Прогноз роста численности населения по регионам мира до 2050 г.
(средний вариант)
Основной регион | Численность населения (млн. человек) | Среднегодовой прирост (млн. человек) | Годовой показатель роста % | |||
| 2007г. | 2050г. | 2005-2010гг. | 2045-2050гг. | 2005-2010гг. | 2045-2050гг. |
Весь мир | 6616 | 9076 | 76 | 34 | 1,14 | 0.38 |
Более развитые регионы | 1217 | 1236 | 3 | -1 | 0,24 | -0,10 |
Менее развитые регионы | 5398 | 7840 | 73 | 35 | 1,34 | 0,45 |
Наименее развитые регионы (страны) | 796 | 1735 | 19 | 22 | 2,30 | 1,30 |
Другие менее развитые страны | 4630 | 6104 | 54 | 13 | 1,17 | 0,22 |
Африка | 945 | 1937 | 20 | 23 | 2,11 | 1,21 |
Азия | 3996 | 5217 | 45 | 10 | 1,12 | 0,19 |
Европа | 728 | 653 | -1 | -2 | -0,07 | -0,37 |
Латинская Америка и Карибский бассейн | 576 | 783 | 7 | 2 | 1,29 | 0,22 |
Северная Америка | 337 | 438 | 3 | 2 | 0,91 | 0,38 |
Океания | 34 | 48 | 0 | 0 | 1,15 | 0,45 |
Источник: Департамент по экономическим и социальным вопросам. Отдел народонаселения: мировые демографические перспективы. ДЕМОБАЗА, данные, полученные в 2007г.
Таблица показывает, что ежегодный прирост численности населения мира определяется в ближайшие годы в 76 миллионов, а в конце первой половины столетия – в 34 миллиона человек, то есть прирост общей численности населения планеты будет сокращаться, и даже в развитых регионах она также несколько сократится.
Основной же ежегодный прирост -73 млн. человек с последующим снижением до 35 млн. человек - придётся на менее развитые регионы. В наименее же развитых странах ежегодный прирост населения весь указанный период будет возрастать – с 19 млн.человек до 22 млн. человек. Всё это будет оказывать огромное миграционное давление на развитые страны.
Наиболее же важный фактор, оказывающий влияние на усиление международной миграции – экономический, неравномерное социально-экономическое развитие между развитыми и развивающимися странами – богатый Север, представляющий так называемый «золотой миллиард», и бедный Юг, во многих странах которого население живёт за чертой бедности.
Показателем огромного разрыва в уровнях жизни населения развитых и развивающихся стран является соотношение и динамика внутреннего валового продукта, приходящегося на душу населения (ВВП). (см. таблицу № 2.3.)
Таблица № 5.8.
Динамика ВВП на душу населения.4
Страны | ВВП на душу населения тыс. долларов в ценах 1995 г. | Численность населения (млн. чел.) | ||||
1980г. | 1990г. | 2000г. | 1980г. | 1990г. | 2000г. | |
Весь мир | 5,4 | 6,0 | 6,8 | 4411,0 | 5218,0 | 6016,0 |
Развитые страны | 17,2 | 21,2 | 24,9 | 756,0 | 803,0 | 853,0 |
Развивающиеся страны | 2,1 | 2,5 | 3,4 | 3273,0 | 1004,0 | 4752,0 |
СНГ | 10,2 | 9,8 | 5,9 | 259,0 | 282,0 | 283,0 |
Россия | 11,9 | 11,5 | 7,5 | 139,0 | 150,0 | 145,0 |
Как видим, производство ВВП на душу населения в развивающихся странах в 7 раз меньше, чем в развитых. Причём в условиях «несправедливой» глобализации мировой экономики, о чём указывалось выше, соотношение этого показателя практически не меняется, а по многим же странам разрыв в уровнях жизни увеличивается. Особенно же разительно это выглядит не только в соотношении, а в конкретном денежном выражении – 24,9 тысяч долларов в развитых и 3,4 тысячи долларов на душу населения в год в развивающихся странах.
В экономическом плане особенностью современного периода является формирование мирового рынка труда, начавшегося с возникновением капиталистического способа производства. В XX веке обмен трудовыми ресурсами между государствами достиг огромных размеров. В настоящее время такой обмен определяет, по существу, основную часть международной миграции населения.
Мировой рынок труда формируется в результате экспорта и импорта рабочей силы не только спросом, но и предложением на иностранную рабочую силу в тех или иных регионах мира.
Национальные рынки труда, в отличии от мирового рынка, имеют свою национальную принадлежность и развиваются на основе центров притяжения. Можно выделить несколько таких центров.
Первый – Соединённые Штаты Америки, трудовые ресурсы которых сформировались за счёт иммигрантов.
Второй – Австралия, также страна иммиграции.
Третий – Западная Европа, в государствах которой иностранные граждане составляют более 3 процентов.
Четвёртый – нефтедобывающие страны Ближнего Востока, где иностранные рабочие превышают численность местной рабочей силы в 3 раза.
Пятый – страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где импортёрами рабочей силы являются Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней и вошедшая в последнее десятилетие ХХ века в группу стран-импортёров рабочей силы – Южная Корея.5
По данным МОТ за 1999 год из 98 основных стран мира, активно участвующих в международном трудовом обмене, 31 страна являлась только посылающими экспортёрами рабочей силы, 43 – только принимающими (импортёрами рабочей силы), а 24 страны – посылающее-принимающими, или, наоборот, в зависимости от того, какой из этих процессов является преобладающим.6
Факторами, постоянно подпитывающими международную трудовую миграцию, являются значительные межстрановые различия в оплате труда и другие показатели уровня жизни. Почасовая оплата труда в развитых странах в десятки раз выше, чем в развивающихся.
Таким образом, дисбаланс темпов роста численности населения между странами мира, в большинстве из них низкий уровень жизни и массовая безработица являются основными факторами увеличения международной социально-экономической миграции, которая, по сути, бывает вынужденной.
На развитие международной миграции, кроме того, оказывает сильное влияние бурное развитие компьютерной техники и электронных телекоммуникаций, появление высокоскоростного и более экономически доступного транспорта, что создало предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Переливающиеся из страны в страну потоки товаров и услуг, капиталов и трудовых ресурсов, трансграничные и трансконтинентальные системы электронных коммуникаций, деятельность международных экономических и финансовых организаций и корпораций образовали ткань глобальной экономики, в которую всё в большей степени втягиваются все национальные хозяйства.
Глобализация обостряет конкурентную борьбу. Её накал имеет положительную сторону, побуждая всемерно удешевлять производство и повышать качество продукции. С другой стороны, в условиях ожесточённых схваток между промышленными гигантами, их неудержимой, нередко агрессивной экспансии трудно окрепнуть молодой национальной промышленности развивающихся стран и завоевать достойное место даже на собственных внутренних рынках, тем более на мировом рынке.7
С точки зрения развивающихся стран такое положение объясняется отсутствием многосторонней основы регулирования трансграничных перемещений людей, что является одним из пробелов в правилах глобальной экономики. По мнению многих из этих стран, как отмечается в указанном выше докладе «Справедливая глобализация…», «…более свободная миграция в промышленно развитый мир позволит им быстро и резко увеличить выгоду, которую они получают от глобализации».8
Одновременно более организованный характер трансграничных перемещений принесёт пользу и промышленно-развитым странам, в которых население стареет, численность его сокращается, уменьшается доля молодого поколения и нагрузка на него, в части финансирования социального обеспечения старшего поколения, увеличивается. Упорядочение механизма управления международной миграции позволит в значительной степени решить проблему нелегальной миграции, которая является одной из главных причин его несовершенства.
Международная миграция содержит и ряд других серьёзных проблем, которые требуют также всестороннего рассмотрения. В их числе проблема мигрантофобии, сохранения национальной этнокультурной идентичности, на почве чего в ряде стран происходят серьёзные межэтнические конфликты. Однако эта проблема на международном уровне предметно пока не рассматривается и в дальнейшем может значительно осложнить весь процесс международной миграции. Принимаемые в настоящее время спонтанно меры на национальном уровне необходимо дополнить рекомендациями мирового сообщества.
Многие страны мира в условиях глобализации сталкиваются с качественно новыми, всё более сложными и трудными проблемами, обусловленными в значительной мере демографическими и миграционными факторами. Их влияние в обозримом будущем возрастёт. В каждый период истории различные государства находятся на разных уровнях социально-экономического развития, перед ними в неодинаковой степени возникают угрозы и вызовы времени. Поэтому не одинакова и их практическая деятельность по преодолению подобных проблем, так как они связаны с масштабами, сложностью и возможностями отдельного государства для их разрешения. «основными принципами, которые… должны руководить глобализацией, являются демократия, социальная справедливость, уважение прав человека и правопорядок»9
Таким образом, международная миграция оказывает непосредственное воздействие на миграционные процессы национального уровня. Без учёта этого понимания невозможно выработать эффективную национальную государственную миграционную политику. Однако и международная миграция нуждается в эффективном управлении.
Особую актуальность и сложность, миграционные проблемы представляют для России, учитывая произошедшие в ней социально- экономические катаклизмы, вызванные распадом Советского Союза и очередной сменой общественно-политического строя страны, огромную, богатую природными и сырьевыми ресурсами её территорию, и при этом начавшееся резкое сокращение численности населения.
- Глава 2. Миграционные проблемы современной России
- 2.1. Глобализация международной миграции и её проблемы.
- Численность международных мигрантов и их распределение по основным регионам мира
- Прогноз роста численности населения по регионам мира до 2050 г.
- 2.2. Проблемы внешней миграции населения в контексте
- Естественное движение населения России
- Соотношение ввп и численности населения России, государств ближнего зарубежья и Китая.15
- 2.3 Проблемы внутренней миграции.
- Сальдо миграции населения Российской Федерации по федеральным округам. (тыс.Чел.)20
- 2.4 Проблемы трудовой и незаконной миграции
- Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Россию.25
- Оценка числа нелегальных трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину.27
- Показатели международной миграции Российской Федерации
- 2003-2004 Годы. Чел.
- Источник: Федеральная служба государственной статистики
- 2.5 Проблемы интеграции мигрантов в российское общество.
- 2.6. Проблемы формирования современной государственной Миграционной политики.
- Контрольные вопросы