logo search
МТРСП

Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.

В ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стацио­нара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-пси­холого-педагогической помощи, система психиатрических и нар­кологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и нар­кологических учреждений нет). В последние годы приоритет отда­стся валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры.

Валеология — наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии яв­ляется здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, под­держанию или возвращению этого здоровья.

Особую роль играют центры планирования семьи. В перспекти­ве возможно основанное на опыте 1930-х годов создание соци­ально-правовых кабинетов в женских и детских консультациях.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести обеспечение заботы о больных в до- и послегоспитальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздо­ровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни. В за­висимости от места работы различаются функции специалиста: в учреждениях межведомственной принадлежности он оказывает

медико-социальные услуги, в учреждениях, службах и центрах здравоохранения — социально-педагогические.

В качестве примера деятельности социального педагога в меж­ведомственных учреждениях приведем опыт работы валеологиче-ской службы санаторной школы-комплекса г. Железногорска1.

Цель создания службы — организация целостной системы валеологического образования, направленной на формирование культуры здоро­вья и организацию здорового образа жизни, сохранение здоровья уча­щихся и сотрудников школы.

Система деятельности валеолога в санаторной школе включает пять направлений.

Первое направление — создание психолого-медико-педагогического консилиума для получения целостного представления о школьном статусе больного ребенка, ребенка-инвалида, сотрудников школы, кол­лектива; разработка общей стратегии валеологического сопровождения ребенка-инвалида.

В процессе работы консилиума формируется представление об акту­альном состоянии ребенка, разрабатываются конкретные шаги в валеологическом сопровождении ребенка-инвалида.

Индивидуальное валеологическое сопровождение детей-инвалидов предполагает:

- валеологическое образование (проведение специальных занятий);

- валеологическое развитие с учетом психофизиологических возмож­ностей (обучение анатомии и знание ребенком особенностей своего орга­низма и состояния здоровья, отработка навыков выполнения правил лич­ной гигиены, разработка валеологически обоснованного режима труда на день (неделю), определение особенностей питания, основ лечебной физ­культуры и культуры движения, массаж, релаксация, аутогенная трени­ровка, аромотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, отработка навыков: физического самоконтроля и преодоления критических ситуаций, связан­ных с заболеванием, оценки состояния своего здоровья; осторожности в социуме, правил поведения в экстремальных ситуациях, обучение право­вым основам охраны здоровья детей с элементами охраны труда и т.п.).

Второе направление — формирование валеологической грамот­ности. Оно предполагает повышение валеограмотности учителя и опре­деление уровня его готовности к валеоработе с детьми, повышение ва­леограмотности родителей; осуществление валеологической экспертизы учебно-воспитательного процесса в школе и в структурных подразделе­ниях; проведение валеологического анализа урока, режима жизнедея­тельности санаторной школы-комплекса.

Третье направление — коррекционная работа, которая представ­ляет собой меры по снижению имеющихся отклонений от нормы. В ос­новном используются индивидуальные формы взаимодействия с учени­ком, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчи­вости к воздействию факторов внешней среды и т.д.

Четвертое направление — консультативная деятельность.

Пятое направление — организационно-методическая деятельность (подбор литературы, методик валеологического анализа урока, систем релаксационных упражнений, обобщение наработанного опыта и т.п.).