logo search
введение в проф

История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.

Основой для проведения государственной политики в области образования вообще и высшего образования, в частности, являются Законы Российской Федерации “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Впервые, в соответствии с положениями названных законов, интересы личности в системе образования ставятся на первое место. Образование определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Первая статья первого раздела закона “Об образовании” провозглашает сферу образования приоритетной в России. В статье второй, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашаются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобода и плюрализм в образовании, демократический характер управления и автономность образовательных учреждений.

Идеалам новаторского подхода к реализации задач современного образования полностью отвечает избранный студентами для осуществления своей учёбы Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, признанный флагманом отечественного образования.

И каждый студент должен знать его историю и соблюдать его традиции, отражённые в документально зафиксированных или изустных корпоративных правилах. Поскольку история вуза - это память о пережитом и осмысление пройденного пути, успехов и неудач, исканий и обретений.

Так история становления СПбГУП включает несколько последовательных этапов. Начинается она 9 октября 1926 г., когда начались учебные занятия Ленинградской школы профсоюзного движения в Актовом зале Дворца труда.

И Первый этап – это этап Высшей школы профдвижения, охватывающий 1926 – 1936 годы и включающий в себя задачи культурного строительства нового государства.

Второй этап, включающий 1936 - 1948 годы, повлёк превращение среднего специального учреждения, которым была профсоюзная школа, в учительский институт.

На Третьем этапе вуз стал носить имя Высшей профсоюзной школы культуры. И этот этап охватывал 1948 - 1991 годы.

Наконец, Четвёртый этап – становления Гуманитарного университета профсоюзов – ведёт своё начало с 1990-х годов прошлого столетия.

При этом о современном, Четвёртом этапе истории вуза Почетный доктор СП6ГУП - академик Д.С. Лихачев однажды сказал: «Ваш Университет, вернее теперь сказать, наш Университет -Университет будущего... Я чувствую себя в Университете XXI века».

И это справедливые слова, так как вся история СПбГУП связана с развитием гражданского общества в России.

В частности, история ЛВШПД-ВПШК-СП6ГУП всегда была тесно связана с историей профсоюзного движения СССР, а затем России. Однако на каждом этапе перед вузом стояли свои неповторимые и сложные задачи.

Так к Первому этапу (1926 - 1935 гг.) следует отнести решение начальных задач культурной революции в СССР, поставленных профсоюзами: обучение на уровне профсоюзных курсов активистов профдвижения, повышение квалификации культпросветработников, оснащение их передовым опытом культурно-просветительной деятельности профсоюзов. Это был период проб и ошибок, закладки основ педагогической деятельности ВШПД, воспитания кадров, разработки простейших методик преподавания, накопления опыта, который был крайне необходим всему педагогическому коллективу.

Второй этап (1936 - 1947 гг.) — дальнейшее повышение статуса Школы, приравнивание ее к учительскому вузу и выполнение социального заказа профсоюзов, направленного на более качественную подготовку клубных и библиотечных работников. Однако эта деятельность была прервана Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда. Большинство преподавателей и студентов ушли на фронт защищать Родину от фашистских агрессоров. Это были трудные для всей страны и народа годы.

После завершения Отечественной войны руководство ВЦСПС и Школы, педагогический коллектив совместно со студентами-фронтовиками с новой энергией приступили к решению новых задач, поставленных профсоюзами. Необходимо было повысить педагогический и научный потенциал, тем более, что это определялось новым статусом Школы: она стала высшим учебным заведением. Решалась задача по подготовке квалифицированных специалистов, что требовало как структурной перестройки школы, так и существенного пересмотра учебного процесса. На это и были мобилизованы все творческие силы профессорско-преподавательского состава. И общие усилия, несмотря на послевоенные трудности, увенчались успехом.

Третьим этапом явились годы с октября 1948 по 1991 год. Школа была переименована в Ленинградскую высшую школу профсоюзного движения, а затем в Высшую профсоюзную школу культуры. По указанию профсоюзов (ВЦСПС) были пересмотрены учебные планы и программы, коллектив пополнился новыми специалистами. Вуз стал работать на основе государственных образовательных стандартов, его выпускники получали диплом государственного образца. Укрепились связи Школы с советами и комитетами профсоюзов, профкомами и клубными учреждениями. Значительно расширились заочное и вечернее отделения. Именно в это время к деятельности Школы, к организации учебного процесса была привлечена большая группа ведущих практиков клубной работы; введена защита дипломных работ, что способствовало более глубокому изучению не только теории, но и практики социально-культурной деятельности. Развитие научных основ культурно-просветительной деятельности преподавателями вуза вместе с конкретными вопросами, которые разрабатывались студентами, значительно расширяло и углубляло связи Школы с практикой культурного строительства.

И эта работа велась в сложных условиях, с одной стороны, преодоления последствий культа личности и тоталитаризма, с другой — процесса демократизации всех сторон жизни общества.

К Четвертому этапу, начавшемуся в 1991 году следует отнести создание и развитие Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Произошла коренная перестройка всей работы вуза - он стал по существу другим вузом. В нем сохранились лучшие традиции, связанные с новаторством, стремлением к лучшему, передовому. В вузе стали функционировать пять факультетов: юридический, экономический, культуры, искусства и конфликтологии наряду с вечерним, заочным отделением и факультетом повышения квалификации, а также многими отечественными и зарубежными филиалами.

Сегодня Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов – это высшее учебное заведение, учрежденное Федерацией независимых профсоюзов России и возглавляемое действительным членом Российской Академии Образования Александром Сергеевичем Запесоцким.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов осуществляет подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по очной, вечерней и заочной формам обучения на 5 факультетах, а также ведёт обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Лицам, завершившим обучение по избранному направлению подготовки/специальности и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается государственный диплом о высшем профессиональном образовании.

Выпускникам, полностью освоившим дополнительную профессиональную образовательную программу "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" и прошедшим итоговую государственную аттестацию, одновременно с государственным дипломом о высшем профессиональном образовании выдается документ (диплом) государственного образца о присвоении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации". Военнообязанным студентам, обучающимся по очной форме, предоставляется отсрочка от призыва в армию. Университет регулярно проходит лицензирование и аккредитацию. Так сегодня ему предоставлена Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Регистрационный номер 3485 серия АА № 003489 от 01.06.2010 г. Его свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки имеет регистрационный номер 0358 серия ВВ № 000361 от 26.04.2010. При университете функционируют заочный факультет, аспирантура и докторантура.

Профессорско-преподавательский состав Университета составляют 38 академиков и действительных членов академий, 61 народный артист и заслуженный деятель культуры, науки и искусств; 108 докторов наук и профессоров; 179 доцентов и кандидатов наук.

Среди имён Почетных докторов университета встречаем выдающихся деятелей науки, культуры и искусств России: Д.С.Лихачёва, В.Л.Янина, Н.М.Дудинской, Э.А.Рязанова, А.П.Петрова, Г.В.Свиридова, М.К.Аникушина, Д.А.Гранина, М.Л.Ростроповича, Ю.Х.Темирканова, Ж.И.Алферова, А.А.Вознесенского, К.Ю.Лаврова, Б.Я.Эйфмана, М.М. Боброва, Н.А. Платэ, Л.А. Додина, Н.П. Бехтеревой, А.О. Чубарьян, А.А. Лиханова, А.А. Гусейнова, А.Д. Некипелова, О.В. Басилашвили, а также ректорав Бристольского университета Дж.Кингманв (Великобритания) и Линнского университета Д.Россв (США).

Деловыми партнерами Университета являются: Бристольский университет (Великобритания), Линнский и Денверский университеты, Университет Валдоста (США), Университет г. Фрибург (Швейцария), Высшая Школа Экономики г. Людвигсхафен на Рейне (Германия), Барселонский университет (Испания), Университет г. Турку (Финляндия), Шведская школа экономики.

СПбГУП является экспериментальной площадкой Российской Академии Образования, реализующей культуроцентристскую концепцию образования, обоснованную и проводимую в жизнь её основоположником А.С. Запесоцким, пользующимся поддержкой всего коллектива Университета. И учёба в Университете, где обучаются более 12000 студентов и 350 аспирантов, является почётной и престижной деятельностью, объединяющей студентов важнейшей задачей – получить образование, чтобы быть полезными строящемуся в России правовому государству и гражданскому обществу.