logo search
Коллективная монография

2. Украина

В современный период в Украине происходят процессы, которые можно определить как формирование коллективного трудового права. Кризисное состояние экономики обострил потребность общества достичь социального баланса между наемными работниками, владельцами (работодателями) и государством. Сейчас наглядно видно, что правовыми средствами индивидуального трудового права, в котором основными субъектами выступают индивидуальный наемный работник и отдельный работодатель, не решить насущных проблем. На первый план выходят, условно говоря, субъекты других "весовых категорий" - коллективы наемных работников и коллективы работодателей. Согласование социально-экономических интересов между указанными субъектами, а также между ними и государством образует целую систему общественных отношений, получивших в зарубежных странах название института социального партнерства, который пронизывает социально-экономические отношения от национального уровня до конкретного предприятия (работодателя).

По мнению руководителя управления Федерации профсоюзов Украины по вопросам защиты экономических интересов трудящихся С. Украинский, «объектом социального партнерства является все вопросы социально-экономического и трудового спектра, поскольку невозможно вместить в одну или несколько статей все жизненные направления, по которым заключаются сделки социальными партнерами; в законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень социально-трудовых отношений, кроме индивидуальных трудовых отношений, к социально-трудовым также относятся отношения занятости, социального страхования, социального обеспечения, здравоохранения, образования, обеспечения жильем, регулирования рынка труда, ценообразование на потребительском рынке»[113].

В обобщенном смысле предметом социального партнерства может быть любой вопрос социально-экономического содержания в общественной жизни, в отношении которого социальные партнеры считают необходимым достичь согласия. С другой стороны, нормы о социальном партнерстве той своей частью, регулирующие сферу применения наемного труда, составляют институт коллективного трудового права. То есть социальное партнерство можно рассматривать как принцип деятельности субъектов коллективных трудовых отношений и как правовой институт. Социальное партнерство как правовой институт - это совокупность норм, регламентирующих отношения между социальными партнерами - трудовыми коллективами наемных работников и их представителями (профсоюзами и другими представителями) и работодателями и их представителями, в также между объединениями указанных субъектов по урегулированию трудовых и социально-экономических отношений в сфере применения наемного труда и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов).

В Украине существовали отдельные формы социального партнерства: коллективные договоры, производственные совещания, советы трудовых коллективов. Однако рыночные отношения требуют создания нового правового механизма регулирования коллективных отношений в обществе. Если на уровне предприятия коллективное сотрудничество между социальными партнерами было урегулировано определенным образом, то на региональном, отраслевом, национальном уровнях необходимо было устанавливать совершенно новую правовую модель. Прежде всего, возникла проблема надлежащего представительства, т.е. создание полноправных представительных органов, как от наемных работников, так и от работодателей. В этом направлении были осуществлены определенные организационно-правовые меры. Указом Президента Украины от 23 мая 1993 был создан Национальный совет социального партнерства; 1 июля 1993 был принят Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях». С 1993 г. заключаются Тарифное соглашение (1993 г.), а затем Генеральные соглашения между Кабинетом Министров Украины и профсоюзными объединениями Украины, а с 1997 г. - еще и Украинским союзом промышленников и предпринимателей (с 1999 г. - Конфедерацией работодателей Украины . 24 марта 1995 принят Закон Украины «Об оплате труда» (с изменениями от 23 октября 1997 г.); С марта 1998 г. принят Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»; Указом Президента от 17 ноября 1998 создана Национальная служба посредничества и примирения. 15 сентября 1995 принят Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Долгое время в Верховной Раде Украины находятся на рассмотрении проекты законов «О социальном партнерстве», «Об объединениях работодателей», «О трудовых коллективах», новая редакция Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях». С принятием этих законов будет создана современная правовая база коллективного трудового права.

Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП), организованный в 1992 г., является неправительственной общественной организацией, которая объединяет сегодня 16 тыс. членов - промышленные, строительные, транспортные, научные, финансовые, коммерческие и другие предпринимательские структуры, предприятия различных форм собственности. В структуре УСПП начисляется 70% предприятий негосударственной и 30% государственной форм собственности. Такая структура отражает и структуру форм собственности в Украине. Наряду с другой деятельностью (защита интересов отечественного производителя, содействие принятию государственными органами решений о структурной перестройке экономики и т.д.) УСПП осуществляет представительство интересов работодателей в процессе социального партнерства. В июне 1997 УСПП был утвержден членом Международной организации работодателей [114].

16 октября 1998 подписана Декларация о создании Конфедерации работодателей Украины. Инициатором ее образования выступил Украинский союз промышленников и предпринимателей, среди учредителей - Союз арендаторов и предпринимателей Украины, Украинская аграрная конфедерация, Союз малых, средних и приватизированных предприятий Украины, Ассоциация содействия развитию частного предпринимательства «Единение» и Союз юристов Украины. 5 ноября 1998 в УСПП состоялся Учредительный съезд Конфедерации работодателей Украины, который утвердил Устав Конфедерации, был сформирован Координационный совет, а также выбрано ревизионную и мандатную комиссию. Конфедерация работодателей Украины предоставляет возможность промышленникам и предпринимателям:

- Проводить единую согласованную политику социально-трудовых отношений;

- Принимать участие в переговорах с профсоюзами на национальном уровне о заключении Генерального соглашения;

- Консолидировано отстаивать свои интересы и защищать корпоративные права в отношении развития национального товаропроизводителя;

- Координировать действия участников относительно политики занятости, заработной платы, социального страхования, охраны труда;

- Выступать на международной арене;

- Делегировать своих представителей в трехсторонних органов, в Национальный совет социального партнерства, Национальная служба посредничества и примирения, наблюдательные советы фондов общеобязательного государственного социального страхования и т.п.;

- Принимать участие в подготовке проектов законодательных актов. В перспективе будут создаваться отраслевые объединения работодателей.

Кабинет Министров Украины выступает в социальном партнерстве как орган, который осуществляет управление объектами государственной собственности. Государство как субъект социального партнерства в Украине оставила за собой такую важную функцию как создание правовой базы для регулирования социально-трудовых отношений, установление на государственном уровне минимальных гарантий для трудящихся в сфере труда. Представителями наемных работников выступают на национальном уровне профсоюзные объединения Украины. Так, Генеральное соглашение на 1997-1998 годы подписали главы 13 профсоюзных объединений Украины.

В Украине созданы специальные органы, осуществляющие полномочия в сфере социального партнерства - Национальный совет социального партнерства, Национальная служба посредничества и примирения [83]. Согласно Положению Национальная служба посредничества и примирения (НСПП) является постоянно действующим государственным органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Основными задачами НСПП являются: содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), возникших между ними; прогнозирования возникновения коллективных трудовых споров и содействие своевременному их решению; осуществления посредничества и примирения при решении коллективных трудовых споров [11].

В настоящее время используется три основных законодательных механизма партнерства между НКО и органами государственного управления.

Закупки товаров и услуг за государственные средства

С января 2003 года закон о закупке товаров и услуг за государственные средства позволяет любым юридическим лицам участвовать в процедурах закупок на местном и общегосударственном уровнях. В соответствии с этим законом могут использоваться пять основных процедур закупок:

Органы местного самоуправления вправе свободно выбирать процедуру закупок, если сумма закупок у одного поставщика не превышает 5 000 евро в год. Такая сумма в условиях Украины позволяет поддерживать работу многих небольших НКО. Кроме того, предприятия общественных организаций инвалидов могут воспользоваться преференциями, указанными в данном законе и постановлениях кабинета министров.

Разумеется, частный бизнес, как правило, имеет несомненные преимущества в большинстве отраслей, но некоторые НКО уже выигрывали довольно крупные контракты, например, на освещение пенсионной реформы в средствах массовой информации или обучение безработных, стремящихся открыть собственное предприятие. В соответствии с указом президента № 637/2001 «О стратегии сокращения бедности» при выделении государственных средств НКО, оказывающим социальные услуги, основными процедурами должны стать конкурсы и тендеры.

Социальные услуги

Закон о социальных услугах указывает легальные механизмы финансирования управляемых НКО учреждений для обслуживания сирот, инвалидов, пожилых граждан и ряда других групп. Однако процедуры для аккредитации таких учреждений и профессиональной подготовки социальных работников сейчас только разрабатываются, так как закон вступил в силу лишь в январе 2004 года.

Хотя украинское законодательство все еще не разрешает приватизацию объектов социальной инфраструктуры, вполне очевидно, что правительство не в состоянии субсидировать существующую сеть учреждений здравоохранения, дошкольного образования, общественных центров и т.д. Поскольку механическое сокращение субсидий и количества учреждений не дает требуемого эффекта, органы местного самоуправления начинают сдавать некоторые учреждения или их части в ренту НКО, оказывающим подобные услуги.

Целевые/программные субсидии

Закон о социальных программах № 1602 (2000 г.) позволяет НКО действовать в качестве агентов, партнеров или субподрядчиков органов исполнительной власти при реализации программ, утвержденных в соответствии с бюджетным кодексом и данным законом. Основными целями таких программ являются определение приоритетов социального развития на период от одного до пяти лет, а также поддержание минимальных социальных стандартов и гарантий, определенных в специальном законе (закон № 2017, 2000 г.). Этот закон конкретизирует механизмы участия НКО в разработке и осуществлении отдельных программ. Источниками финансирования программ являются целевые (или программные) субсидии из соответствующих бюджетов.

В настоящее время наибольшую активность в субсидировании отдельных программ в партнерстве с НКО проявляют министерства труда и социальной защиты, здравоохранения, по делам семьи и молодежи.

С января 2003 г. субсидии из государственного и местных бюджетов, а также из государственных целевых фондов, облагаются налогом на прибыль только для религиозных и кооперативных организаций. Кроме того, подлежащие лицензированию социальные услуги могут предоставляться непосредственно НКО, если они перечислены в уставе и связаны с уставными целями организации (п. 7.11.13 закона о налоге на прибыль предприятий). Это особенно благоприятно для благотворительных организаций, поскольку предоставление услуг в обмен на компенсацию связанных с ними расходов (по себестоимости) признается благотворительной деятельностью и в законе о благотворительности, и в новом гражданском кодексе.

Тем не менее, многие НКО считают, что требования к отчетности и другой документации, связанной с получением субсидий, являются чрезмерно обременительными, а условия предоставления таких субсидий неопределенны, поэтому они предпочитают обращаться за поддержкой к частным донорам.

Правовые механизмы эффективного партнерства некоммерческого сектора с органами государственного управления на Украине могут значительно улучшиться, если сообщество НКО проявит большую активность в разработке и лоббировании конкретных положений законодательства, не ограничиваясь только реакцией на эпизодические инициативы правительства [18].