прогулка» позволяет играть с зеркалами, меняющими цвет и находить различные цветовые сочетания; «Анатомия белого» демонстрирует спектр белого цвета; «Многочисленный белый» демонстрирует сцену цвета в зависимости от луча, падающего на изображение; «Окрашенные тени» – демонстрация оттенков цвета и различных размеров тени человека; «В тени декораций» позволяет изучить приемы изготовления декораций и способов передачи объемных изображений; «Мультфильмы» – знакомит не только с техникой изготовления рисованного или кукольного фильма, но и позволяет снять собственный фильм.

Выставка растений «Зеленого моста» (стеклянного перехода внутри Городка с зимним садом) демонстрирует достижения современной агрокультуры, позволяющей выращивать растения без земли на голых стенах. Это – сад будущего, где растения развиваются из колб, а электроника регулирует поливку цветов, деревьев, растений.

Кроме многочисленных тематических экспозиций в Городке Виллет разработаны маршруты пеших прогулок: «Городок – архитектурная Одиссея», «Произведения искусства в Городке» и «Визиты – спектакли».

«Городок – архитектурная Одиссея» демонстрирует сочетание различных стилей, приемов и материалов в архитектуре: строений 18 века и современных зданий из стекла, бетона; сочетание стали, стекла и гранита. Удачно решена в целом общая композиция Городка, где вода, свет и растения создают комфортное место для отдыха и проведения досуга.

«Произведения искусства в Городке» знакомят с современным и старинным искусством Франции. Искусство присутствует в каждой детали интерьера: это и раскрашенные пластины стен Планетария, и картины-представления различных цивилизаций о сотворении Земли (выставка «Скалы и вулканы»); макеты воображаемых животных композиции «Секреты живого», компьютерная музыка выставки «Выражение и поведение», представленные Национальным музеем современного искусства картины Веласкеса на выставке «Представления о Космосе», книга – скульптура со страницами-превращениями на выставке «Энергия» и т. п.

Пешая прогулка «Визиты-спектакли» позволяет увидеть видеофильмы, кукольные спектакли, диапозитивы по различным темам. Кукольный спектакль на выставке «Вода» воспроизводит разговор рыбы с бобром и воспитывает бережное отношение к природе; кукольный спектакль «Сон Пети» показывает значение человека и его интеллекта, создавшего робота; фильм «Пейзаж департамента Ардеш» демонстрирует природу Ардеш, существовавшую 300 млн. лет назад и восстановленную, расшифрованную геологами по земным срезам. Вместо зрительного зала детям предоставляется искусственный остров на искусственном озере; вместо стульев – макеты скал, фильм снят на диапозитивы [10].

Все предлагаемые в городке экспозиции, выставки, спектакли доступны детям, позволяют в форме игр, демонстраций изучать, исследовать, проводить эксперименты. Дети могут самостоятельно общаться с экспонатами, включить или выключить фильм или кукольный спектакль, поиграть на компьютере, стать астронавтами или летчиками (игра «Полет на луну» и «Имитатор полета»); побывать на дне океана («Океан»); в макете подводной лодки или на дне речного водоема («Аквакультура») и т.д.

Широкое поле деятельности для детей и молодежи, представленное в новом центре досуга – Городке Виллет, позволяет не только приобщиться к достижениям современной науки и культуры, но и опробовать свои силы в применении научных и культурных достижений. Представленные экспозиции всесторонне формируют эстетический вкус, нравственные качества молодежи, развивают ее кругозор, формируют в целом культуру личности, ибо сегодня, по словам министра культурных связей Франции Франсуа Леотар, начиная «...от моды до прически, от искусства садоводства до видео, от концерта рок-музыки до росписи по шелку – все является культурой». Именно формированию такой всесторонней культуры личности и способствует деятельность нового центра досуга – Городка Виллет.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях.

Америка. В США в конце 90-х годов XX века совместными усилиями Конгресса, Правительства и десятков научных учреждений и общественных организаций разработана «Национальная программа организации досуга молодежи». Программа имеет принципиальное значение, т.к. интегрирует в себе самые широкие достижения страны в области экономики, политики, культуры и воспитания. Остановимся на ней более подробно.

В представленных Конгрессу США рекомендациях указывается на необходимость ориентирования не на коммерческие, дорогие и сложные формы досуга, а на виды молодежной досуговой деятельности, которые не требуют больших затрат. Возможности правительственных служб, профессионалов и коммерсантов в этой области ограничены. Лучшие результаты дает деятельность добровольцев, энтузиастов, поэтому общественно-государственная политика в сфере молодежного досуга должна базироваться на логике самодеятельной простоты, самообеспечении и самоуправляемости в досуге.

В национальной программе организации досуга молодежи детально раскрыты механизмы использования для этих целей существующей инфраструктуры досуга. Согласно стандартной классификации отраслей, принятой в статистике США, к рекреационной сфере относятся гостиничные предприятия – отели, мотели, трейлерные парки, кемпинги, спортивные и рекреационные лагеря; специализированные предприятия и учреждения, удовлетворяющие потребности в отдыхе и развлечениях - учреждения культуры (кинотеатры, эстрадные и симфонические оркестры, театры, художественные студии); спортивно-зрелищные мероприятия, бейсбольные, футбольные, хоккейные и др. спортклубы; предприятия для активных занятий спортом (бассейны, катки, лодочные станции, пляжи и т.д.); развлекательные учреждения (парки, детские площадки, цирки, зоопарки); государственный рекреационный фонд: национальные парки, природные достопримечательности, национальные леса, а также парки и зоны отдыха штатов, округов и муниципалитетов. Достоинство программы – в конкретизации роли и места каждого из приведенных выше социальных институтов в культурно-досуговой деятельности молодежи, ориентирует их на максимальное раскрытие своего воспитательного потенциала в обеспечении конструктивного воздействия на подрастающее поколение [6].

На развитие способов и средств отдыха населения направлена деятельность ряда государственных организаций. В ведении государства в США и Великобритании находятся территории для массового отдыха населения, создание отдельных объектов рекреационного назначения, проведение исследований в области планирования отдыха. В Великобритании государство, с одной стороны, контролирует досуговый рынок через систему лицензий, с другой - осуществляет контроль за общественными местами отдыха и их использованием. В ряде случаев правительство частично финансирует некоторые учреждения досуга или некоторые виды досуговой деятельности. Официальные организации субсидируют также культурную и рекреационную деятельность на местах – театры, уличные фестивали, передвижные выставки, библиотеки и др. Здесь созданы специальные отделы, ведающие проблемами организации досуга.

Анализируя практику обеспечения досуга молодежи, И.А. Новикова убедительно показала, что в европейских странах и США нет единой системы организации, отвечающей за руководство досуговой деятельностью. Эти функции выполняют школы, парки, отделы и другие организации [8]. Нет и единого мнения о том, кому должен принадлежать приоритет в этой области.

Используя методику программированного наблюдения и анализ документов, отражающих содержание и формы культурно-досуговых центров в Нью-Йорке, Филадельфии и Вашингтоне, можно видеть, что наряду с заслуживающими самой высокой оценки образцами эффективной организации досуга, в значительной части парков или иных центров свободного времяпрепровождения молодежи его сводят лишь к организации развлекательных мероприятий, в других – в сферу досуга неадекватно переносятся методы и формы управления учебной деятельностью, явно неприемлемые в условиях свободного времени.

С целью преодоления сложившегося противоречия и определения приоритетных ориентиров общественно-госу-дарственной культурной политики в сфере молодежного досуга ученые Пристонского и Калифорнийского университетов в 1991 году выступили с инициативой разработки «Федеральной преграды культурной политики в сфере молодежного досуга», которая включала бы в себя:

- эстетический всеобуч детей, учащейся молодежи и их родителей;

- пропаганду и внедрение непреходящих ценностей мировой и американской культуры, возрождение и обогащение лучших традиций культурно-досугового творчества народов, сос-тавляющих ныне американское общество;

- развитие интереса к различным формам прикладного творчества, формирование умений и навыков внедрения прикладного искусства в досуг и быт молодежи;

- защиту социальных прав молодежи в сфере досуга и культурно-досугового творчества, обеспечение широкой ДОС-тупности достижений национальной и мировой культуры всем слоям детей, подростков, юношей и девушек;

- изучение и использование конструктивных сторон опыта Европы, Ближнего и Дальнего Востока и других регионов мира в организации досуга молодежи;

- создание материально-технической базы культурно-досуговой деятельности, отвечающей требованиям к возможностям начала ХXI века;

- подготовку кадров организаторов досуга, владеющих современными методиками педагогики сотворчества и способных принять на себя роль духовных лидеров в реализации федеральных и региональных культурно-досуговых программ.

В методологии восприятия молодежи как субъекта определенной субкультуры, ученые Пристонского и Калифор-нийского университетов соединили три аспекта:

1) антропологический, включающий в себя попытки исследовать молодежь методами классического психоанализа, применить к ней теоретические построения социал-дарвинизма;

2) культурологический, в основе которого лежит постулат теории поколений;

3) интеграционный подход, заключающийся в синтезе разных сочетаний двух других [6].

Однако следует отметить, что различные теоретические концепции и многочисленные исследования последних двух десятилетий не дали пока целостного междисциплинарного знания о молодежи как многочисленной социально-демографической группе общества, о противоречивых механизмах ее социализации, хотя отдельные социально-педагогические проекты заслуживают пристального внимания. Примером, в частности, может быть одобренная и рекомендованная всем развитым странам программа ЮНЕСКО – «Молодежь в изменяющемся мире», которая не в полной мере, но значительно активнее, чем в других странах реализуется в США, Канаде и Великобритании. Значительный интерес представляет опыт выработки молодежной политики в конкретно-исторических ситуациях англоязычных стран. Примером чему могут служить «Программа преодоления расовых предрассудков в досуге молодежи Калифорнии» или принятая в Великобритании программа «Досуг как сфера борьбы с наркоманией среди молодежи». Безусловного внимания заслуживает и опыт успешного функционирования служб социальной помощи и центров молодежной информации, финансирование которых осуществляется в соответствии с принятой в США в 1982 году «Государственной программой совершенствования социальной информации».

Проблемы молодежи - тема не новая для международного сообщества. Забота о молодежи провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. Начиная с 1946 года ЮНЕСКО включилась в осуществление культурной политики и нескольких программ, касающихся молодежи. С принятием в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среда молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи находятся в центре внимания всей деятельности этой Организации. Под эгидой ЮНЭСКО с 1985 года организованы Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «круглый стол» на тему «Молодежь, образование, труд». К изучению молодежных проблем и их разрешению активно подключилась Всемирная организация здраво-охранения, Международная организация труда, Детский фонд ООН. При этом ведущую роль в финансировании и осуществлении всех этих программ приняли, на себя США [6].

Констатируя эти факты, приходится, вместе с тем, отметить, что молодежная политика как законченная четкая система, призванная детально регламентировать взаимоотношения об-щества и молодого поколения во всем сложнейшем многообразии социальных отношений в англоязычных странах начала формироваться лишь с 60-х годов XX века, и процесс этот еще далеко не завершен.

Значительные сдвиги в молодежной политике в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии произошли со второй половины 70-х годов, когда новые технологии, связанные с научно-техническим прогрессом, остро поставили проблемы образования, профессиональной подготовки и трудоустройства молодого поколения, а государственные институты, политические и общественные организации, учитывая опыт «молодежного бунта» 60-х годов, стали обращать повышенное внимание на социально-экономическое положение, политическую и нравственную зрелость молодежи. В настоящее время в индустриально развитых странах молодежная культурная, в том числе и культурно-досуговая политика рассматривается как составная часть стратегии всего остального развития. При этом речь идет не столько о расходах на конкретные молодежные программы, сколько об инвестициях в молодое поколение в целом, что дает в конечном итоге эффект в развитии как производственной, так и духовной сферы. Стратегическое измерение молодежной политики связывается с осознанием и пониманием того, что будущее любого общества зависит от уровня культурной среды, от полноценного воспитания и образования молодежи, от эффективности организации ее труда и досуга.

Когда мы говорим о молодежной политике в сфере досуга, мы имеем в виду в первую очередь отношение общества, различных его социальных групп к молодежи, как большой специфической демографической группе населения, которая призвана принять и продолжить лучшие традиции отцов. Сфера этих отношений и определяет социальный статус молодежи, а вместе с ним ее экономическое, правовое положение, определенный уровень и образ жизни.

Современная молодежная политика ведущих англоязычных стран – это деятельность государств, штатов, графств, муни-ципалитетов, общественных, организаций и частных фондов по оптимизации процессов социального развития молодежи, направленная на обеспечение эффективной и относительно планомерной интеграции молодого поколения в существующие экономические, политические и социально-культурные отношения. Будучи направлена на обеспечение взаимо-отношений подрастающих поколений и общества, молодежная политика представляет собой систему мер по поддержанию определенного социального статуса молодежи, удовлетворение ее интересов, запросов и потребностей в сферах образования, труда, культуры, досуга, предпринимательской деятельности и социальной защиты. Главная цель такой политики – создание экономических условий и правовых гарантий для гуманизации образа жизни молодого поколения, его социализации, как в интересах отдельной личности, так и общества в целом [9].

Основными задачами молодежной политики в сфере досуга являются: разработка и принятие законодательных актов, государственных и региональных программ, стимулирующих создание предпосылок свободного развития молодежи; финансирование программ и мероприятий, направленных на создание этих условий; координация деятельности госу-дарственных учреждений и общественных организаций и частных фондов в решении молодежных культурно-досуговых проблем; поощрение (включая финансирование) деятельности государственных и негосударственных организаций, направ-ленной на выравнивание стартовых возможностей различных категорий молодежи в реализации рекреативного и духовного потенциала свободного времени.

В качестве основных принципов молодежной политики в англоязычных странах выступают:

- дифференциация культурно-досуговых программ в зависимости от возрастных периодов формирования личности, ее социально-психологического, гражданского и экономического становления;

- преемственность связей между представленными в обществе поколениями;

- согласование интересов различных групп и слоев населения в отношении социального статуса молодежи [14].

Сегодня характерно то, что молодежь сама все активнее заявляет о своих правах, пристрастиях, проблемах. И не только внутри своей культуры, но легко находя общий язык со сверстниками всей планеты. Это закрепляется в новых международных культурных традициях, творческих контактах, социально-культурных акциях.

Среди форм интернациональных связей молодежи мира стали ассоциации и клубы ЮНЕСКО. Молодые представители многих стран собираются на молодежные форумы, конгрессы, спортивные и компьютерные игры, фестивали и конкурсы, акции протеста или содействия чему-то, создают Фонды и Комитеты. Можно сказать, что молодежь закладывает основы новой планетарной Культуры.

В Великобритании, США, Австралии и др. странах важную роль в воспитании подрастающего поколения играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами. Цели деятельности молодежных организаций неразрывно связаны с принципами поддержания общественного благополучия и воспитания гражданского сознания. Главной целью организаций является стимулирование развития определенных жизненных навыков: компетентности, подавления стрессов, взаимопомощи [15].

Скаутское движение, которое в настоящее время охватывает весь земной шар, зародилось в Великобритании. Его целями являются: формирование характера, воспитание гражданской позиции, развитие интеллектуального потенциала, моральных и физических качеств подрастающего поколения посредством предоставления программ, соответствующих потребностям молодежи в развлечениях, приключениях и развивающем обучении.

В целях широкой популяризации деятельности данных организаций и привлечения максимального количества детей и подростков в ряды скаутов создаются разнообразные и разноуровневые (по возрастным группам) программы. Такие программы основываются на видах рекреационной деятельности на открытом воздухе и в загородных лагерях и предоставляют скаутам широкие возможности для занятий спортом, овладения навыками лагерной жизни, обучения основным навыкам по отдельным рабочим специальностям, изучения природы и т.д.

Программы деятельности данных организаций рассчитаны на различные возрастные группы и имеют своей целью всестороннюю подготовку девочек к общественной жизни и домашним обязанностям, при этом акцент делается на воспитание таких качеств, как инициатива, самообладание, уверенность в своих силах и умение помогать другим людям. Финансирование деятельности данных организаций осу-ществляется в основном за счет членских взносов и частных пожертвований.

Программы рекреационного обслуживания населения являются также неотъемлемой составляющей общего объема работы различных учреждений сферы социальной защиты населения. Так, например, Объединенная благотворительная организация г. Чикаго, активно работающая в сфере социальной защиты населения, осуществляет рекреационную программу на территории своих загородных лагерей. Такая программа проводится круглый год с целью реабилитации граждан, подверженных стрессовым воздействиям в результате жизни в условиях крупного города-метрополии.

Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж.Г. Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество сверстников, объединение по интересам) создают наиболее благоприятную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению молодого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум [1].

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом: академические, религиозные, национально-культурные, политические, средства массовой информации, группы по социальным интересам, объединения социальной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов [1].

В процессе волонтерской деятельности осуществляется практическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнерства: университет - американский Красный Крест; университет - образовательные агентства общины; университет - средняя школа; университет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов.

Спектр социальной и социально-культурной деятельности волонтеров чрезвычайно широкий: благоустройство городских и сельских микрорайонов, досуг, клубная деятельность по интересам, альтруистская работа в центрах социальной и физической реабилитации, госпиталях и хосписах. Волонтеры востребованы в общественных объединениях типа: «помощь жертвам насилия», «старшие братья и сестры», «приходящие друзья», «справедливость для всех», «анонимные алкоголики». Юноши и девушки занимаются с умственно отсталыми детьми, ухаживают за сверстниками - инвалидами, работают в лагерях летнего и зимнего отдыха, санаториях, помогают освоить язык эмигрантам, работают санитарами, гидами, экскурсоводами, билетерами в концертно-зрелищных учреждениях, туроператорами, педагогами - рекреаторами и т.д.

Здесь помимо пользы обществу и кому-то конкретно, есть два важных аспекта:

1. Волонтерская помощь в социальной, социально-культурной, здравоохранительной, спортивно-оздоровительной сферах позволяет сэкономить значительные средства и употребить их на развитие центров культуры, здоровья, спорта. Так в Австралии и других англоязычных странах экономится до 75% бюджетных средств, которые идут на благоустройство культурно-досуговых центров, домов молодежи.

2. Молодые люди формируют не только человеческие, гражданские качества, но и качества профессиональные. Отношение к этому во многих странах очень серьезное. Внедрение технологий тестирования при найме на работу, конкурсный отбор специалистов, появление новых профессий вызвало к жизни много разнообразных образовательных, самообразовательных форм и программ, профессиональных и деловых клубов. Молодежь знакомится с психологией профессионализма, изучает навыки делового общения, менеджмента, предпринимательства, которые могут стать основой инноваций во всех сферах жизнедеятельности [1].

В Англии не перестают быть актуальными молодежные клубы «четыре эйч», которые создаются при фермерских ассоциациях и ставят задачей обучить детей:

  1. ведению сельского хозяйства;

  2. традиционным промыслам и ремеслам;

  3. домоводству;

  4. художественному и прикладному творчеству.

Эти клубы с 60-70 годов XX века стали тиражироваться в других странах и континентах. Часто на основе такого детско-молодежного клуба создается универсальный социально-культурный комплекс, где находят себе занятия в часы досуга и дети и взрослые. Не разделять семью, а объединять – давно стало ведущим принципом социально-культурных работников за рубежом. Английские социальные психологи, педагоги-рекреаторы серьезно относятся к проблемам юношеского возраста, предоставляющего на их взгляд, группу повышенного риска.

Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений позволяет распределить их на три группы.

Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока, не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это, по крайней мере, десять раз в год.

Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений; концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли.

Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники [11].