logo search
СКР за рубежом-уч

3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга

В условиях урбанизации и научно-технического прогресса возрастает значение парков как мест оздоровительного отдыха населения. Важной проблемой является учёт специфики, возможностей парков в организации данного вида деятельности. Эта специфика предполагает развитие спортивно оздоровительной работы с максимальным использованием природных факторов, а также проведение целенаправленных мероприятий, способствующих социальному здоровью личности (социальной адаптации и социальной реабилитации личности с помощью активных коллективных видов отдыха для групп населения, особенно в них нуждающихся – пенсионеров, подростков, одиноких людей и т.д.). Именно сочетание этих двух направлений позволяет оценивать оздоровительную работу в парках как одну из перспективных областей социальной педагогики в сфере досуга. А также позволяет выявлять наряду с психофизиологическим, «жизнестроительный» аспект оздо-ровительных программ, способствующих совершенствованию образа жизни разных групп населения.

Как отмечает, Франклин Д. Рузвельт «Нет ничего более американского, чем наши национальные парки… Фунда-ментальнейшая идея стоит за ними, согласно которой страна принадлежит народу». В 1916 Конгрессом США была создана служба национальных парков, которая следит за объектами, имеющими историческое, культурное значение, в том числе места археологических раскопок. Парковая служба занимается исследованием воздушной атмосферы, воды, принимает участие в международных проектах. Всего в СЩА 367 национальных парков, занимающих 80 миллионов акров земли (1).

Не спадает интерес жителей Соединённых Штатов и гостей к знаменитым американским тематическим паркам, которые преследуют самые разнообразные темы: спорт, история, культура и т.д. США считаются безусловным законодателем мод в данном виде массовых развлечений. Это, прежде всего, хорошо известные миру парки Диснейленд (штат Калифорния, 1955 год) и Диснейуорлд (штат Флорида, 1971 год). Посещаются тематические парки типа «Пондеросы» (штат Невада), «Подводный мир» (морская флора и фауна).

Особенность деятельности американских парков – их тесная связь с потребностями и запросами посетителей. По мнению амери­канских специалистов, эта связь должна присутствовать уже на стадии планирования работы парков. План, по их мнению, должен включать в качестве обязательных следующие компоненты: 1) пожелания, запросы посетителей; 2) наличие соответствующих парковых меро­приятий по их удовлетворению; 3) оценку того, как парку удалось к моменту планирования продвинуться в этом направлении. Наряду с текущим рекомендуется перспективное планирование, опти-мальный срок которого - 3 года.

Развлекательные программы тематических парков могут вклю­чать в себя одну или несколько тем. Часто это отображается в самом названии парка, броском, привлекательном – «Мир цирка», «Морской мир», «Королевские владения», «Кукурузный дворец», «Город серебря­ного доллара» и т.д.

Историко-культурная тематика праздничных программ часто привязана к прошлому данной местности, региона. Например, в парке «Город серебряного Доллара» проводится Национальный горный музыкальный фестиваль, построенный на обычаях и художественных традициях данного края. Во время фестиваля исполняется музыка горных регионов в духе кантри, вестерна. Участвуют исполнители на местных музыкальных инструментах: ложках, гармонях, трещотках. В этом же парке проводится традиционный фестиваль местных реме­сел. Мастера демонстрируют свое искусство перед посетителями и тут же продают свои изделия.

Другой пример. В парке Уильямсбурга восстановлена резиден­ция губернатора, символизирующая колониальное прошлое Америки. В здании сохранены обстановка и внутреннее убранство, бывшие здесь при семи британских колониальных правителях. Во дворце проводятся экскурсии. Посетителей дворца встречают служитель в ливрее, приближенные и личный секретарь губернатора в костюмах 18 века. Раз в месяц в танцевальном зале при свечах звучит музыка, которую слушали губернатор и приглашенная элита. Музыканты играют в костюмах стиля барокко 18 века. Полностью губернаторским гостеприимством посетители могут насладиться на театрализованных представлениях «Ночь во дворце».

На территории парка «Великое исчезновение» (шт. Нью-Йорк) расположено 75 скульптур – произведений 19 века. К основной терри­тории парка примыкает небольшая «Деревня с газовым освещением», сохраняющая облик американской деревни конца 19 века. Здесь проводятся костюмированные представления.

Парк «Холидей уорлд» разбит на отдельные зоны (по тематиче­скому признаку), посвященные национальным и религиозным празд­никам. В каждой зоне продаются традиционные для данного праздни­ка маски, карнавальные костюмы, кулинарные изделия.

Неотъемлемой принадлежностью большинства парков США являются плавательные бассейны. Кроме собственно бассейнов, необходимы оборудованный пляж, кафе, игровые площадки для детей и активного отдыха взрослых, трибуны для зрителей с навесом от дождя и солнца.

Определённое время в течение дня отводится людям старшего возраста с учётом их специфических потребностей (например, вода более высокой температуры). Могут быть утренние или ночные сеансы для работающих, сеансы для родителей с детьми. Определённое время выделяется для групп обучения плаванию. Все посетители должны овладеть навыками спасения утопающих. В бассейнах проводятся зрелищные мероприятия; водный балет, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду. Указывается на необходимость раздельной организации лечебных, развлекательных программ в бассейнах, чтобы их участники не сталкивались друг с другом. Необходимо также, чтобы бассейны были доступны детям всех возрастов.

Важнейшим дополнением к традиционной спортивно-оздоровительной работе парков, являются «Тропы здоровья». Они привлекают к себе и любителей спортивной ходьбы, и лиц пожилого возраста, и инвалидов.

В качестве приоритетных направлений оздоровительной работы для лиц среднего и пожилого возраста, инвалидов, одиноких людей выделяются развлечения активного характера, зимние и водные виды спорта. Характерными для спортивно-оздоровительных занятий в парках являются аэробика, гимнастика, хореография, плавание, спортивная ходьба, езда на велосипеде, катание на лыжах, турпоходы. Распространенной тенденцией стало превращение многих парков в мощные рекреационно-оздоровительные центры с широким набором услуг.

В центре внимания парковых специалистов – развитие у посетителей навыков различных видов двигательной активности. Одна из предлагаемых программ включает в себя циклы: «Давайте двигаться» (простейшие виды активности в парке – прогулки, запуски воздушного змея и пр.), «Там, где вы бываете (активный отдых с ориентацией на места традиционного сбора в свободное время различных групп, в том числе в парках), «Учитесь» - обучение различным видам физической активности, требующим специальной подготовки.

Среди предлагаемых населению платных услуг здесь наиболее распространены уроки плавания в бассейнах, гольфа, тенниса; группы, занимающиеся спортивной ходьбой, велосипедными прогулками, «группы здоровья».

«Тропы здоровья» имеют на своем протяжении несколько станций для индивидуальных упражнений. Большое внимание организаторами «троп» уделяется красочному оформлению спортивных снарядов, яркой рекламе. Развитие «троп здоровья» в американских парках привычно к возникновению множества клубов любителей ходьбы и бега.

Игровые площадки появились в США в 1885 году. Ещё на рубеже веков была разработана программа, обязывающая каждый город иметь игровые площадки в таком количестве, чтобы каждый живущий в городе ребенок мог пешком дойти до ближайшей площадки от своего дома.

Устройство игровых площадок постоянно совершенствуется. Проводится опрос, анализируется частота использования детьми того или иного игрового объекта, изучается игровое взаимодействие детей. Строятся объекты, развивающие вестибулярный аппарат: качели, карусели, горки для лазания. Особый интерес вызывают природные элементы игровых площадок (скалы, листья, песок, вода).

За долгую историю своего существования игровые площадки претерпели определенную эволюцию. Большое восхищение доставляют игровые площадки, организованные как «площадки приключений». Их оборудование состоит из сказочных игровых сооружений и переходов-связок между ними, позволяющих детям не прерывать игры.

Предпочтительней многофункциональность игрового оборудования, дающая возможность разнообразить виды активности детей. Все игровые конструкции должны сводить к минимуму детский травматизм. Особенно важно наличие соответствующих покрытий, чтобы ребёнок не ушибался, преодолевая то или иное препятствие.

В последнее время парки всё чаще оцениваются многими специалистами не только в сугубо оздоровительном, но и социальном аспекте – как пространство социальной адаптации и социальной реабилитации людей по каким-либо причинам «выпавших» из активных форм общественной жизни. В первую очередь это относится к лицам пожилого возраста и инвалидам.

Направления работы парков. Работа парков с инвалидами и престарелыми людьми. Вводятся программы для инвалидов и престарелых, предоставляющих возможности людям с дефектами физического или умственного развития принимать полноценное участие в развлечениях, приобщаться к радостям жизни. Часто спортивно-оздоровительные программы для пожилых и инвалидов создаются как базовые, а затем на их основе вводятся культурно-реакреационные программы, способствующие социальной реабилитации этих групп. Другой подход: многие парки устанавливают определенный день месяца для обслуживания людей с ограниченными возможностями. Специально оборудованные автобусы привозят колясочников, даунов, престарелых. Весь штат парка, его посетители и волонтеры принимают горячее участие в адаптированных программах.

Примером долгосрочной разработки таких программ является опыт взаимодействия парков и домов престарелых. Парки, обслуживающие престарелых, располагают соответствующим техническим оснащением и оборудованием, инструментами и запасными деталями для ремонта инвалидных колясок, портативными рациями, крытыми павильонами. Широко представлена в таких парках «живая природа»: птицы, животные. Наиболее популярными среди пожилых являются музыкальные программы, детские концерты, пикники. Социальной реабилитации пожилых способствуют проводимые праздничные мероприятия, позволяющие пожилым людям стать активными участниками парковых программ. В одном из парков с участием ученых-геронтологов был подготовлен «Праздник стариков». Временем проведения фестиваля был выбран конец марта – время, когда ещё не наступила сессия у студентов, и они могли помочь в организации праздника. Программа фестиваля включала в себя выставку живописи, самодеятельных кукол, часов, работ по дереву. В присутствии посетителей старики демонстрировали своё умение изготавливать мебель, ткать ковры, расписывать ткани. Была представлена коллекция открыток начала века, экспозиция слайдов, рассказывающая об истории края. Этот исторический экскурс помог молодежи увидеть перемены, которые произошли благодаря трудовой деятельности старшего поколения.

В представлении участвовал диксиленд, ансамбль народного танца (участники пожилого возраста). Был выпущен бесплатный сборник стихов пожилых авторов. Поскольку парк был ограничен в финансировании рекламы праздника», школьники и студенты нарисовали рекламные открытки. Кроме того, студенты обратились в церкви, дома престарелых с просьбой принять участие в привлечении к празднику населения среднего и пожилого возраста. Это обеспечило массовость праздника.

Участие парков в проблеме одиночества. Особую категорию посетителей парков, нуждающихся в социальной реабилитации, составляют одинокие люди. Ныне одиночество рассматривается как вполне приемлемый вариант образа жизни.

Множество одиноких американцев ищет развлекательные мероприятия, где можно завести новые знакомства. Для этих людей требуется организация специальных программ, учитывающая данный интерес. Организация баров и дискотек для одиноких людей в целом не оправдала себя, поскольку стала рассматриваться общественным мнением как «ярмарка невест». Не помогает в полной мере решить проблему и компьютерная служба знакомств, наличие специальных газет, журналов, спортивных и туристических клубов для одиноких.

До последнего времени считалось, что одинокие люди при желании могут участвовать в общих развлечениях, характер которых не учитывает специфику их интересов и запросов. Сейчас эта точка зрения пересматривается. В некоторых парках предполагается привлечь к разработке нетрадиционных программ самих одиноких людей.

Работа парков с детьми и неполными семьями. Согласно данным медицинских обследований лишь 36% американских детей школьного возраста можно считать здоровыми. Школы же не дают детям необходимой физической нагрузки. В результате 80-85% времени на занятия спортом дети и подростки тратят вне школьных стен. В то же время указывается, что с помощью парков можно увеличить до 90% число детей, занимающихся спортом. Для этого необходимо изучить все плюсы и минусы школьных программ по физкультуре, разработать альтернативные спортивные программы, изучить работу парков в этом направлении, развивая их материальную базу, постоянно проводить опросы и исследования в этой области.

Для этих возрастных групп в парках организуется программа, развивающая в первую очередь новые интересы и виды социокультурной активности. Среди перспективных в этом отношении занятий специалисты предлагают разнообразные сюжетные и ролевые игры.

В парках с ограниченными территориальными и финансовыми возможностями для этой цели создаются передвижные игровые объекты, мастерские на колесах, где дети учатся рукодельничать, рисовать, лепить. Эффективное социализирующее воздействие оказывают также мини-сады и огороды, где дети знакомятся с правилами выращивания растений. В условиях игровых площадок парков практикуются и художественно-творческие занятия детей: музыкальные и танцевальные кружки, передвижные театры.

Семейные программы парков. Процесс социальной адаптации детей значительно ускоряется, если протекает в ситуации совместной деятельности детей и взрослых. Специалисты предлагают делать особый акцент на межвозрастных, семейных программах. Характерными являются такие занятия, как лыжные походы, спортивные и танцевальные программы с участием семей. Особое значение эти программы имеют для неполных семей. Они дают возможность, с одной стороны, родителям провести время с детьми вне дома, с другой – необходимое общение между родителями-одиночками. Специалисты рекомендуют волейбол, народные танцы, автомеханику, ремонт домашней бытовой техники.

В целом у детей, подростков, семей особый интерес вызывают занятия, непосредственно связанные с устройством быта, условий жизни, «домашними» потребностями. Например, введенная в одном из парков программа «Школа кулинарии» с участием поваров лучших ресторанов оказалась настолько популярной, что пришлось ограничить число слушателей, разделив их по более узким направлениям: «немецкое хлебопечение», французская, китайская, персидская кухня. Популярными стали переплетное дело, ремонт антиквариата, строительные навыки. Создаются программы, развивающие навыки ручного труда, доступные любому возрасту.

Например, предлагается организовать «Праздник летающих объектов». Его участники приносят с собой воздушных змеев, надувные шары, бумажные самолетики – все, что может летать. Здесь же умельцы покажут, как правильно сделать змея или самолётик.

Сотрудничество школ и парков в программе «Дети для парков». Довольно распространено привлечение детей к общественно-полезной деятельности путем участия их в благоустройстве парков. В одном из регионов была разработана специальная программа «Дети для парков». В ее подготовке приняли участие муниципальные работники и руководство школ. Авторы проекта преследовали две цели: повышение роли парков как экологических объектов, формирующих чувство личной ответственности за их состояние и возможность развития социально-полезной деятельности в условиях парка. При этом учитывались и особенности того или иного возраста школьников. Учащиеся 6-х классов обновляли вывеску над входом в парк, учащиеся 4-х классов обновляли и ремонтировали столики для пикников, а учащиеся начальных классов выращивали цветы. Они получают навыки обращения с простейшими сельскохозяйственными орудиями, знакомятся с историей создания парка.

Эстетическое воспитание в американских парках тесно перепле­тается с экологическим воспитанием. Этому способствует и архитек­тура парковых сооружений, и ухоженные зеленые насаждения, и со вкусом выполненное художественное оформление парка, и безуко­ризненно вежливый обслу-живающий персонал. Чистота и порядок в американских парках поддерживаются даже в периоды их наибольшей посещаемости.

Руководство парков США выработало даже своеобразную «фи­лософию обслуживания», которая наряду с общими принципами работы парков включает и эстетический аспект.

Проблема эстетического воспитания здесь тесно связана с про­блемой охраны окружающей среды. Работники парков активно участ­вуют в деятельности общественной организации «Прекрасный город». Ежегодно в парках проводится торжественное награждение отдельных лиц, корпораций, государственных предприятий, внесших наибольший вклад в дело охраны окружающей природы.

Особое внимание в экологическом воспитании уделяется детям. Для игровых площадок парков разрабатываются специальные темати­ческие экологические программы. Ежегодно тысячи детей и подрост­ков участвуют в экскурсиях и специальных занятиях, которые прово­дят опытные натуралисты. Дети помогают парковым служащим под­держивать чистоту, выполняют посильный ремонт парковой мебели.

Парковые аттракционы и лабиринты часто имеют тематическую направленность, связанную с изучением школьных предметов. В связи с этим многие парки имеют уголки живой природы, ботанические сады, космические центры с настоящими «Шатлами» и другими техническими сооружениями; вольеры с домашними и дикими жимотными.

Модификация парков – разнообразна: тематические, диснеевские, вакационные, центро-парки, сафари-парки. Одной из самых привлекательных сегодня для отечественного потребителя и туристов из других стран стали аквапарки. Более 70% туристов едут именно в водные центры Европы и США. Ежегодный доход их – до 1 млрд. долларов.

Парковые бассейны представляют собой, как правило, комплекс бассейнов – главный бассейн, оборудованный устройством, создаю­щим волны, и один или несколько менее крупных бассейнов с «ны­ряющими платформами», маленькими водопадами. Парки с водными аттракционами часто создаются недалеко от жилых кварталов, явля­ясь доступными для лиц с невысокой мобильностью – детей, пожилых людей.

Опыт показывает, что наличие водных аттракционов в бассейнах значительно увеличивает продолжительность их посещения. Практи­чески плавание требует таких высоких затрат энергии, что находиться в воде не представляется возможным более 0,5-1 часа. Однако не­многие посетители захотели бы идти в парк на такое короткое время. В парке эта проблема решается с помощью неводных аттракционов. В парках с водными аттракционами посетители могут отдыхать до 6 часов.

О невероятном разнообразии водных аттракционов в американ­ских парках говорят некоторые примеры. Так, новый сезон в парке «Королевские владения» (Досвилл, штат Виржиния) ознаменовался открытием аттракциона «Белая вода каньона», имитирующего путеше­ствие по бурной горной реке. Накануне официального открытия в парк в целях рекламы были приглашены представители прессы, которым была предоставлена возможность бесплатно прокатиться по «горной реке». Путешествие длилось 3,5 мин. В аттракционе было занято 26 шестиместных лодок. Дополнительный эффект создавали машина, обеспечивающая волны, два водопада и четыре гейзера.

Театрализации парковых аттракционов. Например, в одном из парков проводятся семь шоу с участием электронных игрушек, изображающих людей различных профессий. После того, как в автомат бросят 25- или 50-центовую монету, игрушка «оживает». Всего в семи шоу занято 33 куклы. В «кузнице» «кузнец» подковывает «лошадь», а его «подручные» «меняют колесо». Здесь же есть «парикмахерская» с куклами, в которой восстановлены мебель и оборудование 19 века.

Другой пример. Первая шахта по добыче железной руды в штате Мичиган, сооруженная в 1870 г. и функционировавшая до 1946 г., теперь используется как аттракцион. Три четверти пути в шахту посе­тители проделывают в вагончиках по рельсовому пути, предназна­чавшемуся для вагонеток, а остальную часть маршрута пешком. В шахте повышенная влажность воздуха и в любое время года постоян­ная температура. Однако шахта не является лишь аттракционом, выполняет чисто развлекательные функции. Для студентов геологиче­ских факультетов ближайших университетов экскурсия в шахту явля­ется обязательной частью учебной программы.

Во многих парках широко используется опыт кукольных пред­ставлений Диснейленда. Один из таких примеров («Звезды Голливу­да») был приведен выше. Добавим к этому, что раньше изготовление кукол, изображающих героев мультфильмов, было недоступно другим паркам, т.к. массовая технология не позволяла достичь нужных стан­дартов, а индивидуальное изготовление кукол обходилось слишком дорого. Сейчас уровень технологии изготовления кукол таков, что кукольные представления могут быть подготовлены в сравнительно короткие сроки и проводятся на небольших сценических площадках. В отличие от выступления артистов кукольные представления можно проводить неограниченное число раз в день.

Эволюция театрализованных аттракционов в Диснейленде по­зволила открыть новый развлекательный парк – Фантазиленд. Среди наиболее популярных аттракционов здесь «Приключения Белоснежки», «Полет Питера Пэна», «Путешествие Пиноккио». Эти аттракционы действуют как сказочные метаморфозы. В «Полете Питера Пэна», посетители могут спускаться по водопаду, оставшись сухими, а в «Приключениях Белоснежки» плавающие бревна превращаются в крокодилов, деревья внезапно «оживают» и атакуют гостей. В этих аттракционах широко используется голография.

Музыкальные Фес­тивали популярны в американских парках, которые не являются традиционным местом выступлений музыкальных ансамблей. Тем не менее, многие парки все шире практикуют приглашение популярных групп. Выделяются следующие причины, по которым ансамбли согла­шаются выступать в парках:

  1. выступление в парках способствует росту их популярности;

  2. парк широко рекламирует выступающую группу. Причем затра­ты парка на рекламу едва ли не превышают сумму, которую получает группа;

  3. в парках успешно играют группы, которые в иных условиях не смогли бы обеспечить себе полный денежный сбор;

  4. администрация парка берет на себя заботы по техническому обеспечению выступлений.

Во многих парках стоятся концертные залы для летних выступ­лений балетных и оперных групп, симфонических оркестров, в том числе и приезжающих на гастроли. Опыт показывает, что возможности парковых концертных залов существенно расширяются при предос­тавлении их сцен джазовым оркестрам и рок-ансамблям. Большое внимание уделяется интерьеру парковых концертных сооружений, их вписыванию в окружающий пейзаж.

Интересен и опыт американских парков по совмещению музы­кальных фестивалей и индустрии аттракционов. Например, в США существует кампания «Объединенные в песне», которая разрабатыва­ет компьютерную технологию проведения в парках крупнейших музы­кальных фестивалей. Приводится описание одного из таких праздни­ков - фестиваля рок-н-ролла. Он был задуман как обширная програм­ма аттракционов для посетителей всех возрастов. Праздник обеспе­чивался с помощью оборудования, поставляемого 113 фирмами. Гостям фестиваля были продемонстрированы домашние компьютеры, музыкальные синтезаторы, новейшие видеосистемы, компью-терные игры. Однако центром всеобщего внимания была музыка. Организато­ры фестиваля пригласили для выступления на нем наиболее попу­лярные рок-ансамбли. Весь парк был превращен в театр под откры­тым небом. Администрация парка позаботилась и об инвалидах. Для них были предусмотрены специальные площадки обозрения, благода­ря которым эти люди смогли стать свидетелями зрелища, которого в иных условиях они были бы лишены.

Обслуживающий персонал парков, занимающийся уходом за растениями, отвечает также и за зеленые насаждения в городе. При­водится пример создания специальной комиссии, занимающейся пропагандой экологических знаний на базе городского парка. Благода­ря ее деятельности выявлены и взяты под охрану деревья-памятники, которым более 200 лет. Эта комиссия контролирует проекты город­ской застройки, планируя создание небольших «зеленых островков» в тех или иных кварталах. Особенно большое внимание уделяется тому, чтобы строящиеся новые административные здания гармонировали с окружающим ландшафтом. Квалифицированный обслуживающий персонал заключает договоры с муниципалитетами об оказании помощи по уходу за зелеными насаждениями.

Существует и специальная просветительная программа «Посети­тели парка». Ее целью является напоминание посетителям о той ответственности, которую они несут за сохранность красоты окру­жающей природы.

Парки устраивают специальные выставки, демон-стрирующие возможные варианты оформления дворов. В парках открыты специ­альные «классы», где можно получить необходимые знания по садоводству и оформлению ландшафта. Кроме того, служащие парка открывают «справочные бюро», отвечающие на вопросы посетителей по уходу за растениями. Часто тех, кто обращается туда с вопросами, приглашают посмотреть, как те или иные операции выполняются квалифицированными садоводами. Соответствующие материалы регулярно помещаются в газетах, им отводятся специальные переда­чи на радио и телевидении.

Некоторые американские специалисты считают, что парки всегда должны сохранять черты естественного природного объекта. Только в этом случае они будут интересны краеведам, экологам, туристам.

Распространенной формой общения с природой в американских парках являются пикники. По мнению некоторых парковых работников, пикник в парке отличается от пикника в лесу тем, что в парках должны быть зооуголки, зверинцы, аттракционы. Замечено, что удовольствие от пикника получает сравнительно небольшая группа посетителей. Поэтому важно предусмотреть наличие разнообразных шоу «вокруг» пикников (например, соревнование «Кто быстрее съест пирог» или «Кто дальше бросит подкову»), а также специально выделенные для обзора природные уголки. Например, «Театр джунглей». Наличие рассредото­ченных в пространстве шоу, развлечений повышает пропускную способность парка и уменьшает относительную плотность посетите­лей в природной зоне (сохраняет природную среду парков). Так, по данным наблюдений, парк, организованный по данному принципу, способен одновременно вместить в различных зонах от 100 до 5000 человек.

Практика создания «живых уголков» в парках наглядно вырази­лась в распространении зоопарков как составной части тематических парков. Считается, что маленькие «семейные» зоопарки в данном случае не являются конкурентами крупных муниципальных зоопарков. Маленькие зоопарки можно рассмотреть за 1,5 часа, не утомляя детей. Их популярность связана с общедоступностью и бесплатностью посещения.

В некоторых парках зоопарки, зооуголки становятся центром всей культурно-познавательной и культурно-рекреационной програм­мы. Например, в летних представлениях, организуемых в зоопарке Сан-Диего (Калифорния), участвуют животные, известные посетите­лям по кино- и телефильмам (например, львица из «Рожденная сво­бодной»). Это делается с целью привлечь в парк посетителей различ­ных возрастов, заинтересовать их в повторном посещении зоопарка. Традиционная программа парка расширена за счет проведения кон­цертов. Кроме того, организуются популярные лекции об исследова­ниях, проводимых в зоопарке, рассказывается о дрессировщиках, ветеринарной службе. Показываются животные, являющиеся экзоти­ческими для Америки - верблюд, зебра, слон.

В некоторых парках имеются гигантские аквариумы. На протя­жении 25 лет успех и рентабельность Морского аквариума в Майами обеспечивались за счет иностранных туристов. Однако затем руково­дство парка стало больше внимания уделять рекламе парка внутри страны. На протяжении многих лет в парке функционирует «Театр морских животных», где «выступают» дельфины, морские львы. Есть и такой аттракцион, как кормление акул. Долгое время эти шоу основы­вались на наблюдении за поведением животных, изучении природы. Теперь еще используются и элементы цирковых представлений. Организованы также лодочные прогулки и выход в море на катере.

Большое внимание в американских парках уделяется рекламе их деятельности. Многие парки тратят значительные средства на выпуск брошюр, афиш, рассказывающих об их программах.

Широко используется и видеоаппаратура, рекламирующая ат­тракционы парка, его зоны отдыха. Эти видеопрограммы демонстри­руются в тех местах, где бывает много народа. Рекламе парка служит и организация концертов с участием популярных местных певцов и групп.

«Диснейленд» организует рекламные поездки по крупнейшим го­родам страны певцов, танцоров, драматических актеров, профессио­нальных игроков в гольф, чтобы показать, какие развлечения имеются в парке. Успеху и оперативности его рекламы способствует контракт с одной из авиакомпаний. Это позволило в короткий срок провести рекламный тур по 70 городам США, освещающий летние программы и аттракционы. Дополнительной рекламой является неожиданное сочетание каких-либо аттракционов. Например, на берегу бассейна помещается экран, и купающиеся могут одновременно смотреть какой-нибудь фильм.

Мировые тенденции в области паркового строительства. За рубежом появляются новые типы парков, связанных с сохране­нием археологических, геологических объектов.

Появляются сады на искусственных основаниях, рукотворные водоемы и рельефы. Приобретают популярность ландшафтные композиции, осно­ванные на традициях японского сада. Их предназначение – создать условия для сосредоточенного созерцания микропейзажей из камней, воды и растений. Такие сады устраиваются в крупных парках, в за­городных зонах отдыха. Экологи рекомендуют оставлять часть газо­нов без стрижки, что способствует появлению большого числа насекомых и птиц. Выкапываются небольшие полузаросшие пруды, где водит­ся рыба.

В мировой практике паркостроения избегают асфальтовых покрытий, высаживают рощи.

В парижском парке Ля Виллет отдельные уголки парка воссоздают типичные сельские ландшафты Франции.

Парижский парк А. Мальро - место встреч и игр на траве, есть искусственное озеро, где обитают птицы. Даже дома, окружающие парк, по своей архитектуре являются как бы продолжением парка.

В парке постоянно проводятся экскурсии - уроки общения с приро­дой, изучения пород деревьев, цветов и птиц.

Примером экологического подхода к современной ландшафтной архитектуре являются так называемые бизнес-парки. Весь участок, принадлежащий фирме, превращается в парк, обретающий естественный природный облик. Озеленяются участки между зданиями, стены, незастроенные пространства превращаются в поляны с небольшими водоемами. Из окон служебных помещений открывается чу­десный природный пейзаж, что способствует высокой работоспособ­ности служащих.

В отличие от известных садово-парковых ансамблей прошлого в архитектуре современных парков отсутствует ясная композиционная идея, соответ­ствующая изменившимся социальным условиям.

Городские парки, считают немецкие специалисты, должны удовлетво­рять потребности современного городского жителя в общении с приро­дой. При разработке проектов следует учитывать свойственный при­роде эффект неожиданно сменяющихся перспектив, создание спокой­ных уединенных мест отдыха. Необходим также более свободный доступ посетителей к насаждениям. Особенно модными сегодня становятся японский «сад камней», с его сдержанной ассиметричной философией, с успокаивающим журчанием ручейков, фонтанчиков; сочетание воды, зелени, мягкой световой и цветовой гаммы в общем дизайн сада очень привлекают посетителя в кафе, чайные, расположенные на его территории.

В праздники здесь шумно, т.к. проводятся любимые японцами Праздник бумажного змея, Праздник Фонарей, Праздник Луны и др. В конце лета 2002 года японский коллекционер, член Всемирной ассоциации клубов любителей бумажных змеев провел конкурс и праздник в Московском «саду камней».

Согласно «Справочнику развитых парков» Джеймса Рида /1991/, в США и Канаде насчитывается 152 парка, имеющих не менее 8 крупных атт­ракционов. В Великобритании, Швейцарии, Германии, и других запад­ноевропейских странах более 120 парков. В Японии только за послед­ние 20 лет организовано 250 парков. В Китае более 30 парков, боль­шинство из которых построено при участии японских фирм.

Некоторые парковые комплексы занесены в реестр 800 объектов мирового культурного наследия. Рождаются Новые модели: парки «Дракула», «Купол тысячелетия» (Англия), гигантские пляжи под крышей, скейт-парки, виртуальные парки.

3а рубежом главные туристические потоки ведут в так называе­мые искусственные зоны отдыха: в синтетические тропики, имитиро­ванные средиземноморские деревушки, сказочные и исторические тематические парки, крытые лыжные центры, технические ярмарки. Диснеевский парк Флориды, «Диснейленд» в Калифорнии, парижский «Евродиснейленд», Порт-Авентура в Каталонии привлекают огромное количество туристов. В парках досуга ежегодно бывает не менее 200 млн. человек.

Вопрос о том, есть ли за искусственными зонами отдыха будущее, можно считать запоздалым. Им уже принадлежит настоящее. В Северной Америке, Европе и Японии ускоренными темпами строят­ся новые комплексы развлечений. Их преимущества очевидны. Здесь нет места обычным тяготам туризма, на малом пространстве в тематических парках сосредоточены всевозможные мировые достопримеча­тельности. Без томительных железнодорожных переездов и ожиданий в аэропортах попадаешь в швейцарские шале, японские храмы, на ара­бские базары. На пляжах с искусственным отоплением можно круг­лый год отдыхать под пальмами, забыв о плохой погоде. Создатели искусственных зон отдыха проявляют чудеса фантазии. В Японии находится самый большой в мире океанский пляж под купо­лом, где из репродукторов слышится птичий щебет, а искусственная почва каждые 15 минут содрогается под ногами от вулканических толчков, и можно лицезреть цунами.

В лыжном центре Цуданума под Токио вьются огромные снежные хло­пья при постоянной температуре 20 градусов, в ожидании подъ­емника можно скоротать время у одного из 90 телеэкранов. Для голландской деревни в Нагасаки было выписано из Нидерландов 20 млн. обожженных кирпичей.

На необитаемом Карибском острове Коко Кей, насыпаны песчаные от­мели и высажены пальмы. Участники морских круизов ныряют вокруг специально затопленного «исторического» парохода и останков самолета.

Тот, кто отправляется на специальную экскурсию по Лос-Анджелесу, может спокойно бродить среди макетов местных трущоб, не опасаясь разбойных нападений.

Голландские газеты утверждают, что страна скоро превратится в «сплошной парк досуга». Особой популярностью пользуются здесь так называемые «центропарки», где вокруг крытых бассейнов с во­дяными горками, украшенных для экзотики бамбуковыми хижинами и пальмами, группируются спортивные сооружения, игровые площадки, бунгало, торговые заведения.

Эту удачную модель сейчас перенимает Германия. Компьютерные имитации – последний крик прекрасного нового вака­ционного мира. В Ганза-парке балтийского курорта Сирксдорф мож­но принять участие в виртуальных космических полетах и мотоциклет­ных гонках.

Галерея игровых автоматов в Токио предлагает автогонки с «насто­ящими» проколами шин и скачки по пересеченной местности. В Японии планируется создать 50 электронных тематических парков. Многие видные общественные деятели, деятели культуры, политики считают, что дальнейшее распространение искусственных вакационных зон равносильно духовной и психической катастрофе. Многим такой вид досуга нужен.

Считается, что тематические и развлекательные парки уместны там, где отсутствуют туристические достопри-мечательности. В Германии вакационные зоны отдыха строятся в местах, часто по­сещаемых туристами, что наносит ущерб природной среде и бизнесу предпринимателей сферы обслуживания. Негативной стороной тематических парков является жесткая органи­зация массового отдыха, не оставляющая места личной инициативе и игровому подходу к предлагаемым программам.

Открытие парка «Футороскоп» во французском городе Пуатье явилось сенсацией. В газетах его назвали восьмым чудом света. Это город будущего, состоящий из огромных, величи­ной с многоэтажный дом, сооружений – кинотеатров – зеркальных кристаллов, сфер, пирамид. Здесь представлены все новейшие спо­собы показа изображения на экранах.

Создатели «Футуроскопа» сделали все для того, чтобы примерно 3 млн. туристов, ежегодно посещающих его павильоны, нашли себе занятие по душе.

Перед началом сеанса зрителей усаживают в кресла, установленные на 4 гидравлических домкратах, и надежно закрепляют в старто­вой позиции. Конструкция сидения позволяет зрителям перемещаться во все стороны. Специальная компьютерная программа синхро­низирует эти маневры с действием, разворачивающимся на экране. Это означает, что если герои фильма спускаются на плотах по порожис­той реке, то зритель, не покидая кресла, на себе испытывает пре­лесть крутых виражей.

В павильоне мультимедийного шоу посетителей встречает гигантский электронный триптих высотой 10 м шириной 16 м. Его образуют 850 огромных телевизионных экранов, на которых полыхают фантастичес­кие видеоэффекты.

Компьютерных фанатов ждет прогулка по Кибер-авеню, где собраны самые последние достижения в этой области – от электронных игр и новинок робототехники до программ Интернета.

Завершая прогулку, можно заняться шопингом в кибербутике или посидеть с друзьями в кибербаре.

Нескольких минут достаточно, чтобы переместиться отсюда в павиль­он, где предложат совершить тур максимально приближенной к реальному путешествию в космос или в царство Нептуна.

Все это – блок развлечений, но с ощутимой образовательной нагруз­кой. «Футуроскоп» включает в себя более 80 высокотехнологичных предприятий по таким современным видам человеческой деятельности, как коммуникации, информатика, мультимедийные технологии.

Электронную индустрию дополняют учебные центры, например, Нацио­нальный центр заочного обучения. Французский центр представлен в 176 странах

Леголенд – огромный парк детских аттракционов – пользуется необыкновенной популярностью. Он напоминает по своей структуре «Дисней – уорлд», только почти все в нем построено из лего-кубиков. Лего-парков в мире два - в Биллунде и Виндзоре. Главный лего-парк находится в деревушке Биллунд, с населением в 8 тыс. человек и расположенном в двух часах езды на машине от Копенгагена.

Парк был открыт в 1968 г. и с тех пор его ежегодно посещает свыше 1,5 млн. туристов. «Леголенд» в Биллунде в основном спро­ектирован для детей от 2 до 13 лет. Есть аттракционы и для более старших школьников, например, «Майнд сторм», в котором за 45 минут на компьютере необходимо сконструировать модель лего-машины, способной выполнять различные команды с пульта управления. Главный принцип парка - отсутствие быстрых горок, скоростных аттракционов: все спокойно и размеренно, так что родители совершенно не боятся отпускать своих детей ни в пи­ратскую пещеру, ни в деревню индейских апачей.

В среднем семья из четырех человек, посещающая парк, проводит в «Леголенде» 7 часов. Что же можно посмотреть за это время? Прежде всего парк «Миниленд», где из кубиков лего сложены знаме­нитые архитектурные достопримечательности многих стран мира – статуя Свободы, Акрополъ, датский королевский дворец Амаяиенборг и др. Все эти здания, вокруг которых посетители плавают на мини­атюрных лодочках, сложены из 45 млн. кубиков лего. Детям нравятся «Пиратский замок», «Пиратские норки», «Дуплоленд», где кубиками играют дети до 6-летнего возраста. Большой популярностью пользуются катание на лего-паровозике и занятия в лего-школе.

Когда «Леголенд» в начале октября закрывается, все его аттракци­оны и фигурки, сложенные из лего-кубиков, разбираются и пакуют­ся в сотни специальных коробок. Перед разборкой все дворцы, зам­ки, павильоны тщательно фотографируются, с тем чтобы в следую­щем году можно было с точностью собрать «леголендовские» чудеса для гостей парка.

Аквапарк парковый комплекс, предоставляющий широкий спектр активного отдыха на воде. Возникли 30 лет назад. В Европе их уже 15 (в т.ч. 5 – в Голландии, 3 – в Великобритании, 2 – в Белгии, 1 – в Германии).

Успех аквапарков зависит от нескольких факторов:

а) органичное соединение природной среды со спортивно-развлекательными аттракционами; обычно на берегу живописного озера;

б) набор услуг, устраивающий всех, как правило:

  1. бунгало (некоторые из них оборудованы ваннами или саунами);

  2. парк – Плача под стеклянным сводом с ресторанами, барами, супермаркетами;

  3. Аква-Мундо (водный мир) – комплекс тропических бассейнов с экзотическими растениями, водными горками, джакузи, тематическими бассейнами (например, Остров сокровищ, затонувший корабль…), бассейн с волнами;

  4. прокатный пункт-снаряжение для подводного плавания, для наблюдения за рыбами в подводных аквариумах; для спортивных занятий (теннис, боулинг, стрельба из лука, гольф, уроки аэробики, конной езды, подводного плавания);

  5. Центр красоты с кабинетами массажа, косметическими процедурами, травяными ванными.

Аквапарки в современном виде появились сравнительно недавно и быстро распространились по всему миру. Они совмещают спортивно-оздоровительные, развлекательные и другие досутовые функции. Наметились 3 основных вида аквапарков:

открытые с аттракционами, размещенными на естественных и искусственных водоемах.

открытые с искусственными, бассейнами круглогодичного действия,

объединенные - крытые с открытыми.

Преимуществом аквапарков является широкий диапазон досуговых услуг: подвижные игры и развлечения, технические аттракционы, логические и деловые игры, оздоровительные процедуры, театрали­зованные действия.

Аквапарк – очень популярное место проведения свободного времени в городах. Высокая посещаемость аквапарков отмечается в течение всего года.

Аквапарк - высокорентабелъный объект, что является одной из глав­ных причин распространения этих центров досуга во всем мире.

Примером аквапарка с расширенными Функциями может служить спортивно-рекреационный комплекс в г. Вайль на Рейне (Германия). Территорию центра условно можно разделить на 7 функциональных зон:

  1. водный аттракцион для молодежи;

  2. рекреационная зона для посетителей различных возрастных и социальных групп;

  3. зона водных игр для молодых родителей с маленькими детьми;

  4. открытые лечебно-оздоровительные бассейны;

  5. бассейны для спортивного плавания;

  6. рестораны и клубные помещения.

Характерной чертой зарубежного строительства рекреационных водных комплексов является создание бассейнов с несколькими ван­нами живописного очертания, соединенными между собой каналами. Создается имитация естественных озер с «берегами», с искусственными островками.

«Купальный ландшафт» включает устройства для развлечений в воде типа «горный ручей», водовороты, подводные гейзеры, устройства для подводного массажа, для волнообразования, террасированные водные потоки, водопады – каналы, водные горки.

Наиболее широкое распространение этот прием получил в досуговых центрах Австрии. В г.Кицбюхелъ бассейн с комплексом «купальный ландшафт» площадью 200 кв. метров включает различные аттракционы, островки, водопады, устройства для подводного массажа. Имеются детская ванна, клубные помещения, комнаты отдыха, сауны, массажные, солярий, рестораны.

Аквапарки имеются также в Финляндии, Голландии, Бельгии, Италии, Турции. Самый большой в мире аквапарк находится в Канаде. Здесь вместе с замысловатыми яркими водными аттракционами с при­менением электроники в аквапарке сосредоточены многие виды досуговых учреждений для активных и пассивных занятий в свободное время.

Огромный крытый аквапарк – «Центр – парк» - находится в 200 км. от Парижа.

Популярность аквапарков в последнее время настолько возросла, что их наличие считается основным видом услуг во многих городах и центрах досуга.

За рубежом особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи ландшафтного проектирования и охраны окружающей среды. Примером разработок в области ландшафтного проектирования является Цент­ральный парк в Стамбуле. Парк разделен на две части. Внутри парка, выполненного в английском стиле, устроен небольшой регулярный сад.

По представленным здесь видам растительности это один из богатейших парков.

Однако не всегда привлекаются к работе ландшафтные архитекторы, в результате чего в парках появляются бетонные магистрали, силь­но повреждается растительность.

Важной характеристикой парков считается их посещаемость. В 1955 по 1985 гг. первый «Диснейленд» (Калифорния) посетили 250 млн. человек. Посещение парков всех видов увеличивается из года, в год.

Парк не является законченной системой, он развивается и модернизируется. За 30 лет существования первого «Диснейленда» число аттракционов возросло с I7 до 57.

Характерен также взгляд американских специалистов на архитектурное сооружение парков. «Мир Уолта Диснея» представляет собой миниатюрное «государство в государстве», имеющее не только свою позицию и свои правила уличного движения, но и свои строительные стандарты. Будущие архитекторы проходят практику во флоридском парке Диснея. Здесь отрабатываются последние достижения градо-строительства – новые принципы, технологии, материалы и коммуника­ционные системы.

Интересны рекомендации американских специалистов по улучшению использования парковых зон: создание «буферных поясов» с плот­ным озеленением из деревьев и кустарников вокруг спортплощадок и шумных площадей, разделение потоков рекреантов, направляющихся в зоны активного и тихого отдыха.

Основное внимание направлено на выполнение требований охраны окружающей среды: заброшенные и разрушающиеся парковые зоны счи­таются местами, опасными с точки зрения экологической и социальной.

Основной доход парков обеспечивается продажей входных билетов, стоимость которых достаточно высока, но цены на входные билеты дифференцируются по возрасту посетителей, однако полностью покрыть свои расходы продажей лишь входных билетов, несмотря на их высо­кую стоимость, владельцам парков не удается. Эти расходы быстро окупаются благодаря торговле разнообразными сувенирами и другими товарами. Большой доход приносят платные учреждения в парках – гостиницы, кемпинги, пляжи, спортивные площадки и т.д.

Таким образом, как утверждает Уоллес Стегнер (1983): «Национальные парки – лучшая из идей, когда-либо приходивших нам в голову. Абсолютно американские, абсолютно демократичные, они отражают нас в наших лучших, а не в худших проявлениях» (1).

Вопросы для самоконтроля

  1. Роль парков в социальной структуре государства.

  2. Направления работы парков.

  3. Структура парков.

  4. Аквапарк как парковый комплекс.

  5. Специфика работы тематических парков.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник/ Пер. с англ.- М: ЮНИТИ, 1999.

3.2 ТЕХНОЛОГИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАРУБЕЖНЫХ МУЗЕЕВ

Музейная педагогика сравнительно молодая отрасль воспитательной деятельности, возникновение которой продиктовано необходимостью активизировать музейную аудиторию, привлечь в музеи юных посетителей сделать экспозицию более доступной и адекватной потребностям и интересам публики. Развитие данной технологии, осуществление ряда экспериментальных разработок позволило выделить важнейшие функциональные направления данного вида деятельности. Методы музейной педагогики оказались наиболее эффективными в области художественного воспитания детей, в реабилитационной, коррекционной и арт-терапевтической деятельности. Наиболее успешно в настоящее время развиваются программы, направленные на нравственно-эстетическое и творческое развитие детей и подростков в стенах музея.

На сегодняшний день в зарубежных музеях разного профиля (художественных, исторических, литературных, краеведческих) накоплен богатый опыт работы с детьми разных возрастных групп – от 4 до 17 лет.

В странах Западной Европы и Америке программы воспитания и образования детей в музеях начали разворачиваться в начале 70-х годов прошлого века в связи с принятием ЮНЕСКО концепции непрерывного образования и возрастанием роли музеев как социокультурных центров.

В настоящее время наиболее перспективными признаются формы художественного воспитания, сочетающие развитие творческих способностей личности ребенка с изучением музейной коллекции в рамках единой «просветительской программы», осуществляемой на основе обычной экспозиции музея. Конкретные формы реализации таких педагогических моделей многообразны: создаются детские кружки и студии (при Национальном центре искусства и культуры имени Ж. Помпиду, при Пинакотеке Брера в Милане), межмузейные службы обучения, общества и ассоциации (союз «Молодежь в музее» при музейном комплексе в Западном Берлине, «Служба обучения» музеев в Нью-Йорке, в Художественном музее в Филадельфии, Галерее Уффици во Флоренции, Национальном музее в Копенгагене и др.).

Данной проблеме посвящена, вышедшая в свет по результатам 10 лет эксперимента «Службы обучения» музеев Кельна монография Ренаты Фриндлер «Открытие музея через творчество».

«Служба обучения» музеев Кельна основана в 1965 году, обслуживает 7 действующих муниципальных музеев, подчиненных Генеральной дирекции. Персонал «Службы обучения», состоящий из директора, 5 лекторов и 30 сотрудников-совместителей обслуживает все музеи города.

«Служба» обеспечивает бесплатное посещение музея с экскурсоводом для различных групп взрослых и детей; бесплатное автотранспортное обслуживание между музеями и школами, расположенными в черте города.

Одна из главных задач «Службы обучения» состоит в том, чтобы поддерживать и стимулировать учителей к регулярному посещению музеев вместе с учениками. Каждому такому посещению должна предшествовать подготовительная работа в классе с последующим применением полученных знаний в процессе экскурсии.

Специальные программы были ориентированы на работу с группами детей из детского сада. При этом акцент ставился на выполнении творческих работ в детских садах непосредственно после посещения музеев. В частности, осуществленный эксперимент предполагал методику, рассчитанную на 1 год работы с группой детей 5-6 лет. После каждого посещения музеев дети, вдохновленные увиденным, по собственному желанию, выполняли в детском саду рисунки. Темы занятий были самыми различными, но непременно содержательно связаны с экспозицией музеев: деревянная средневековая скульптура, витражи, резьба по кости, кованая решетка XVIII века, пейзажи XIX века, абстрактные деревянные конструкции XX века и т.д.

Такая экспериментальная работа способствовала раскрепощению детей. Они не испытывали робости или замешательства, попадая в музей, он стал важной частью их жизни. Более того, выпускники детского сада, уже обучаясь в школе, просили свою прежнюю воспитательницу ездить с ними в музей, тем самым, пробудив начальную школу организовывать аналогичные экскурсии. Основными организаторами этих экскурсий в школе стали учителя рисования, стремясь внести элементы инновационности в содержание преподавания рисования в школе, познакомить детей с подлинниками изобразительного искусства.

Постепенно ежемесячные визиты в музеи школьников интегрировались с изучением других дисциплин, например, языков, национальной истории, знакомству с культурой других континентов (Америки, Африки). После посещения музея, под впечатлением увиденного дети выполняли в школе на различных уроках творческие работы.

Для стимулирования подобной деятельности и поощрения дальнейших посещений музеев, в самих музеях устраивались выставки детских работ. Педагоги отмечали, что посещение музеев заставляет детей тщательнее вглядываться в то, что их окружает, творческая работа освобождает воображение от стереотипов и штампов. Рената Фриндлер, в частности, делает вывод о том, что:

  1. Активное творчество играет важную роль в восприятии и освоении детьми музейной экспозиции и способствует развитию их индивидуальности. Занятия в детских садах и школах являются важным фактором эстетического развития детей и юношества. С самых ранних лет формируется заинтересованность детей сокровищами музеев, что ликвидирует психологический барьер, который обычно возникает у детей при посещении музея.

  2. Обучение детей в музее во многом способствует росту посещаемости музеев: многие родители приходят в музей впервые только потому, что их приводят туда дети.

  3. Автор считает очень перспективным развитие сотрудничества между музеями и образовательными учреждениями, к тому же способствующее установлению неформальных контактов между учителями и учениками.

Работа Детской студии при Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду во Франции – является уникальной технологией развития творческой активности детей, предполагающей развитие всех видов восприятия, осуществляемого через свободное творческое самовыражение. В центре функционирует шесть различных студий, практически самостоятельных и не связанных непосредственно с деятельностью музея. В студиях-мастерских обучают восприятию цвета, объема, звука, движения (оставляя свои башмаки за дверью, дети ходят по искусственному травянистому ковру, изобретая различные игры: играют в маленькие замки, «классики», мяч, показывают фильмы, где картины проецируются прямо на пол).

Цель мастерских – научить детей смотреть, слушать и чувствовать, причем внимание обращается на раннее развитие эстетических чувств, пока их не коснулись рациональные подходы школьных образовательных программ. Важным также является непосредственное знакомство детей с творчеством художников, артистов, скульпторов и музыкантов. Тем самым маленькие посетители становятся подготовленными для восприятия работ, собранных в библиотеке музея, Центре промышленного творчества или Институте акустики и музыкальных исследований.

Инновационные технологии обучения используется также в школах, где сотрудники Центра организуют занятия по пластическому самовыражению. Выполненные во время занятий работы могут экспонироваться на выставке.

Развивается также программа обмена специалистами с детскими музеями в Европе, Америке, Японии. Педагоги, специализирующиеся в области художественной пластики, кукольного театра, танцев и актерского мастерства посещают школы и детские площадки, где они проводят курс мелкогрупповых занятий, состоящий из 6 уроков. Учителя стремятся развить у учеников любознательность, сообразительность и впечатлительность. Через обостренное зрительное, осязательное, вкусовое, слуховое и обонятельное восприятие ребенок учится понимать и любить искусство, а затем изобретать и творить самостоятельно.

Интересные результаты были получены в ходе экспериментальной работы (с 1970 по 1975 гг.) в Галерее Уффици (Флоренция) с детьми следующих возрастных групп: 9-10 и 12-13 лет. Этот эксперимент имел целью помочь детям как можно скорее познакомиться с музеем, сделать его частью их повседневной жизни; научить детей воспринимать произведение искусства и устанавливать с ними живую духовную связь; помочь учащимся с самого раннего детства осознать значение художественного наследия, вызвать у них чувство ответственности за сохранение наследия прошлого.

Руководили экспериментальной работой специалистами в области истории искусства, обладающие педагогическими способностями. Для этого подбирались выпускники и дипломники Института истории искусства при Университете Флоренции. Каждый из них проводил занятия два - три раза в неделю. В помощь педагогом было разработано методическое, раскрывавшее основные формы учебно-воспитательной работы, а также структуру типового занятия, отвечающего психолого-педагогическим требованиям художественного образования и ориентированного на обучение детей «чтению» определенного «изобразительного текста».

Занятия предусматривали краткое знакомство с техникой живописи (темпера, масло, фреска), а также с техникой реставрации скульптуры, фресок, картин. С помощью диалоговых методик детей, пришедших в музей, обучали «видеть» картину. Далее следовало неформальное знакомство детей с музеем, школьники разглядывали картины, обменивались впечатлениями, задавали вопросы педагогу. Такая свобода общения с искусством стимулировала интерес и восприимчивость, знакомила с этикой поведения в музее.

Заканчивалось занятия игровыми технологиями проверки усвоения материала. Дети делились на небольшие группы, им давали тесты с воспроизведением деталей картин, которые дети только что видели в залах. Это фактически упражнения по атрибуции: правильность своих ответов дети могли проверить по слайдам, которые демонстрировались им в самом конце занятия. Перед уходом каждый ребенок выбирал себе открытку с репродукцией одной из понравившихся картин.

Работа с детьми по развитию художественного восприятия в зарубежных художественных музеях связана с разработкой специальных игровых занятий, хорошо оснащенных дидактически. Так, в Королевском художественном музее Бельгии занятие по теме «Колорит в живописи» начинается с задания внимательно рассмотреть картину в зале, затем детям предлагают «копию» этой картины с обозначенными на ней контурами фигур, которую они должны раскрасить карандашами, вспоминая основные цветовые сочетания, после этого проводится сравнение в зале у подлинника.

Тренировке наблюдательности и умению делать умозаключения на основе увиденного в картине служит специальное лото. Игра включает 40 вопросов, на которые ребенок должен ответить (например, как догадаться о том, что на картине П. Брегеля «Гибель Икара» показан корабль, медленно входящий в гавань).

В Детской художественной студии при миланской Пинакотеке Брера дети 6-10 лет знакомятся с образным языком изобразительного искусства. С этой целью зал для занятий поделен на несколько секций по темам «Мазок», «Дальний и передний план», «Цвет», «Фактура», состоящих из щитов с прикрепленными к ним рабочими столами с красками, кистями, другими подсобными материалами. На щите помещены репродукции и увеличенные детали работ, выполненных в какой-либо технике, например, «Пуантилизм». Детям предлагается закончить работу в этой технике – «поиграть в пуантилизм» и т.д.

Целям развития детского художественного восприятия в зарубежных музеях служат специальные дидактические выставки. Обучающие дидактические выставки, как правило, составляются из подлинников, хранящихся в музее, и направлены на активизацию любознательности и интереса ребенка, развитие его наблюдательности. Необходимо научить внимательно вглядываться, сопоставлять, делать самостоятельные умозаключения на основе увиденного, извлекать новые знания.

Примером такой выставки может служить Выставка голландских изразцов из Художественного музея в Филадельфии. Эта выставка приглашала детей вместе с родителями (с помощью специального буклета) ответить на вопросы. Сравнивая, рассматривая, выполняя рисунки в буклете, ребенок совершал путешествие в XVII век, узнавал о происхождении и технологии изготовления изразцов, о том, как появились те или иные сюжеты. Детям давалось задание: имея фрагмент изразца, нарисовать его целиком по памяти. Внимательно рассмотрев серию на тему «Игры», нужно ответить на вопрос: В какие игры играли дети в XVII веке, и в какие из них играют дети сейчас?

Рядом с несколькими изразцами были помещены картины голландских мастеров XVII века с одинаковыми деталями изображения, – предлагалось отыскать их и т.д. Для проверки на последней странице буклета давались правильные ответы.

Принципиальными моментами музейной педагогики в странах Европы являются следующие:

  1. Стремление осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с целью выявить заложенные в нем творческие потенции, поддержать и развить их.

  2. Активизация творческого процесса восприятия осуществляется, прежде всего, через конкретную практическую деятельность ребенка (работа в студии, устройство, детских выставок с участием детей, и т.д.).

  3. Приоритеты взаимодействия со школой (как с учениками, так и с учителями), детским садом и другими детскими учреждениями. Вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей через самих детей (детские выставки, специальные печатные работы в помощь учителям и родителям и т.д.).

  4. Эстетическое развитие детей с раннего детства до юношеского возраста (с 5 до 16 лет).

  5. Содержанием занятий является знакомство с языком изобразительного искусства, развитие сенсорных способностей детей, расширению кругозора в области искусства, развитию воображения, фантазии. Нравственное воспитание реализуется через ценностное отношение к культурного наследию и понимание необходимости сохранять памятники искусства. Параллельно формируются такие качества как сопереживание, готовность к содействию, отклик на переживания и чувства другого человека.

В Дрезденской картинной галерее и музеях Берлина экскурсии-беседы для детей 1-3 классов проводит, как правило, школьный учитель. Педагоги Германии считают, что дети в их присутствии чувствуют себя в музее естественнее и менее скованно. Учитель во время беседы у картины или скульптуры привлекает внимание детей тем, что ставит перед ними вопросы, предлагает описать увиденное, высказать свои впечатления и ассоциации. В 4 классе дети уже могут самостоятельно выбирать экспонаты по набору заданных параметров. Посещение музея, восприятие подлинника учитель подготавливает в школе, используя слайды, репродукции. Длительное обсуждение или рассматривание предполагает комфорт, поэтому в музее используют стулья или подушки, располагаясь у картины в залах. Важнейшей задачей для педагогов является стимулирование собственной творческой активности детей, пробуждение осознанной потребности в общении с искусством.

В занятиях с дошкольниками и младшими школьниками сотрудники музеев Германии широко используют приемы игры и театрализации. Так, в Пергамон-музее в Берлине в «исламской» комнате педагог, одетый в восточный костюм, усаживается с детьми в кружок, рассказывая им сказки. В музее Сан-Суси сотрудники встречают маленьких посетителей в костюмах XVIII века. Дети становятся не зрителями, а как бы участниками событий: театрализация, соприкосновение с подлинными предметами древности (детям разрешается трогать и держать в руках специально выделенные для занятий дубликаты) оказывают сильное воздействие на детское восприятие, будят фантазию и воображение ребенка, пробуждают радость от общения с искусством.

При Национальной галерее в Берлине с 1974 г. действует детская галерея. Цель ее – развитие творческих способностей детей. Галерея организует специальные небольшие выставки: «Что можно коллекционировать», «Кто красивый» и т.п., проводит конкурсы по рисованию, лепке, викторины, активизирующие детское мышление. Экскурсии-беседы для маленьких не превышают 45 минут.

Систематизируя опыт зарубежных музеев в работе с детьми по развитию художественного восприятия, можно отметить три основных организационных формы в этой работе: экскурсия в сочетании с отражением детских впечатлений в самостоятельном художественном творчестве или беседа в сочетании с коллективным анализом увиденного, практическим освоением художественных стилей, жанров, техник на основе музейной коллекции. Активизация творческих способностей детей путем вовлечения в процесс создания собственных произведений, тем не менее, не гарантирует понимания сущности искусства, если не сопровождается целенаправленным формированием творческих и нравственных качеств личности ребенка через планомерную и целенаправленную реализацию содержательных целей обучения.

Еще одним направлением работы музеев является коррекционная и профилактическая работа с представителями так называемых групп риска, в частности с правонарушителями. Музейная педагогика предлагает социокультурные технологии, ориентированные на саморазвитие и самоактуализацию личности молодого человека с девиантным поведением.

Так, музей «Дискавери» английского города Ньюкасл открыл в 1995 г. галерею предметов модной одежды, представленных как произведения искусства. В выставочной программе Галереи запланирована серия выставок «Одежда из стенного шкафа». С 1997 г. в проведении этих выставок музей сотрудничает с Национальной Ассоциацией по попечению и расселению правонарушителей (NACRO). Подопечные этой организации выступают в роли кураторов выставочных проектов. С этой целью разработаны специальные обучающие схемы, позволяющие активно использовать в работе музея вставших на путь реабилитации молодых правонарушителей. Главной задачей программы является создать необходимые условия для расширения кругозора молодых людей во время их работы в музее (в частности при подготовке выставки), а также предоставить возможность членам группы проявить и реализовать себя в процессе отбора экспонатов для выставки.

Западные музеи ведут целенаправленную реабилитационную работу с инвалидами. Так, для людей с различными физическими и умственными отклонениями предлагаются доступные брошюры и другого рода информация; специально обученный персонал готов оказать помощь людям с различными недугами. В музеях есть четко и ясно написанные объявления и указатели. Для глухих и слабослышащих предусмотрены экскурсии на языке знаков и жестов; распечатанные тексты магнитофонных экскурсий, световая сигнализация и знаковая символика на билетах и музейных проспектах. Для слепых экскурсии проводятся с использованием осязаемых предметов, открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок. Дается информация на языке Брайля. Музеи даже разрешают допуск в музей собаки-поводыря. Музеи широко использует гид-кассеты. При необходимости проведения экскурсий «на ощупь» посетителям выдаются перчатки. Для людей с ограничениями в движении создаются трапы с регулировкой наклона около всех лестниц, лифты, доступные для людей с колясками туалетные комнаты; дверные ручки и столики с информацией находятся на высоте, удобной для людей в колясках. В музеях делаются достаточно широкие дверные проемы, для использования в музее предлагаются инвалидные коляски. Предусмотрены также стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для использования их во время экскурсий или для отдыха. Разрабатываются подробные карты маршрутов, где указаны места для отдыха, места нахождения трапов и число ступенек на лестницах.

Многие музеи Великобритании поддерживают постоянные контакты с местными обществами инвалидов, однако эти связи не являются систематическими. А в США консультации между общественными организациями инвалидов и музеями являются обыденной социальной практикой. Более того, создаются специальные консультативные советы, состоящие из членов организаций инвалидов - потенциальных посетителей музеев. Информация об оказываемых музеями услугах людям с ограниченными возможностями становится доступной всем членам обществ. Очень удобной формой обслуживания инвалидов являются пресс-офисы, которые ставят для себя задачу донести информацию в адекватной форме для всех потенциальных посетителей музеев.

Одним из важных направлений работы музеев является специальная подготовка персонала для работы с инвалидами, предполагающая полное понимание проблем этих людей, внимательное и заботливое отношение к каждому. Это помогает решить проблему доступности музея не только в физическом, но и в интеллектуальном, и духовном аспектах.

Подобные программы осуществляются в США уже давно. Так еще в 1944 году Музей современного искусства в Нью-Йорке начал реализовывать программу приема посетителей-инвалидов. Тогда музей сотрудничал с Центром искусств ветеранов войны и предложил одну из первых лечебных программ арт-терапии. С 1972 года музей осуществляет программу экскурсий «на ощупь» Специально обученный персонал помогает посетителям с поврежденным зрением оценить собрание скульптур из постоянной музейной коллекции. С этого же времени для каждой специальной выставки готовятся брошюры с крупным шрифтом и шрифтом Брайля. С 1979 года осуществляется музейный проект, предполагающий галерейные беседы и курсы для глухих на знаковом языке.

С 1984 года по инициативе Музея современного искусства ведутся программы по усовершенствованию оборудования музеев: монтируются лифты, трапы, другие приспособления, чтобы сделать доступными не только галереи искусств, но и театров, кинотеатры и библиотеки. За эти инициативы музею была присуждена специальная премия губернатора штата Нью-Йорк.

Наиболее активно музей сотрудничает в настоящее время с организацией инвалидов «Больничные аудитории» и Еврейская гильдия слепых. Музей уже организовал цикл семинаров и симпозиум по проблемам доступа инвалидов к искусству.

Очень большой резонанс вызвала реализация проекта «экскурсии на ощупь» (the touch tour), позволяющий расширить доступ к изобразительному искусству частично видящих посетителей. Эти экскурсии были очень популярны, поскольку возникла большая группа людей с нарушениями зрения, которые хотели бы иметь возможность познакомиться с музейными коллекциями на тематических, программных встречах-беседах и лекциях, либо посредством прослушивания звукозаписей с показом рисунков и фотографий с выпуклыми линиями. Специально созданная из сотрудников музея группа «Художественное образование для слепых» разработала модели осязания в трех измерениях по материалам коллекций музея. Группа подготовила специальный учебник на кассете, целью которого является облегчение понимания языка искусства на основе полисенсорного восприятия, вводящий в курс истории изобразительного творчества. Следующим этапом стало создание специальных графических компьютерных программ, была создана образовательная система, предназначенная специально для людей с поврежденным зрением. Разработана одобренная экспертами специальная технология описания произведений искусства.

В Шотландии организованы передвижные выставки, отвечающие потребностям посетителей с поврежденным зрением. Они организованы в рамках программы Королевского банка Шотландии и проходят в 14 городах Великобритании. В частности, в городском музее Глазго собрана коллекция дубликатов подлинных работ, выполненных в доисторическую эпоху. Созданная на их основе выставка «Соприкасаясь с пошлым», включает камни из твердой породы, отшлифованные топоры и наконечники стрел. Дополнительные нюансы восприятия привносят составные добычи охотника – шкуры оленя и волка. Для того, чтобы быть доступными слабовидящим, все предметы коллекции помещены в пластицид – материал, легко принимающий форму предмета и имеющий яркие цвета. Входящие в коллекцию конструкции из вертикальных пластин-дощечек показывают осязаемые изображения процессов деятельности (обработка камня и т.п.). Коллекция снабжена информацией выполненной крупным шрифтом, шрифтом Брайля, а также подготовлены кассетные версии текста экскурсии. Большинство музеев используют эту выставку для знакомства детей с повреждениями зрения с археологией.

В Великобритании также осуществляются программы «Создание условий для приобщения молодежи к искусству (1996 г.), «Общее благо. Музейное обучение в Соединенном Королевстве» (1997 г.) В рамках этих программ в 1990 году создана общественная организация «Друзья Уитвортской художественной галереи», работающей с инвалидами и подростками. Главной задачей этого проекта является создание неформальной атмосферы общения. Экскурсии организуются для небольших групп по 10 человек, каждую из которых сопровождают в среднем 5 волонтеров. Сначала следует непринужденная беседа с посетителями за столиком с легкими напитками, а затем следует собственно осмотр коллекции. Индивидуализированный подход и эксклюзивное обслуживание делает Уитвортскую галерею более доступной.

Еще один проект «Город Годивы: 1000 лет – в процессе создания и развития» реализован в художественной галерее Херберт в городе Ковентри. Там была изготовлена «осязаемая тропа» экскурсии на изразцовых плитках. «Осязаемая тропа» представляет собой систему осязаемых шестов, предупреждающих поверхностей и выполненную в ярких тонах выпуклую осязаемую схему. Экскурсия по осязаемой траектории сопровождается аудиотуром и включает в себя осмотр шести витрин с неотражающими стеклами, трех «живых картин», ряда осязаемых рельефов и «чувственных предметов». В качестве вспомогательных материалов используются «говорящие» газеты для объяснения схем выставки, а также информация, выполненная шрифтом Брайля.

Особое направление – художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, а также их художественно-творческая реабилитация. В Англии этой работой руководят художники, имеющие специальную подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов (ВААТ). В рамках этой организации функционирует Общество слепых художников, собирающееся раз в неделю с тем, чтобы рисовать вместе, посещать художественные выставки и другие мероприятия.

В целом на юго-востоке Англии работает около 600 специалистов, практикующих в области художественной терапии инвалидов с различными физическими и умственными отклонениями. Эти арт-терапевты работают в психиатрических госпиталях, пунктах лечения от табачно-алкогольной зависимости, в образовательных структурах и благотворительных организациях.

Ассоциация музеев особое внимание уделяет привлечению в музеи молодежи и приобщению ее к визуальным искусствам. Этой проблеме были посвящены специальные, санкционированные правительством социологические исследования. Более того, Совет по искусству выпустил лотерею «Искусство для каждого», целью которой является приобщение молодых людей к творчеству. В частности, в ходе исследования 1994 года было установлено, что молодежь в возрасте от 16 до 24 лет составляет менее 15% посетителей музеев; чаще чем раз в год музеи посещает только 6% молодых британцев. По данным Британской туристической ассоциации в 1995 году дети до 16 лет составили треть всех посетителей музеев. Однако большинство из них явились «экскурсантами поневоле» поскольку пришли на экскурсию вместе со школой. Однако опрос показал, что, несмотря на заинтересованность британских музеев (14%) в развитии художественно-творческих программ для молодежи, большинство опираются в работе на образовательные программы, ориенти-рованные на детей 12 лет. Для подростков и юношества программ значительно меньше.

Целенаправленно работает с молодежью и подростками Ливерпульская галерея Тейт. С 1994 года в ней осуществляется хорошо финансируемый долгосрочный проект «Young Gate». Он объединяет молодых людей из обеспеченных семей. Цель его - сделать доступным и притягательным для молодежи искусство XX века. Этот творческий проект позволяет его участникам свободно ориентироваться и высказывать суждение об эстетике искусства XX века.

В музейной педагогике широко используются компьютерные технологии. Компьютер, можно сказать, стал объектом музеефи-кации. Широкое распространение получают компьютерные музеи. Так с 1994 года функционирует Бостонский компьютерный музей, доступный посетителям интернета. Этот музей организует виртуальные путешествия с помощью специального гида.

Размещение в специальной программе VRML ссылок на тексты, фотоизображения, видео, музыки речи и других звуков предоставляет возможность формировать компьютерные экспозиции, в которых обеспечивается

Гипермедиа, по утверждению специалистов, погружает пользователя в сферу синестических ощущений (когда одни ощущения порождают другие), обостряя восприятие Вирту-ального мира и оказывая, таким образом, эмоциональное воздействие, сравнимое с тем, которое можно получить в компьютерных играх.

Существует класс объектов, моделирование которых в виртуальной реальности позволяет ввести для них новые фиксируемые свойства, например, различные конфигурации, направления и диапазоны перемещения механических частей, сопровождающие их световые и звуковые эффекты, способы доступа к отдельным элементам, дополнения реконструкциями утраченных элементов или даже алгоритмы использования. В виртуальной реальности можно также по-новому представить известные свойства: визуализировать внутреннее устройство, пространственно объединить изображения-ракурсы (для скульптур, например), анимировать их, погрузить в определённый контекст. В музейных и школьных кружках использование VRML-моделей музейных объектов облегчит изучение тех предметов, непосредственная манипуляция которыми в музее не разрешается, или предметов с недоступными или утраченными элементами.

Трёхмерные реконструкции утраченных архитектурных памятников или утраченных интеръеров, несомненно, представят большой интерес для широкого круга музейных специалистов, преподавателей вузов, школ и музейных кружков.

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для развития технологий социально-культурного воспитания, здесь появляются перспективы внедрение инноваций и педагогических экспериментов. Важно подчеркнуть значение указанных технологий для культуротворческой деятельности, самореализации детей, молодежи, а также людей с ограниченными возможностями.