Тема 14. Причины и последствия семейного неблагополучия (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
Неблагополучная семья и особенности ее функционирования.
Формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
Причины формирования неблагополучной семьи.
Семья, находящаяся в социально опасном положении (асоциальная), проблемы социализации детей, их содержания, воспитании.
Семейное насилие как следствие неблагополучия в семье.
Социальное сиротство как проявление семейного неблагополучия.
Темы для докладов (рефератов)
Типология неблагополучных семей.
Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка.
Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Деформация личности ребенка в неблагополучной семье.
Практические задания
Составьте социально-психологический портрет ребенка из неблагополучной семьи.
Определите основные направления социально-педагогической деятельности с семьями «группы риска».
Литература
Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / Книга для учителей и родителей / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.
Мартынова, В.В. Основы социально-педагогического взаимодействия социального педагога с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2006. – №1. – С.45-52.
Михеева, Г.В. Подходы в работе с неблагополучной семьей / Г.В. Михеева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №7. – С. 11–13.
Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2004. – №4. – С. 29 – 41.
О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях: Закон республики Беларусь // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №1. – С. 3-5.
О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь №18 от 24 ноября 2006 г. // Сацыяльна-педагагiчная работа.– 2007. – №1. - С.3 – 10.
Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска": учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 159 с.
През, Н.Г. Работа социально-педагогического центра – решение проблемы семьи из групп риска / Н.Г. През // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – №5. – С. 20 – 22.
Солодовников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников. – СПб.: Директ, 2007. – 384 с.
Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой / Г. Фигдор. - М.: Наука, 1995. - 376 с.
Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.
Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.
- Пояснительная записка
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Самостоятельная работа студентов
- Диагностика компетенций студента
- Тематический план дисциплины «Семьеведение»
- Содержание дисциплины «Семьеведение»
- Тема 1. Социальная сущность семьи и брака
- Тема 2. Эволюция семьи и брака
- Тема 3. Структура и динамика развития семьи
- Тема 4. Основные характеристики семьи как воспитательного института
- Тема 5. Формирование ценности семьи как социально-педагогическая проблема
- Тема 6. Функции семьи
- Тема 7. Демографическое развитие семьи
- Тема 8. Семейное неблагополучие
- Тема 9. Типология семьи
- Тема 10. Социально-психологические особенности семейных отношений
- Тема 11. Формирование готовности к семейной жизни как социально-педагогическая проблема
- Тема 12. Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь
- Тема 13. Законодательство Республики Беларусь о браке и семье
- Тема 14. Государственная семейная политика Республики Беларусь
- Тема 15. Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей
- Тема 16. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей
- Учебно-методическая карта
- Учебный блок тематика семинарских занятий по курсу “семьеведение”
- Тема 1. История развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 2. Особенности функционирования современной семьи (2 ч.)
- Тема 3. Специфика добрачного и брачного поведения (2 ч.)
- Тема 4. Любовь как основа супружеских отношений.
- Тема 5. Особенности брачно-семейных отношений в современном обществе (2 ч.)
- Тема 6. Динамика развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 7. Проблемы молодой семьи (4 ч.)
- Тема 8. Специфика семейного общения (2 ч.)
- Тема 9. Супружеские конфликты (2 ч.)
- Тема 10. Семейные кризисы (2 ч.)
- Тема 11. Проблема разводов в современной семье (2 ч.)
- Тема 12. Психолого-педагогические основы взаимодействия поколений в семье (4 ч.)
- Тема 13. Конфликты между родителями и детьми: причины, типы и пути преодоления (2 ч.)
- Тема 14. Причины и последствия семейного неблагополучия (2 ч.)
- Тема 15. Особенности духовной культуры современной семьи (2 ч.)
- Тема 16. Подготовка молодежи к будущей семейной жизни (2 ч.)
- Управляемая самостоятельная работа по курсу «Семьеведение»
- Тема 1. Исторические формы семьи и брака (2 ч.)
- Тема 2. Альтернативные формы семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 3. Социальная роль семейных функций (2 ч.)
- Тема 4. Права и обязанности членов семьи в обществе (2 ч.)
- Тема 5. Основные направления и приоритеты семейной политики (2ч.)
- Тема 6. Взаимодействие учреждений и служб социума в работе с семьей (2 ч.)
- Методические указания студентам
- Контрольный блок Диагностика компетенций студента по учебной дисциплине «Семьеведение»
- 10 Баллов — (превосходно):
- 9 Баллов — (отлично):
- 8 Баллов — (почти отлично):
- 7 Баллов — (очень хорошо):
- 6 Баллов — (хорошо):
- 5 Баллов — (почти хорошо):
- 4 Балла — (удовлетворительно):
- 3 Балла — (неудовлетворительно):
- 2 Балла — (неудовлетворительно):
- 1 Балл — (неудовлетворительно):
- Вопросы к экзамену по дисциплине «семьеведение»
- Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Семьеведение» Основная литература
- Дополнительная литература