logo search
kozhevnikova_posobie_po_sots

Виды социальных групп.

В зависимости от характера социальных связей группы бывают первичные и вторичные; малые и большие.

Первым на наличие первичных малых групп указал Ч.Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (любовь, негодование, честолюбие) Ч.Кули обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции- (межличностный контакт).

Под первичной группой современные социологи понимают малую группу, интегрированную на основе таких исходных признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников утилитарной ценности, чем и привлекательны. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности. Индивиды в такой группе тесно взаимосвязаны и ориентированы на общение, а не на поставленную цель. К первичным группам относятся семья и дружеский коллектив. Первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентаций, нравственных принципов, вкусов, предпочтений.

Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Вторичная группа сможет быть большой и средней (ЗИЛ, МГУ) и малой (кафедра, отдел, бригада). Вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основа вторичной группы – рациональный расчет, социальные контакты носят безличный, утилитарный характер. Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций.

Малыми называются группы, отношения в которых складываются на основе непосредственных (прямых) контактов. Члены малой группы лично знакомы друг с другом, их численность не превышает 25-30 человек. Это- важное условие прямого взаимодействия, личного знакомства. К малым группам относятся семья, друзья, заводская бригада, кафедра в вузе.

Большими называются социальные группы, взаимодействие в которых осуществляется по преимуществу опосредованно. К ним относятся заводской коллектив или студенты одного вуза. Большие группы всегда являются вторичными. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Именно в больших социальных группах (этнических, профессиональных, городских и др.) человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта. Сложной проблемой является интеграция больших групп. Принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоинтегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет образец высокоинегрированной общности. С другой стороны можно привести пример высокоинтегрированых больших социальных групп, например, нации, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа. Интеграция больших общностей подчиняется общесоциологическим тенденциям: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и др. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая – по более сложной, многоступенчатой:

Также выделяются: