Тема 13. Конфликты между родителями и детьми: причины, типы и пути преодоления (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
Семейные конфликты в диаде “родители-дети”.
Основные характеристики типичных детско-родительских конфликтов.
Причины конфликтов между родителями и детьми.
Стратегии поведения в конфликте и способы преодоления конфликтов в семье.
Профилактика семейных конфликтов.
Темы для докладов (рефератов)
Понятие смыслового барьера в общении родителей и детей, его типы.
Семейное консультирование как способ предупреждения конфликтов между родителями и детьми.
Практические задания
Выявите основные стратегии поведения родителей с ребенком в ситуации подросткового кризиса (по Р. и Дж. Байярд).
Составьте «Правила бесконфликтного общения с детьми» для родителей подростков.
Литература
Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток: Пер. с англ. / Р. Байярд, Дж. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
Гордон, Т. P.E.T. Повышение родительской эффективности / Т. Гордон / Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
Групповая работа с семьей: детско-родительские отношения / Ж.И. Мицкевич и др.; под ред. Ж.И. Мицкевич. – Минск: Ковчег, 2001. - 178 с.
Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
Кривцова, С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 1997. – 191 с.
Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб. Речь, 2005. – 150 с.
Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.
Родители и дети: хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 784 с.
Шилов, И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи) Практикум / И.Ю. Шилов. – СПб.: ООО «Издательство «Метрополис», 2000. – 416 с.
Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.
- Пояснительная записка
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Самостоятельная работа студентов
- Диагностика компетенций студента
- Тематический план дисциплины «Семьеведение»
- Содержание дисциплины «Семьеведение»
- Тема 1. Социальная сущность семьи и брака
- Тема 2. Эволюция семьи и брака
- Тема 3. Структура и динамика развития семьи
- Тема 4. Основные характеристики семьи как воспитательного института
- Тема 5. Формирование ценности семьи как социально-педагогическая проблема
- Тема 6. Функции семьи
- Тема 7. Демографическое развитие семьи
- Тема 8. Семейное неблагополучие
- Тема 9. Типология семьи
- Тема 10. Социально-психологические особенности семейных отношений
- Тема 11. Формирование готовности к семейной жизни как социально-педагогическая проблема
- Тема 12. Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь
- Тема 13. Законодательство Республики Беларусь о браке и семье
- Тема 14. Государственная семейная политика Республики Беларусь
- Тема 15. Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей
- Тема 16. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей
- Учебно-методическая карта
- Учебный блок тематика семинарских занятий по курсу “семьеведение”
- Тема 1. История развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 2. Особенности функционирования современной семьи (2 ч.)
- Тема 3. Специфика добрачного и брачного поведения (2 ч.)
- Тема 4. Любовь как основа супружеских отношений.
- Тема 5. Особенности брачно-семейных отношений в современном обществе (2 ч.)
- Тема 6. Динамика развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 7. Проблемы молодой семьи (4 ч.)
- Тема 8. Специфика семейного общения (2 ч.)
- Тема 9. Супружеские конфликты (2 ч.)
- Тема 10. Семейные кризисы (2 ч.)
- Тема 11. Проблема разводов в современной семье (2 ч.)
- Тема 12. Психолого-педагогические основы взаимодействия поколений в семье (4 ч.)
- Тема 13. Конфликты между родителями и детьми: причины, типы и пути преодоления (2 ч.)
- Тема 14. Причины и последствия семейного неблагополучия (2 ч.)
- Тема 15. Особенности духовной культуры современной семьи (2 ч.)
- Тема 16. Подготовка молодежи к будущей семейной жизни (2 ч.)
- Управляемая самостоятельная работа по курсу «Семьеведение»
- Тема 1. Исторические формы семьи и брака (2 ч.)
- Тема 2. Альтернативные формы семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 3. Социальная роль семейных функций (2 ч.)
- Тема 4. Права и обязанности членов семьи в обществе (2 ч.)
- Тема 5. Основные направления и приоритеты семейной политики (2ч.)
- Тема 6. Взаимодействие учреждений и служб социума в работе с семьей (2 ч.)
- Методические указания студентам
- Контрольный блок Диагностика компетенций студента по учебной дисциплине «Семьеведение»
- 10 Баллов — (превосходно):
- 9 Баллов — (отлично):
- 8 Баллов — (почти отлично):
- 7 Баллов — (очень хорошо):
- 6 Баллов — (хорошо):
- 5 Баллов — (почти хорошо):
- 4 Балла — (удовлетворительно):
- 3 Балла — (неудовлетворительно):
- 2 Балла — (неудовлетворительно):
- 1 Балл — (неудовлетворительно):
- Вопросы к экзамену по дисциплине «семьеведение»
- Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Семьеведение» Основная литература
- Дополнительная литература