Тема 8. Специфика семейного общения (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
Сущность общения в семье: специфика, функции, структура.
Эмоциональные связи как основа семейного общения.
Специфика межличностных взаимоотношений в семье в зависимости от роли и возраста.
Стили общения в семье, их характеристика.
Манипуляции в общении. Супружеские игры.
Культура родительского общения, её основные компоненты. Основные педагогические условия эффективного общения родителей с детьми.
Темы для докладов (рефератов)
Особенности общения родителей с детьми в дошкольном возрасте.
Особенности общения родителей с детьми в младшем школьном возрасте.
Особенности общения родителей с подростками. Роль подросткового кризиса в общении.
Практические задания
Определите механизмы формирования семейных сценариев и супружеских игр (по Э.Берну).
Приведите примеры манипулятивного поведения в семейном общении.
Составьте памятку для родителей «Заповеди семейного общения».
Литература
Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений: пер. с англ. / Э. Берн; под общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Спец. лит., 1996. – 397 c.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком: как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: «ЧеРо», 2004. – 240 с.
Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
Основы конструктивного общения: практикум / Сост.: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. - Новосибирск – Москва, 1997. -197 с.
Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1993. – 47 с.
Психология и психотерапия семейных конфликтов: хрестоматия: учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2008. – 736 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
Психология семейных отношений: конспект лекций / сост. С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – 127 с.
Родители и дети: Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 784 с.
Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 196 с.
Шостром, Э. Анти-Карнеги или Человек-Манипулятор / Э. Шостром. – М.: ТПЦ "Поли-факт", 1992. – 147 с.
- Пояснительная записка
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Самостоятельная работа студентов
- Диагностика компетенций студента
- Тематический план дисциплины «Семьеведение»
- Содержание дисциплины «Семьеведение»
- Тема 1. Социальная сущность семьи и брака
- Тема 2. Эволюция семьи и брака
- Тема 3. Структура и динамика развития семьи
- Тема 4. Основные характеристики семьи как воспитательного института
- Тема 5. Формирование ценности семьи как социально-педагогическая проблема
- Тема 6. Функции семьи
- Тема 7. Демографическое развитие семьи
- Тема 8. Семейное неблагополучие
- Тема 9. Типология семьи
- Тема 10. Социально-психологические особенности семейных отношений
- Тема 11. Формирование готовности к семейной жизни как социально-педагогическая проблема
- Тема 12. Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь
- Тема 13. Законодательство Республики Беларусь о браке и семье
- Тема 14. Государственная семейная политика Республики Беларусь
- Тема 15. Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей
- Тема 16. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей
- Учебно-методическая карта
- Учебный блок тематика семинарских занятий по курсу “семьеведение”
- Тема 1. История развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 2. Особенности функционирования современной семьи (2 ч.)
- Тема 3. Специфика добрачного и брачного поведения (2 ч.)
- Тема 4. Любовь как основа супружеских отношений.
- Тема 5. Особенности брачно-семейных отношений в современном обществе (2 ч.)
- Тема 6. Динамика развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 7. Проблемы молодой семьи (4 ч.)
- Тема 8. Специфика семейного общения (2 ч.)
- Тема 9. Супружеские конфликты (2 ч.)
- Тема 10. Семейные кризисы (2 ч.)
- Тема 11. Проблема разводов в современной семье (2 ч.)
- Тема 12. Психолого-педагогические основы взаимодействия поколений в семье (4 ч.)
- Тема 13. Конфликты между родителями и детьми: причины, типы и пути преодоления (2 ч.)
- Тема 14. Причины и последствия семейного неблагополучия (2 ч.)
- Тема 15. Особенности духовной культуры современной семьи (2 ч.)
- Тема 16. Подготовка молодежи к будущей семейной жизни (2 ч.)
- Управляемая самостоятельная работа по курсу «Семьеведение»
- Тема 1. Исторические формы семьи и брака (2 ч.)
- Тема 2. Альтернативные формы семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 3. Социальная роль семейных функций (2 ч.)
- Тема 4. Права и обязанности членов семьи в обществе (2 ч.)
- Тема 5. Основные направления и приоритеты семейной политики (2ч.)
- Тема 6. Взаимодействие учреждений и служб социума в работе с семьей (2 ч.)
- Методические указания студентам
- Контрольный блок Диагностика компетенций студента по учебной дисциплине «Семьеведение»
- 10 Баллов — (превосходно):
- 9 Баллов — (отлично):
- 8 Баллов — (почти отлично):
- 7 Баллов — (очень хорошо):
- 6 Баллов — (хорошо):
- 5 Баллов — (почти хорошо):
- 4 Балла — (удовлетворительно):
- 3 Балла — (неудовлетворительно):
- 2 Балла — (неудовлетворительно):
- 1 Балл — (неудовлетворительно):
- Вопросы к экзамену по дисциплине «семьеведение»
- Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Семьеведение» Основная литература
- Дополнительная литература