Литература:
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.
2.Кон И.С. Социология личности. М., Мысль, 1967.
3. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
4.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002. 5.Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.
6.Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.
7.Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.
8.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
9.Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.
10.Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.
11.Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.
Ключевые понятия:
-
человек
-
индивид
-
личность
-
индивидуальность
-
социальный статус
-
формальный статус
-
предписанный статус
-
социальная роль
-
экспектации
-
ролевой конфликт
-
ролевой набор
-
статусная дистанция
-
социализация
-
агенты социализации
-
первичная социализация
-
вторичная социализация
-
воспитание
Тема № 5. Социологический анализ культуры.
Подходы к понятию «культура» в социологии.
Формы культуры.
Основные элементы культуры.
Культурная динамика.
Подходы к понятию «культура» в социологии.
Формирование личности происходит на базе приобщения индивида к культуре, усвоения им социального опыта предшествующих поколений, ценностных установок и норм, разделяемых «значимыми другими» и развития на этой основе собственной идентичности, «самости».
Слово «культура» использовалось древними римлянами для обозначения процесса возделывания земли. Со временем его стали применять по отношению к людям, отличавшимся начитанностью и изящными манерами.
Сегодня термином «культура» обозначают различные стороны деятельности людей: например, культура производства, политическая культура, управленческая культура, физическая культура. Каждое из этих понятий подразумевает особый стиль мышления, поведения и оценки происходящего. Культуру изучают многие науки (философия, культурология, искусствоведение и др.). Многозначность понимания культуры породила трудности, связанные с научным определением этого термина. В конце 70-х гг. XX века французский ученый А. Моль насчитал боле 250 определений культуры, сформулированных в рамках различных гуманитарных и социальных наук.
В широком смысле под культурой понимается все, что создано людьми. Это знания, умения, машины, технологи, формы государства, идеи, религиозные обряды. В узком смысле культура – это способ ценностного освоения действительности, взгляд на мир сквозь призму добра и зла, прекрасного и безобразного, счастья и любви. В этом смысле культура- только значения, которыми люди наделяют различные факты и явления.
В социологии культура рассматривается как важнейшее общественное явление, имеющее социальное происхождение и выражающееся в социальных отношениях между людьми, направленных на удовлетворение их потребностей в совместной деятельности, общении и взаимопонимании.
Российский социологический энциклопедический словарь представляет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определенный уровень исторического развития конкретного общества и человека.
Таким образом, культура в социологии представляет собой качественно определенную, социально обусловленную совокупность ценностей, смыслов, образов и форм взаимодействия индивидов, групп, организаций, как между собой, так и с окружающей средой, формируемую посредством совместной жизни, деятельности и общения людей.
Значение культуры в жизни общества определяется ее функциями:
-
регуляции взаимоотношений в обществе на основе разделяемых нравственных и культурных ценностей, традиций, норм и обычаев, которые придают деятельности людей предсказуемый характер. Культура – это нормативная система, то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:
-
информирует индивида о том, на что можно рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть принятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено нежелательным;
-
побуждает, мотивирует к поведению, одобряемому в данной группе, сообществе;
-
налагает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать и наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потворствовать;
-
интеграции людей в единую общность. Благодаря символическим феноменам культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возможна интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура –это скрепы, которые объединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляющиеся взаимоотношения. Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным организацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следовательно, культура отличает одно общество от другого;
-
основы социализации личности;
-
обеспечения преемственности в развитии общества;
-
мобилизации людей на достижение социальных целей.
- Тема №1 Социология как наука. Специфика социологического метода
- Объект и предмет социологии.
- Место социологии среди других наук.
- Структура социологической теории.
- Функции социологии.
- Контрольные вопросы:
- Возникновение теоретической социологии
- Классическая социология начала XX века
- Современная зарубежная социология
- Социологическая мысль в России
- Контрольные вопросы:
- Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.
- Сущность социального действия.
- Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи.
- Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Факторы, определяющие развитие личности.
- Социальный статус личности.
- Социальная роль.
- Ролевые конфликты личности.
- Социализация личности.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Формы культуры.
- Основные элементы культуры.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Нормы в механизме социальной регуляции
- Санкции как элемент социального контроля
- Социальные отклонения и отношение к ним общества
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Процесс институционализации и его социальные последствия
- Многообразие социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Изменение социальных институтов
- Условия и предпосылки возникновения организаций.
- Формальная организация.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Структурные уровни общества.
- Исторические типы общества.
- Развитие общества.
- Ключевые понятия: