logo search
OTVETY

Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.

Гендер – совокупность социальных, культурных, психологических особенностей человека, присущих тому или иному полу. В отношении социальной работы мы выделяем три пути применения гендерного подхода. Первый – в отношении сотрудников социальных учреждений: как показывает практика, большинством сотрудников социальных служб являются женщины, однако руководящие должности занимают мужчины. Данная ситуация очевидна, но до настоящего времени ей не уделялось внимания, нет исследований, посвященных анализу данной проблемы и ее влиянию на деятельность социальных служб и на качество предоставляемых услуг. Объяснением сложившейся ситуации, как и причиной неосознанности данной проблемы, является бытующее мнение о том, что социальная сфера, как и проблемы, на решение которых она направлена, имеет «женское лицо». Подтверждается же это тем, что социальная работа строится на принципах гуманизма, и основными характеристиками социального работника являются толерантность, эмпатия, доброта и забота, которые, в свою очередь, считаются «женскими» характеристиками. Однако не учитывается то, что среди компонентов компетенций, предъявляемых к социальному работнику современным обществом, большинство составляют характеристики «мужские». Также определяющим критерием женскости социальной работы является низкая оплата труда, которая заранее определяет то, что для мужчины эта профессия становится неприемлемой. Получается, что решением социальных проблем общества занимаются женщины, которые и являются самой незащищенной категорией, и на эту проблему тоже общество закрывает глаза. Второй путь применения гендерного подхода – в отношении клиентских групп. Обычно в литературе, да и в практике выделяют следующие клиентские группы: дети, женщины, военнослужащие, пожилые и инвалиды. В свою очередь дети, пожилые и инвалиды рассматриваются без относительно к какому-либо полу, а к военнослужащим в основном относят только мужчин, что обосновывает необходимость применения гендерного подхода в отношении клиентов социальной работы. Технологии социальной работы в отношении детей практически не учитывают половые различие, хотя общеизвестно, что психологические процессы и процессы взросления и, как следствие, различные проблемы у мальчиков и девочек протекают по-разному. Выделяя женщин как клиентскую группу, мы забываем о мужчинах, как особой клиентской группе, которой также необходима помощь социального работника в решении бытовых и психологических проблем. В противовес этому, говоря о военнослужащих, мы не учитываем женщин в их рядах. Если рассматривать технологии социальной работы с военнослужащими, то мы видим, что подразумевается лишь комплекс мер по медико-социальной реабилитации лиц, проходивших службу в «горячих точках», инвалидов войн и локальных конфликтов. И опять эта деятельность направлена лишь на мужчин. Вообще из поля зрения социальной работы выпадают женщины-военнослужащие, жены военнослужащих и их семьи, которые в свою очередь также нуждаются в услугах специалистов. Что касается пожилых и инвалидов, эти категории воспринимаются обществом как «бесполые». Хотя, и это очевидно, что ни с возрастом, ни с ограничением возможностей здоровья человек не утрачивает половой принадлежности и, живя в обществе, должен следовать тем нормам и стереотипам, которые оно на него налагает. И, наконец, третий путь – это применение гендерного подхода в отношении анализа взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе. В свете вышеизложенного актуальным становится расширение знания специалистов по социальной работе в области гендерной психологии и гендерных аспектов взаимоотношений между полами. Это будет способствовать налаживанию эффективного взаимодействия с клиентами и разрушению стереотипов у мужчин о том, что «мне не нужна помощь, сам справлюсь», и у общества в целом о том, «чем мне может помочь женщина, если ей при ее работе самой нужна помощь». И, как следствие, благотворительно повлияет на профессиональную идентичность специалистов по социальной работе и социальных работников и улучшит психологический климат в учреждениях. Гендерология - научн дисциплина, с помощью котор изуч-ся то, как социум опред, формир-т и закрепл-т обществ-е сознание и с сознан личности соц роли Ж и М. Гендер - сов-ть соц-псих, культ особ-тей, характериз челов в зависимости от его биол пола. Впервые различил понятия «Гендер» и «пол» обозначил американский психолог Р. Столлер в 1968г. Пол описывает биологические различия между людьми, определенными генетическими особенностями строения клеток, детородными функциями. Гендер указы­вает на соц статус и соц-псих характеристики личности, котор связаны с положением и сэксуальностью, но возникает во взаимо­действии с др людьми. СР и ее гендер составляет тесную связь между собой. Гендер отраж не полов органы, а психол, соц, культ различия между М и Ж. Если рассм экономич сферу, сущ М и Ж отрасли. М раб: транспорт, добыв промышл, строительство, а Ж раб в образов, мед и СР. Руковод посты: правит-во, гос учрежд, коммерч учр - М, Ж в исполнительных отраслях. Это из-за системы воспитания. Общество само навязывает. Но возможность делать карьеру Ж можно. У Ж спрашив собир ли замуж или рожать детей. Наблюд гендерная дискриминация на рынке труда. Гендерная сегрегация, т.е различают по должностям. Насилие в семье, психол насилие М. С 1 стороны большинство клиентов СР это женщины (престарелые, многодетные, безраб, матери детей-инвал, под- вергш наилию), с др - в основной массе СР гендерное неравенство во взаимоотношениях с клиентами, зависят перспективы анти- дискриминационного соц обслужив, соц справедливости и соц развития. Одни и те же проблемы по разному воспринимаются де­вочками и мальчиками. В обществе всегда существ интересы М и Ж населения, не только этнические национальные и др. Гендерн подход в СР позвол увидеть эти различия и интересы, осознать, что явления происходят в оьбществе, решения приним в соц- экономич сфере, по разному влияет на М и Ж население, вызывают неодинаковые их реакции и не всегда одинаковые последствия для тех и др. Необходимость Гендерного просвящения специалистов по СР могут оказаться под влиянием стериотипов и исходить из природного предназначения М и Ж. Отсутств гендер политики, гендерн культура и традиции, отражающих и на законодатель­ной базе в соц сфере и на деят-ти соц служб, котор часто не знакомы с принципами гендерного неравенства и по тому не всегда оказыв гендерно-чувственными и не всегда готовы применить гендерный подход.