26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
Предприимчивость — одна из способностей человека, проявляющаяся в различных видах его деятельности. По В. Далю, «предприниматель» означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного; предприимчивый человек — тот, кто склонен предпринимать нечто, способный к предприятию, новому делу, к примеру, предприимчивый торговец; предприниматель — это способный к крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода.
Рыночные преобразования, проводимые в стране, привели к коренным изменениям хозяйственного пространства государства, его инфраструктуры и отраслей национальной экономики. Несмотря на то, что регулирующая функция государства по отношению к развитию социально - культурной сферы сохранилась, произошли кардинальные изменения в стратегии и механизмах развития социально-культурной сферы.
Если раньше крупные отрасли национальной экономики стремились иметь собственные объекты социально - культурной сферы, то теперь данная сфера все больше становится предметом заботы местных органов власти, а отраслевые хозяйственные структуры ориентируются на развитие собственной корпоративной культуры.
Однако многолетняя практика развития хозяйственного пространства такова, что корпоративная культура в нем всегда была тесно связана с общей культурой и поддерживалась не только органами государственной власти и управления, но и крупными отраслями национальной экономики. Это позволяло обеспечивать взаимопроникновение культур на большой территории страны, во многом способствовало формированию корпоративной культуры и сохраняло социальную стабильность на всем пространстве государства.
Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет вхождения в них библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.
Расширяется база культурной политики на местах - к управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти (инновационные проекты).
Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов, на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.
Сегодня отчетливо осознано, что социально-культурная среда может носить коммерческую направленность, а определенные культурные ценности востребованы и пользуются платежеспособным спросом. Поэтому наблюдается весьма активное использование социально-культурного пространства в бизнесе. Здесь можно говорить о следующих направлениях бизнеса:
1. Образовательная среда. В ней частная система образования завоевывает все большее пространство. Особенно это заметно по высшей школе. В то же время следует признать, что качество платного образования в России сегодня существенно ниже, чем образования бюджетного. Это вызвано разными причинами, среди которых назовем очевидную: наиболее сильные и подготовленные учащиеся и студенты имеют возможность попадать на бюджетные места. Что касается частных школ, то здесь идет борьба за клиентов, а это значит, что снижение оценок, пусть и заслуженное, приводит к оттоку «покупателей». Вывод очевиден.
2. Концертная деятельность. Здесь особенно важной стала «упаковка» товара, т. е. раскрученность артистов и театральных коллективов методами PR. Мы видим. как эстрада. В том числе и далеко не самая качественная, активно вытесняет классику, а посредственность с хорошо продвинутым имиджем превращается в «звезд»
3. Спорт. Мы живем в эпоху, когда спорт превращен в шоу, когда спортивные клубы могут быть бизнесом. И, хотя российские клубы, в отличие от клубов западной Европы, пока убыточны, однако манипуляции по торговле спортсменами высокого уровня за огромные деньги наверняка приносят прибыль не только агентам этих спортсменов, но и топ менеджерам клубов. Искусственно подогревается ажиотаж вокруг некоторых видов спорта. Поддерживаются фанатские образования. Спор в значительной мере является сферой «выхлопа» социальной напряженности и свойственной молодежи энергии и агрессии.
Успешно функционируют фитнес-клубы, бассейны и т. п., работающие на платной основе, а также торговля спорттоварами.
4. Зрелищные мероприятия активно используются в рекламных целях и тем самым приносят организаторам и владельцам большой доход. Отметим, что в России некоторые виды спорта существуют во многом благодаря рекламе. Шоу-бизнес как носитель рекламы – типичная сторона предпринимательства в социально - культурной сфере.
5. Сециально-культурная деятельность активно развивается в сфере электронных коммуникаций: телевидение, радио, и здесь интересы потребителя и властей доминируют над художественностью.
Таким образом мы видим, что законы рыночной экономики оказывают определенное негативное влияние в сфере массовой культуры и воспитания потребителя этой культуры. разгружая при этом бюджет от ряда затрат на социально - культурную деятельность и формируя новые эстетические и культурные взгляды и ценности.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества