54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
Экзамена по СКД
Важным инструментом активизации культурно-досуговой деятельности особенностей выступают методы влияния на сознание. Универсальным способом влияния этой группы выступают словесные методы, словом выражают близкую и понятную человеку идею, осведомление и принятие которого выступает глубоким убеждением, внутренней сутью.
На формирование сознания значительно влияет не только слово, но и символ, который находит образное выражение в музыке, живописи, танцах, архитектуре и т. д. Художник мыслит языком образов, который передается специфическим языком искусства. Эта символическая система обращена к сознанию. Она побуждает, развивает и формирует особенности.
Социальное предназначение методов влияния на сознание заключается в том, что они в общем виде образуют общественные отношения. Поэтому, эту группу методов называют еще методами передачи общественного опыта.
В заведениях культуры широко используется метод внушения. Он реализуется в процессе неформального досугового взаимодействия, когда особенность, которая выступает объектом внушения, не вынужденно, подсознательно усваивает обозначенные идеи, установки и без борьбы мотивов использует данные задания. Однородность внушения кроется в беспрекословном принятии установок того, что внушать. Этот процесс сопровождается ослаблением критической мысли, принуждением особенностей воли.
В процессе повседневной жизни человек каждый день находится под влиянием внушения, как данность она принимает для себя обычаи, традиции, печатное слово, литературу и искусство, мысли известных людей и преобразует в своем поведении
Внушение закладывается в начальном процессе (ускоренное изучение иностранных языков), спортивная деятельность является обязательным условием аутотренингов, которые способствуют подавлению коммуникативных барьеров, максимализма, скептицизма и т. д. Оно является необходимым условием реабилитации, коррекции поведения, когда требуется преодолеть упор негативного внешнего влияния, стимулировать перемены традиционных установок.
В процессе культурно-досуговой деятельности взрослых на первый план выходят такие способы особенностей социализации как взаимное влияние участников досугового процесса одного на других, когда социализация происходит в ходе культурного взаимодействия. Теоретическую основу этого метода составляют положения про то, что индивиды не только физически, но и духовно образуют один другого.
Формирующее взаимодействие пользователей средствами культуры выявляются в нерегламентированных контактах, которые помогают добывать новизну культурного общения и досугового поведения, освоить нормы повседневной этики. Они реализуются в формах совместной деятельности, а именно, в работе над программами, уставом, планом работы любительских объединений, а также в подготовке массовых акций, которые помогают установления соответствующей дисциплине, контроле за выполнением полученного задания, умения подчинить особенный интерес общественному.
В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее расширенным методом социализации выступает метод общения. Коммуникативность, как особенное социальное качество, проявляет себя в способности людей к социальному взаимодействию, умения сочувствовать другим, понимать их потребности и жизненные проблемы
К группам методов социального взаимодействия и методов идентификации или собственного примера, в которой присутствует прямое указание на тои или иной характер социального действия или условия ее выполнения. Таким образом, социализация происходит не прямым путем, через культурно-досуговую ситуацию, которые образуются в мероприятиях культурной и повседневной жизни. Этот метод базируется на умении человека увидеть и применить в иное то лучшее, что выражает ее социальная сущность и устанавливает социальную ценность. Особенность ставится в условие социального выборы. В этом случае особенное влияние на окружение оказывают люди, которые в иерархии потребностей приобретает высокий социальный статус.
В культурно-досуговой деятельности не только особенный пример одного человека, а и коллективный пример, а именно имеет место коллективная идентификация – опыт деятельности инициативной группы, клубного объединения самодеятельного коллектива. В условиях социального заказа, в следствие расширения и укрепления среднего класса, часть представителей общества оказалась за чертой бедности. Это явление связано с множественными негативными социальными последствиями, в том числе, обнищанием, алкоголизмом, наркоманией, противоправными действиями. Поэтому, в отдельных случаях заведения культуры используют в своей работе методы перевоспитания, которые в некоторых обстоятельствах становятся необходимым условием социализации связь перевоспитания с социализацией выражается в детальном изучении и обобщении примеров переустройства ежедневной жизни и производственных отношений на демократических началах, обнародование позитивного опыта, профессионального роста и материального развития, позитивной роли рыночных условий, становления альтруистических качеств и примеров добродетельных поступков людей.
Привлечение беспризорных детей и «трудных» подростков в творческие коллективы, ознакомление их с вокальным искусством и народной культурой предусматривает интенсификацию их культурного взаимодействия, а в дальнейшем и развитие творческой взаимной работы и коммуникативных связей с волевыми, морально стойкими, общественно-активными личностями. Так, интерес к популярной музыки, пению в составе ансамблей и в дуэтах требуют максимального внимания к своему партнеру: знания партии, размышления над музыкальными и поэтическими текстами, чувства партнера. Применение метода социального влияния в социализации человека с эгоистическим характером и антикультурными проявлениями могут предусматривать в данной культурно-досуговой ситуации такие формы социальных взаимоотношений, как отношения на творческой основе, взаимоподдержка взаимопомощь.
Формированию позитивных качеств характера, позитивного опыта способностей моральный климат учреждений культуры. Социально благоприятные условия деятельности (общий интерес и психологическая совместимость, симпатии участников любительского кружка один к другому) сыграют позитивную роль, способствуют успешной социализации
В нестабильных товарищеских группах возможна организация разнообразных форм занятий. Чаще деятельность их участников носит познавательный характер, идет интенсивный обмен информацией, повседневным опытом. Организуя такие формы работы, работники культуры стремятся к реализации задач социализации и развитии личности. Технология разработки и подготовки учреждений предусматривает доступность информации, полезность и интерес для какого-либо человека, независимо от его возраста, образования, рода профессиональных занятий.
Другим направлением досуговых занятий, распространенных в нестабильных группах, есть формы работы ценностно-ориентационной направленности в основе которой лежит потребность человека узнать, что думают другие по поводу разных событий. Она базируется на потребности людей о взаимодействии представлений о событиях с мыслями ближайшего окружения. Все указанные закономерности повседневного человеческого общения. Поскольку, в процессе ценностно-ориентационной деятельности человек соотносит свои мысли с мыслями других людей, эти виды занятий реализуются не в индивидуальных, а в коллективно-групповых формах. Во время досуговой деятельности заинтересованные лица принимают участие в обсуждении событий и фактов жизни на равноправной основе. Ценностно-ориентационная направленность проявляется в таких формах работы как: дискуссия, диспут, беседа, лекция. Обсуждая проблемы участники культурно-досуговой деятельности дополняют и развивают один другого. Каждый из них высказывает свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с партнером.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества