Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
Роль дисциплины «Введение в профессию “Социальная работа”» в профессиональной подготовке бакалавров чрезвычайно важна.
Дисциплина “Введение в профессию” – одна из первых, изучаемых в вузе, и первая, которая выпускающая кафедра социальной психологии начинает вести со студентами. Она не ставит своей задачей с самого начала учебы студентов в институте вооружить их профессиональными знаниями. Это долгий и сложный путь. Задача учебного курса более простая, но важная – профессионально ориентировать молодых людей, дать им достаточно полное представление о будущей профессии. Студенты должны получить первоначальные знания о сущности и специфике будущей профессиональной деятельности, разобраться в достаточно сложной системе вузовской учебы. Важность настоящего курса в том, что, давая первоначально самые общие знания о профессии, он знакомит студентов с тем, как овладевать этой профессией, с культурой учебного труда, элементами научно-исследовательской деятельности.
Специалисты по подготовке профессионалов этого профиля отмечают, что раннее профессиональное ориентирование – залог успешной работы в последующем. Чем раньше и активнее студенты включатся в работу по освоению избранной ими профессии, чем более настойчиво и целенаправленно они будут трудиться в вузе, тем более эффективен будет их последующий труд.
Курс “Введение в профессию” изучается в 1-м семестре и завершается зачётом. Он открывает изучение цикла общепрофессиональных дисциплин, куда входят такие учебные предметы, как “Теория социальной работы”, “Технология социальной работы”, “История социальной работы”, “Профессионально-этические основы социальной работы”, “Правовое обеспечение социальной работы” и другие.
При этом следует помнить, что конечной целью курса «Введение в профессию» является не только формирование целостного представления о профессии, о принципах, механизмах и технологиях эффективного решения задач социальной защиты населения, но и об организации самостоятельной работы студента в вузе.
Так задачи учебного курса предполагают:
- обеспечить усвоение основных принципов осуществления социальной защиты населения;
- ознакомить с ведущими технологиями в сфере социальной работы;
- заложить основу формирования навыков самостоятельной работы в учебном процессе, овладения умением эффективного освоения новым знанием;
сформировать представление о перспективных путях совершенствования социальной работы в российских условиях.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1) общекультурные компетенции (ОК):
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способность к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
- владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представления: об основах современной концепции развития социального государства и социальной работы;
знать: основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины;
уметь: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи;
владеть: историческими методами анализа социальных явлений и процессов; способами самостоятельной работы с психологической, медицинской и социологической литературой.
Студентам-первокурсникам предстоит большая и сложная работа по освоению избранной ими специальности. И в этой работе им придется столкнуться с определенными трудностями, которые вызваны следующими причинами:
- сложностью самой профессии;
- тем, что профессия, которую они выбрали, является новой. Высшие учебные заведения страны еще только накапливают опыт, традиции, методику профессиональной подготовки профессионалов для данной сферы профессиональной деятельности;
- нехваткой учебной и специальной литературы, выпуск которой только начался, и её недостаток должен восполняться материалами ежегодных конференция учёных и практиков.
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: