Вопросы к экзамену по дисциплине «семьеведение»
Сущность семьи и брака. Формы организации брачно-семейных отношений в истории общества.
Основные направления эволюции семьи и семейного воспитания. Особенности детско-родительских отношений в историческом контексте.
Динамика развития семейно-брачных отношений.
Жизненный цикл семьи. Стадии жизненного цикла.
Динамика развития супружеских отношений. Супружеская совместимость: основные компоненты. Удовлетворенность браком.
Добрачные и брачные факторы, детерминирующие гармоничность семейно-брачных отношений.
Факторы и условия семейного благополучия.
Роль семьи в современном обществе. Функции семьи, их характеристика.
Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
Особенности функционирования современной семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
Типичные нормы традиционной и современной семьи.
Типология семьи и брака.
Традиционные и альтернативные формы семейно-брачных отношений в современном обществе.
Социально-психологические детерминанты брачного поведения. Выбор брачного партнера.
Культурологические и социологические факторы брачного выбора.
Социально-психологические теории брачного выбора.
Зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи.
Любовь как основа брачно-семейных отношений.
Кризисные периоды семьи и брака.
Нормативные семейные кризисы. Семейные трудности на разных этапах жизненного цикла семьи.
Ненормативные семейные кризисы. Факторы возникновения и закономерности протекания.
Родительские установки и стили семейного воспитания. Причины возникновения детоцентризма.
Типология стилей семейного воспитания.
Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие.
Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка.
Детерминация родительских установок и стилей семейного воспитания.
Родительские директивы и формирование личности ребенка.
Семья и социализация личности. Роль отца и матери в социализации детей. Роль сиблингов в социализации. Порядок рождения в родительской семье и социализация.
Прародители в системе семейных отношений. Типология прародительского поведения.
Специфика внутрисемейного взаимодействия в различных типах семьи.
Нарушения жизнедеятельности семьи.
Сущность понятия «семейное неблагополучие». Внешние и внутрисемейные факторы семейного неблагополучия, механизмы их минимизации.
Специфика внутрисемейного взаимодействия в проблемной семье. Типология неблагополучных семей. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье.
Социально-психологическая характеристика ребёнка из неблагополучной семьи.
Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка. Личность ребенка в семье разведенных родителей. Ребенок в осиротевшей семье. Психологические проблемы внебрачных детей.
Супружеские конфликты: причины возникновения и типологии супружеских конфликтов. Способы разрешения супружеских конфликтов.
Супружеская неверность как признак супружеского неблагополучия.
Развод как социально-психологическая проблема. Причины и последствия развода для членов семьи. Психологические проблемы повторного брака.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети»: причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика семейных конфликтов.
Понятие смыслового барьера в общении родителей и детей, его типы. Способы преодоления смысловых барьеров.
Манипуляции в семье, их виды.
Причины манипуляций в общении родителей и детей, пути преодоления.
Деятельность государства по поддержке семьи и минимизации семейного неблагополучия.
Социально-психологическая готовность к браку и созданию семьи, ее основные компоненты.
Формирование готовности к будущей семейной жизни как социально-педагогическая проблема. Критерии готовности к браку и созданию семьи.
Индивидуальные, групповые и массовые формы работы в процессе подготовки молодежи к семейной жизни.
Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь.
Государственная семейная политика в Республике Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь о браке и семье.
Нормативно-правовые акты и государственные программы, направленные на защиту и укрепление семьи.
Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей.
Специфика социально-педагогической работы с семьёй.
Функции социального педагога в работе с семьёй.
Основные направления, формы и методы работы социального педагога с семьёй.
Межведомственное взаимодействие в работе с семьей.
Диагностика семьи и семейных отношений.
Семейное консультирование. Основные модели консультативной работы с семьей.
Основные этапы семейного консультирования. Методы и приемы работы специалиста с семьей.
Специфика групповой работы с семьёй.
Этические нормы профессионального поведения специалиста в работе с семьёй.
- Пояснительная записка
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Самостоятельная работа студентов
- Диагностика компетенций студента
- Тематический план дисциплины «Семьеведение»
- Содержание дисциплины «Семьеведение»
- Тема 1. Социальная сущность семьи и брака
- Тема 2. Эволюция семьи и брака
- Тема 3. Структура и динамика развития семьи
- Тема 4. Основные характеристики семьи как воспитательного института
- Тема 5. Формирование ценности семьи как социально-педагогическая проблема
- Тема 6. Функции семьи
- Тема 7. Демографическое развитие семьи
- Тема 8. Семейное неблагополучие
- Тема 9. Типология семьи
- Тема 10. Социально-психологические особенности семейных отношений
- Тема 11. Формирование готовности к семейной жизни как социально-педагогическая проблема
- Тема 12. Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь
- Тема 13. Законодательство Республики Беларусь о браке и семье
- Тема 14. Государственная семейная политика Республики Беларусь
- Тема 15. Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей
- Тема 16. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей
- Учебно-методическая карта
- Учебный блок тематика семинарских занятий по курсу “семьеведение”
- Тема 1. История развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 2. Особенности функционирования современной семьи (2 ч.)
- Тема 3. Специфика добрачного и брачного поведения (2 ч.)
- Тема 4. Любовь как основа супружеских отношений.
- Тема 5. Особенности брачно-семейных отношений в современном обществе (2 ч.)
- Тема 6. Динамика развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 7. Проблемы молодой семьи (4 ч.)
- Тема 8. Специфика семейного общения (2 ч.)
- Тема 9. Супружеские конфликты (2 ч.)
- Тема 10. Семейные кризисы (2 ч.)
- Тема 11. Проблема разводов в современной семье (2 ч.)
- Тема 12. Психолого-педагогические основы взаимодействия поколений в семье (4 ч.)
- Тема 13. Конфликты между родителями и детьми: причины, типы и пути преодоления (2 ч.)
- Тема 14. Причины и последствия семейного неблагополучия (2 ч.)
- Тема 15. Особенности духовной культуры современной семьи (2 ч.)
- Тема 16. Подготовка молодежи к будущей семейной жизни (2 ч.)
- Управляемая самостоятельная работа по курсу «Семьеведение»
- Тема 1. Исторические формы семьи и брака (2 ч.)
- Тема 2. Альтернативные формы семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 3. Социальная роль семейных функций (2 ч.)
- Тема 4. Права и обязанности членов семьи в обществе (2 ч.)
- Тема 5. Основные направления и приоритеты семейной политики (2ч.)
- Тема 6. Взаимодействие учреждений и служб социума в работе с семьей (2 ч.)
- Методические указания студентам
- Контрольный блок Диагностика компетенций студента по учебной дисциплине «Семьеведение»
- 10 Баллов — (превосходно):
- 9 Баллов — (отлично):
- 8 Баллов — (почти отлично):
- 7 Баллов — (очень хорошо):
- 6 Баллов — (хорошо):
- 5 Баллов — (почти хорошо):
- 4 Балла — (удовлетворительно):
- 3 Балла — (неудовлетворительно):
- 2 Балла — (неудовлетворительно):
- 1 Балл — (неудовлетворительно):
- Вопросы к экзамену по дисциплине «семьеведение»
- Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Семьеведение» Основная литература
- Дополнительная литература