logo search
kozhevnikova_posobie_po_sots

Развитие общества.

Ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации, от простых форм к сложным называется социальным прогрессом. Регресс – это разрушение социальных связей, снижение уровня организации и темпов развития общества, его деградация и саморазрушение.

Решить проблему направленности совершающихся в обществе изменений пытались еще в древности. Для Платона, Аристотеля и Полибия история общества представлялась как циклический круговорот, проходящий одни и те же стадии, подобно смене времен года. Гесиод и Сенека рассматривали историю общества как регресс, уход от «золотого века». В христианстве развитие общества трактуется как реализация воли Бога, направленной на спасение человеческой души. И только с началом развития капиталистических отношений, в XVIII веке, появляются оптимистические представления о всесилии человеческого разума и необходимости решительно избавляться от оков прошлого и уверенно двигаться вперед.

В разное время внимание к идее прогресса проявляли такие мыслители, как Вольтер, А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Кант, Г. Лессинг и др. Смысл их концепций состоял в том, что, несмотря на разного рода коллизии, человечество и отдельные общества развиваются поступательно, совершенствуются, т.е. прогрессируют. В основе их прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии искусства, науки и техники.

Первым кто сформулировал и обосновал рационалистическую теорию прогресса, был А. Тюрго. Он утверждал, что в отличие от природы, где господствуют неизменные законы, повторяемость и круговорот одинаковых явлений, общество- это мир изменчивости и новизны. Человеческий род с момента своего возникновения развивается прогрессивно: смягчаются нравы, просвещается разум. Человечество шествует, хотя и медленными шагами к совершенству.

Скорость прогресса, по А. Тюрго, зависит от сочетания обстоятельств и талантов людей. Если бы известные нам исторические личности попали в сове время в другие жизненные обстоятельства, они не смогли бы проявить своих дарований. Если бы Х. Колумб или И. Ньютон умерли в младенчестве, то Америка еще долго не была бы открыта и физики не знали бы законов классической и небесной механики.

Французский философ, математик и политический деятель ж. Кондорсе связывал идею прогресса с верой в бесконечность возможностей разума и духовное развитие человека, уничтожение в будущем неравенства между нациями и классами.

Идеи А. Тюрго и Ж. Кондорсе нашли продолжение у К. Сен-Симона и его школы, считавших прогресс универсальным и объективным законом, управляющим людьми независимо от их воли. Поэтому будущее общество («золотой век») будет основано на обязательности труда и предоставлении возможности трудиться каждому, а также на братской любви и взаимопомощи.

Под влиянием рационалистических взглядов на прогресс в социологию внедрялись важные идеи историзма, социальной эволюции и динамики, социального процесса и инновации. Но в то же время понятие прогресса, как и социального закона, содержало в себе долю фатализма и наивного детерминизма. Социальный закон в понимании социальных философов представал как довлеющая над людьми «историческая необходимость», существующая независимо от действий людей, а задача социологии состояла только в ее познании и использовании.

В современной социологии понятие «закон» используется осторожно, подчеркивается его вероятностный характер. Стремясь выразить устойчивые связи в социальных явлениях и процессах, социологи говорят не об открытии «неизменных естественных законов», а о выявлении и исследовании принципов и зависимостей, тенденций и типов. Так, современная наука отмечает следующие устойчивые тенденции в развитии общества.

Эти тенденции развития общества не содержат в себе никаких оценок, а лишь в теоретической форме отражают совокупность социальных фактов. Такой подход соответствует требованиям научности. Кроме того, прогресс сопровождается побочными эффектами, нередко имеет негативные последствия, и это не позволяет однозначно оценить его результаты. Кроме того, действительное значение социальных изменений нередко проявляется только спустя десятки лет. Поэтому достаточно сложной является проблема определения критериев прогресса.

Проще всего оценит изменения в сфере материальной культуры, где они зримы и подлежат количественной оценке. Мы можем наблюдать прогрессивные изменения в орудиях труда и предметах быта людей. Но прогресс требует от человека платы за полученные блага. Расплатой за комфорт является экологический кризис, истощение природных ресурсов, гиподинамия, рост числа сердечно-сосудистых заболеваний и появление новых болезней, перед которыми медицина пока бессильна. Такова цена прогресса.

И если отдельные количественные показатели (например, высокий уровень дохода на душу населения) внушают нам чувство удовлетворения, для полноты картины мы должны принять во внимание и субъективные оценки людей: довольство своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне. В нестабильном обществе даже высокий уровень благосостояния не может компенсировать человеку его тревогу за будущее детей.

Все это свидетельствует о многомерности понятия «прогресс» и сложности его измерения. Кроме того, не все факты подлежат «взвешиванию». Невозможно, например, определить прогрессивность многих явлений в сфере духовной культуры. Так, нельзя сказать, что одна религия лучше другой или искусство одного народа превосходит искусство другого. Они разные и не поддаются сравнению по критериям «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Но это не значит, что постановка вопроса о критериях прогресс вообще безосновательна. Научная социальная мысль нашла философское решение этой проблемы, связав критерий прогресса с гуманистической трактовкой цели социального развития. С точки зрения данного подхода, прогрессивным считается такое развитие, которое способствует утверждению в людях человечности, расширяет их свободу, предоставляет возможности для творческой самореализации. Несмотря на войны и кризисы, история свидетельствует о том, что общество развивается прогрессивно, т.е. прогресс абсолютен, а регресс относителен.

Развитие общества происходит в виде реформ и революций.

Реформа- это вариант постепенного развития, когда происходит преобразование отдельных сторон жизни общества и не затрагивается социальная система в целом. Реформы могут проводиться в экономике и политике, науке и образовании.

Революция – это совокупность преобразований во всех сферах общественной жизни, преследующих цель коренного изменения социальных основ. Революция в первую очередь осуществляет смену власти, а затем новая власть проводит социальные реформы. Реформы и революции могут быть прогрессивными или регрессивными. Революция осуществляется обычно по инициативе и под руководством оппозиционных движений или партий при непосредственном участии народных масс. По своим последствиям революции бывают глобальные и локальные.

Одной из важнейших проблем функционирования общества является поддержание его равновесия. Для этого общество стремится направить поведение индивидов в рамки статусно-ролевых отношений и научить их следовать нормативным предписаниям. Контроль процесса и его регуляцию осуществляют социальные институты. Они поддерживают целостность социальной системы и обеспечивают ее воспроизводство. Однако для ее развития необходимы изменения, основным источником которых является социальное творчество – созидательная деятельность людей, которая может нарушить сложившееся равновесие.

Кроме того, в обществе на разных его уровнях нередки отклонения, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут приобрести угрожающие масштабы. Если при этом защитные механизмы социальных институтов ослабевают, может начаться процесс саморазрушения, ярким примером которого является аномия.

Процессы развития по-разному протекают в стабильном и кризисном обществах. Если для стабильного общества инновации не несут угрозу разбалансирования, то для общества, находящегося в состоянии аномии, они могут быть разрушительными.

Итак, общество обладает не только механизмами самовоспроизводства, но и способностью изменяться, развиваться.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте понятие «общество» в социологии.

  2. Назовите основные признаки общества.

  3. По каким критериям можно выделять типы общества?

  4. Какова природа социальных изменений?

  5. В чем суть и смысл социального прогресса?

  6. По каким параметрам различаются революция и реформа?

  7. Какие типы исторических обществ выделяют в социологии?

  8. Назовите основные признаки доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.

Литература:

1.Американская социологическая мысль. М., 1994.

2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3.Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

4.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

5.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

6.Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

7.Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

8.Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1977.

9.Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

10.Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

11.Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

12.Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.