Социальная роль.
Социальный статус открывается человеку через систему связанных с ним ролей.
Социальная роль - поведение, ожидаемое обществом от носителя определенного социального статуса. Между индивидом, обладающим статусом студента и его ролевым поведением (посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, написание курсовых работ и т.д.) существует промежуточное звено – ролевые ожидания общества (экспектации). Экспектации – совокупность требований, предъявляемых к выполнению соответствующих социальных ролей, с целью обеспечения согласованности и упорядоченности взаимодействий индивидов. Таким образом, общество задает идеальную модель студента через государственные образовательные стандарты и нормативные документы, регулирующие учебный процесс.
Социальная роль –это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус (если работа требует сдержанности, а человек эмоционален, вспыльчив, он должен отказаться от подобной карьеры, или научиться контролировать себя).
Социальная роль – достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности (минимальная регламентация – дворник; максимальная – армия).
Социальная роль объединяет функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, что дает нам образец ролевого поведения в данном обществе – (женщины, сына, учителя).
Ролевая теория, считает П. Бергер, отражает социальное видение человека. Человек играет разные роли в грандиозной социальной пьесе, при этом надевает те маски, которые необходимы по ходу действия. Человеческая личность (персона) предстает как драматический актер. Термин «персона» понимался сначала как «маска», потом «театральная роль» и, наконец, «лицо», «личность». Ранг личности (персоны) измеряется числом ролей, которые индивид умет играть. Персональная биография предстает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. Каждый статус предполагает исполнение ряда ролей, из которых складывается ролевой набор. Например, статус профессора включает такие роли, как преподаватель, автор научных статей, специалист в своей области, консультант. Каждая роль требует особой манеры поведения. Каждая роль предполагает собственный тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег совсем не те, что складываются у него со студентами. Таким образом, чем богаче ролевой набор, тем разнообразнее социальные отношения в обществе.
Статусно-ролевые взаимодействия направлены на удовлетворение потребностей людей. Этот процесс регулируется обществом, которое на высоком уровне устанавливает незримую планку «удовлетворения потребностей». Г. Герт и Р. Миллс ввели специальный термин «личностный подбор», объясняя, как общество контролирует выполнение личностью своих социальных ролей. Среди претендентов на конкретный статус постоянно происходит отбор тех, кто максимально эффективно способен справиться с этой задачей, лучше других подготовлен и имеет опыт решения подобных задач. Вследствие этого претенденты вынуждены развивать необходимые способности и осваивать нужные модели поведения. Успех выполнения социальных ролей зависит от многих факторов:
-
биопсихических возможностей и способностей человека, которые могут активизировать или тормозить выполнение социальной роли (слабого или сильного типа нервной системы);
-
социального ожидания, воплощенного в образцах выполнения роли, ее идеальном типе (М. Вебер), определяющем необходимый комплекс черт и способов поведения, которые индивид должен проявлять при выполнении роли и которые общество ожидает от него;
-
осуществления обществом контролирующих функций с целью удержания образцов выполнения роли через поощрение или наказание ее исполнителей;
-
традиции исполнения роли, принятой в конкретной группе, к которой относится индивид; чем теснее человек связан с семьей или кругом друзей, тем больше вероятности, что их правила игры он примет как свои, будет дорожить ими и стараться им соответствовать.
Как и всякое другое явление, система социальных статусов и ролей, несмотря на устойчивость исторически изменяется. Инициатива в формировании статусных и ролевых наборов принадлежит обществу. Но это не означает, что индивид запрограммирован на выполнение однотипных ролевых действий, как и те из его коллег, кто имеет такой же статус. Человек автономен в исполнении своих ролей. Социальная роль существует как бы в нескольких положениях одновременно:
-
это социальные ожидания общества (экспектации);
-
индивидуальное понимание личностью, как сущности самой роли, так и ожиданий общества (внутреннее проигрывание роли);
-
реальное ролевое поведение личности с учетом не только стандартных общественных ожиданий, но и своего понимания роли, специфики обстоятельств.
Автономность личности в исполнении социальных ролей проявляется:
-
в выборе самих ролей;
-
в поиске наиболее рациональных вариантов исполнения ролей;
-
в выборе наиболее важных ля себя ролей, требующих исполнения в первую очередь;
-
в оценке исполняемых ролей ( можно гордиться собой, или относиться с иронией).
- Тема №1 Социология как наука. Специфика социологического метода
- Объект и предмет социологии.
- Место социологии среди других наук.
- Структура социологической теории.
- Функции социологии.
- Контрольные вопросы:
- Возникновение теоретической социологии
- Классическая социология начала XX века
- Современная зарубежная социология
- Социологическая мысль в России
- Контрольные вопросы:
- Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.
- Сущность социального действия.
- Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи.
- Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Факторы, определяющие развитие личности.
- Социальный статус личности.
- Социальная роль.
- Ролевые конфликты личности.
- Социализация личности.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Формы культуры.
- Основные элементы культуры.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Нормы в механизме социальной регуляции
- Санкции как элемент социального контроля
- Социальные отклонения и отношение к ним общества
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Процесс институционализации и его социальные последствия
- Многообразие социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Изменение социальных институтов
- Условия и предпосылки возникновения организаций.
- Формальная организация.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Структурные уровни общества.
- Исторические типы общества.
- Развитие общества.
- Ключевые понятия: