3.5 Компаративный анализ эволюции социального партнерства в различных регионах
В любом обществе, независимо от уровня его социально-экономического развития, существует достаточно большое число как объективных, так и субъективных причин возникновения конфликтов между государством, бизнесом и населением. Важнейшей объективной причиной социальных конфликтов является столкновение различных экономических интересов, проявляющееся в расхождении между интересами-ожиданиями субъекта и реальными возможностями их реализации на практике. Среди прочих объективных причин социального конфликта можно выделить следующие:
а) неравенство социально-экономического положения субъектов материального производства и партнёрских отношений, которое, прежде всего, относится к ресурсам, статусам, материальным и духовным ценностям субъектов;
б) дезорганизация общества, связанная чаще всего с дезинтеграцией государственных и общественных институтов;
в) несовершенство действующего законодательства и др.
Для преодоления и смягчения негативных последствий социальных конфликтов в мировой практике реализуется несколько моделей социального партнёрства, которые определяются по одному или нескольким наиболее существенным признакам:
а) по участию государства и механизму регулирования социально-трудовых отношений: трехсторонняя модель («трипартизм») на всех уровнях - федеральном, региональном, территориальном; двухсторонняя модель («бипартизм») - в основном на отраслевом уровне и в трудовых коллективах.
б) по характеру взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления выделяют типы: профсоюзы, нацеленные на взаимодействие, сотрудничество; профсоюзы, ориентированные на оппозицию, конфронтацию с институтами государственной власти.
в) по специфике взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей (модели соперничества, ползучего, скрытого конфликта).
Наиболее типичные модели социального партнерства, сложившиеся и успешно реализующиеся в мировой практике, следующие:
1. По критерию правового регулирования социально-трудовых отношений – существуют три основные модели социального партнерства:
Первая модель применяется в странах Северной Европы (Финляндия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Голландия). Она характеризуется активным вмешательством государства в регулирование трудовых отношений, с использованием принципа многоуровневого сотрудничества «трипартизма».
Вторая модель социального партнерства характерна для таких стран, как США, Канада, Япония, а также для большинства развивающихся стран Азии, Латинской Америки, англоговорящих стран Африки. Она, как правило, сводится к уровню коллективных договоров на предприятиях. Особенностью механизма социального партнерства в этой модели является наличие принудительного трудового арбитража и посредничества.
Третья модель типична для стран Центральной Европы (Германии, Австрии, Франции и др.), а также Великобритании. Она является усредненным (промежуточным) вариантом между двумя вышеназванными, и отличается деятельностью специализированных органов в системе социального партнерства. Правовые средства социального партнерства варьируются от консультативных форм сотрудничества социальных партнеров до принятия ими совместных решений.
2. По роли властных структур в партнерских отношениях выделяются три типа моделей социального партнерства.
Первая модель – трехстороннее сотрудничество, преимущественно на макроуровне, в котором государство, работодатели и профсоюзы равноправны. Такая модель широко практиковалась в странах, где у власти стояли социал-демократы в период 60-80-х гг. (Австрия, Швеция, ФРГ).
Вторая модель – двухстороннее сотрудничество на производственном уровне в урегулировании конфликтов работодателей и наемных работников в лице их представительных органов. Государство выступает в роли арбитра трудовых споров, законодательно регулируя отношения, не допуская развития противостояния сторон до опасных для стабильности общества масштабов. (США, Испания, Португалия).
Третья модель – диалог и сотрудничество в конфликтах работодателей, и работников без какого-либо вмешательства со стороны государства (Япония).
3. По механизму осуществления договорного процесса выделяются две модели:
а) модель социального партнерства, в которой договоры и соглашения предусматривают обязанности и ответственности сторон, определяют механизм реализации достигнутых договоренностей;
б) модель, в которой не определена степень ответственности сторон, не продуман или практически отсутствует механизм реализации соглашений.
4. По уровню участия работников в управлении предприятием и представительству их интересов и социально-трудовых прав в мировой практике сложились три наиболее характерные модели.
Первая модель – профсоюзное представительство. В ряде стран (США, Канада, Япония, Польша, Великобритания, Ирландия, Италия и др.) профсоюзная организация считается представителем не только членов профсоюза, но и всех работников, не входящих в профессиональный союз. В соответствии с законодательством США право на ведения коллективных переговоров признается только за «наиболее представительным профсоюзом». При этом официальный сертификат получит только тот профсоюз, в котором членами являются не менее 30% работников предприятия. Однако современное законодательство США не исключает и формы рабочего представительства.
Вторая модель – «чистое представительство» наемных работников в советах и комитетах предприятий. Эта модель типична для таких стран, как Австрия, Греция, Испания, Португалия, Германия, Нидерланды и др. Советы (комитеты предприятий) являются органами рабочего представительства, они выступают как бы оппозиционным органом по отношению к работодателю, что роднит эти органы с профсоюзными комитетами.
Третья модель – «смешанное представительство» характерно для таких стран, как Бельгия, Дания, Ирландия, Франция и др. На предприятиях формируются советы (комитеты), в состав которых избираются трудовым коллективом представители наемных работников. Представители работодателя – назначаются администрацией. Смешанное представительство предусматривает принятие совместных решений, включая участие в решении вопросов: кадровых (прием и увольнение работника), касающихся внутреннего трудового распорядка, охраны труда и др. Оно ориентировано на консенсус с работодателем.
Анализ перечисленных моделей позволяет сделать определенные выводы о том, какой тип социального партнерства будет наиболее эффективным в современных условиях в России. Так, по критерию правового регулирования для российских условий в сфере бизнеса, на наш взгляд лучше будет работать модель, суть которой сводится к заключению и исполнению коллективных договоров на предприятиях. По критерию роли властных структур для современной России наиболее подходящей представляется модель социального партнёрства двухстороннего сотрудничества на производственном уровне в урегулировании конфликтов работодателей и наемных работников в лице их представительных органов. По механизму осуществления договорного процесса предпочтение следует отдать модели, в которой договоры и соглашения предусматривают обязанности и ответственности сторон, определяют механизм реализации достигнутых договоренностей, т.к. в ней заложен механизм ответственности.
Осуществление описанной модели социального партнерства на практике позволяет выделить ряд ключевых условий, реализация которых с опорой на соответствующие законоположения может служить базой для повышения эффективности механизма социального партнерства в России в целом. Среди них можно выделить следующие:
1. Для органов власти стратегическим направлением должно стать понимание необходимости ответственного и равноправного диалога с профсоюзами и работодателями; для работодателей – готовность изменения мотивации объединений и создание внутренней системы ответственности друг перед другом и партнерами; для профсоюзов – выработка механизмов реального выражения и защиты интересов работников, расширения членской базы.
2. Профсоюзы должны в совершенстве владеть организацией массовых акций протеста, забастовки, отстаивать интересы работников в судах с участием соответствующих специалистов.
3. Важным условием эффективности социального партнерства является информационно-аналитическое обеспечения функционирования системы партнерства: обеспечение полной информации о деятельности органов системы социального партнерства «сверху вниз» и «снизу вверх», отбор, доведение до организаций передового опыта социального партнерства на различных его уровнях.
4. Законодательно закрепить за всеми предприятиями обязательство по заключению коллективных договоров.
5. Внесение поправок в существующую систему налогообложения, которая позволит: снизить налоговую нагрузку на субъекты бизнеса, увеличить объемы налоговых поступлений в бюджет за счет привлечения к уплате единого налога недобросовестных налогоплательщиков.
6. Предусмотреть налоговые послабления и преференции предпринимателям при официальной регистрации работников.
7. Законодательно установить для всех органов системы социального партнерства механизм обязательного исполнения принятых договоренностей.
8. Определить и законодательно закрепить структуру организационного построения.
9. Рассмотреть вопрос о передаче Трехсторонней комиссии права законодательной инициативы по регулированию социально-трудовых отношений, в т.ч. в малом бизнесе.
10. Союзам предпринимателей создавать фонды взаимопомощи для выделения кредитов на реализацию перспективных проектов.
11. Содействовать созданию специализированной банковской системы, нацеленной на обслуживание нужд малого бизнеса.
Формирование системы социального партнерства, позволит в условиях российской экономики установить и развить диалог государства, малого, среднего и крупного бизнеса и населения, а также создаст необходимые условия для оздоровления и развития экономики страны в целом.
Современная история формирования российской модели социального партнерства берет начало с момента осуществления экономических и политических преобразований. Основы современной системы были заложены в конце 1991 года, а на ее развитие оказали влияние различные факторы.
Прежде всего, необходимо отметить, что одним из самых существенных факторов является малый срок формирования и развития российской модели социального партнерства. Несмотря на общее ускорение развития общества в последние десятилетия, у России не было того резерва времени на формирование системы в более совершенном виде, как у более развитых европейских стран и Америки. Российская модель социального партнерства формировалась путем простого заимствования зарубежных моделей. Концептуальным обоснованием данного метода приходилось заниматься уже в процессе реализации моделей.
При этом также следует отметить, что опыт советской власти также наложил значительный отпечаток на систему социального партнерства в России. Особенно сильно это сказывалось в первые годы постперестроечного периода, когда появилась частная собственность, но общество по-прежнему ждало полного решения своих социальных проблем от власти.
- Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства великий новгород
- Isbn 978-5-89896-401-6
- Содержание
- Введение
- Глава 1 Теоретико-методологическое аспекты социального партнерства власти, бизнеса и населения
- 1.1 Теоретическое представление об основах взаимодействия власти и бизнеса и их ответственности перед обществом
- 1.2 Концепции корпоративной социальной ответственности
- 1.3 Социальная ответственность предпринимательских структур и ее уровни
- 1.4 Методические подходы к оценке корпоративной социальной ответственности
- Глава 2 Этапы и формы взаимодействия участников системы социального партнерства
- 2.1 Определение этапов и форм конструктивного взаимодействия властных и бизнес-структур
- 2.2. Особенности и проблемы взаимодействия некоммерческих организаций и государства
- 2.3. Анализ взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций
- 2.4. Технологии и особенности межсекторного взаимодействия
- Глава 3 Эволюция социального партнерства в промышленно развитых странах и трансформирующихся экономиках
- 3.1 Формирование и развитие системы социального партнерства в европейских странах
- 3.2 Эволюция социального партнерства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3.3 Становление системы социального партнерства в странах бывшего ссср
- 1. Казахстан
- 2. Украина
- 3. Молдова
- 4. Латвия
- 3.4 Формирование и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации
- 3.5 Компаративный анализ эволюции социального партнерства в различных регионах
- Глава 4 Формирование институциональных основ социального партнерства в Российской Федерации
- 4.1 Теоретические аспекты формирования института социального партнерства в России
- 4.2 Проблемы и противоречия процесса институционализации социального партнерства в рф
- Заключение
- Список литературы
- Грекова Галина Ивановна,