logo search
Коллективная монография

Введение

Современный период развития общества характеризуется существенным увеличением социо-эколого-экономических проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Изменяются социокультурные нормы общения и взаимодействия, трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов прошлого века.

В научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом. Другие - в более широком смысле: как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. Третьи - как мировоззренческую основу согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти. Поэтому первостепенной задачей данной коллективной монографии является исследование сущности феномена социального партнерства и форм его проявления, так как в промышленно развитых странах и странах с переходной экономикой социальное партнерство принимает различные формы.

Как показывает опыт развитых стран, именно социальное партнерство представляет собой важнейший институт, обеспечивающий предотвращение или мирное разрешение социально-экономических конфликтов, служащий гарантией социального согласия и прогресса общества. Социальное партнерство - единственно разумная альтернатива, с одной стороны, социальному соглашательству, ведущему к ущемлению насущных интересов и прав работников, а с другой стороны - социальным потрясениям, неминуемо приводящим к насилию, а иногда и к кровопролитию.

Политика социального партнерства не ограничивается сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственного управления и местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, политических решений. В разработке и принятии их участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов, территорий. Властные структуры выступают чаще всего как организаторы переговорного или согласительного процесса.

Таким образом, социальное партнерство представляет собой систему цивилизованных общественных отношений, обеспечивающих согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития. Именно поэтому в настоящее время большинство исследователей признают, что именно состояние социального партнерства является одним из критериев реальности демократизма в обществе.

В бизнесе социальная ответственность традиционно реализуется через систему коллективных договоров и соглашений, положения которых, как правило, содержат нормативы, превышающие минимальный социальный стандарт, гарантированный государством. Каждый социальный партнер определяет сферу своей ответственности и ее критерии. Для бизнеса таким критерием должен стать баланс между экономической целесообразностью и социальной приемлемостью его ведения.

Принцип добровольности корпоративной социальной ответственности является фундаментальным, которая, однако, не служит альтернативой законодательству в социальной сфере. За разработку и выполнение соответствующих законов отвечает государство, роль которого состоит в создании и поддержании надежных политических и правовых механизмов, а также делового климата, способствующего экономическому и социальному прогрессу на основе стабильного законодательства. Любое серьезное обсуждение социальной ответственности бизнеса должно сопровождаться определением границ ответственности двух других сторон социального партнерства. При этом каждая сторона должна четко понимать и выполнять свою роль.

Западные модели социального партнерства, которые формировались в течение столетий, отражают традиции, сложившиеся в сфере социально-трудовых отношений, своеобразие менталитета и культуры каждой страны, а также особенности их правовых и политических систем. В России на сегодняшний день накоплен определенный опыт развития социального партнерства, и на первый план выдвигается необходимость системного анализа проблем развития этого института и выработки предложений по практическому обеспечению баланса интересов работников, работодателей и государства в сфере экономики. Также следует проанализировать закономерности и особенности развития системы социального партнерства в России в условиях переходной экономики, определить направления совершенствования механизма регулирования социально-трудовых отношений на принципах МОТ.

В современных условиях система социального партнерства является также одним из важнейших элементов рыночной системы регулирования доходов, ценность которого подтверждается опытом экономически развитых стран. Более того, развитие социального партнерства – необходимое условие формирования социального рыночного хозяйства. Проблема формирования институциональных оснований социального партнерства в России, таким образом, имеет отношение к целому комплексу задач, стоящих перед отечественной наукой и государственными органами.

Исследования ряда отечественных и зарубежных авторов содержат анализ оснований партнерства в экономически развитых странах, характеристику современного состояния партнерства в трансформационной экономике и предлагают научно-практические рекомендации по его развитию. Однако существующие подходы нередко противоречат друг другу; а совокупность рекомендаций по развитию социального партнерства в трансформационной экономике нуждается в структурировании и ранжировании. Кроме того, собственно институциональные основания формирования социального партнерства отдельно практически не рассматриваются. Таким образом, проблема комплексного исследования основ социального партнерства в современной России приобретает особую актуальность. Поэтому авторами предпринята попытка комплексного теоретико-прикладного исследования социального партнерства власти, бизнеса и населения в трансформирующейся России на основе изучения эволюции социального партнерства в различных экономических системах, а также выявление форм конструктивного взаимодействия участников системы социального партнерства в целях повышения уровня жизни населения страны.

Предлагаемая читателям коллективная монография не дает однозначного ответа на все затронутые в ней вопросы. Некоторые выводы предложены с целью постановки проблем связанных с формированием и развитием социального партнерства в России.

Монография рассчитана в основном на преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов экономических вузов, но, как нам представляется, может заинтересовать и специалистов в области муниципального и государственного управления, а также представителей бизнес-структур. Это предопределило логику изложения материала, степень его детализации и уровень обобщений.