Тема 1. История развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
Социальная сущность семьи и брака.
Основные теории происхождения семьи.
Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте.
Основные направления эволюции семьи и брака.
Темы для докладов (рефератов)
Эволюция семейно-брачных отношений в истории равития общества.
Отношение к детям с древности до наших дней.
Практическое задание
Охарактеризуйте движущие силы эволюции брака и семьи в истории человеческого общества.
Составьте таблицу сходства и различия мужских и женских функций в различных типах брачно-семейных отношений.
Раскройте динамику отношения к детям от древности до наших дней.
Литература
Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.
Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
Зритнева, Е.И. Социология семьи: учеб. пособие / Е.И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 150 с.
Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
Социология семьи / А.И. Антонов и др.; под ред. проф. А.И.Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 248 с.
Шилов, И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи) Практикум / И.Ю. Шилов. – СПб.: ООО «Издательство «Метрополис», 2000. – 416 с.
Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.
- Пояснительная записка
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Самостоятельная работа студентов
- Диагностика компетенций студента
- Тематический план дисциплины «Семьеведение»
- Содержание дисциплины «Семьеведение»
- Тема 1. Социальная сущность семьи и брака
- Тема 2. Эволюция семьи и брака
- Тема 3. Структура и динамика развития семьи
- Тема 4. Основные характеристики семьи как воспитательного института
- Тема 5. Формирование ценности семьи как социально-педагогическая проблема
- Тема 6. Функции семьи
- Тема 7. Демографическое развитие семьи
- Тема 8. Семейное неблагополучие
- Тема 9. Типология семьи
- Тема 10. Социально-психологические особенности семейных отношений
- Тема 11. Формирование готовности к семейной жизни как социально-педагогическая проблема
- Тема 12. Современное состояние и проблемы семьи в Республике Беларусь
- Тема 13. Законодательство Республики Беларусь о браке и семье
- Тема 14. Государственная семейная политика Республики Беларусь
- Тема 15. Аксиологический, культурологический и системный подходы в работе с семьей
- Тема 16. Межведомственное взаимодействие в работе с семьей
- Учебно-методическая карта
- Учебный блок тематика семинарских занятий по курсу “семьеведение”
- Тема 1. История развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 2. Особенности функционирования современной семьи (2 ч.)
- Тема 3. Специфика добрачного и брачного поведения (2 ч.)
- Тема 4. Любовь как основа супружеских отношений.
- Тема 5. Особенности брачно-семейных отношений в современном обществе (2 ч.)
- Тема 6. Динамика развития семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 7. Проблемы молодой семьи (4 ч.)
- Тема 8. Специфика семейного общения (2 ч.)
- Тема 9. Супружеские конфликты (2 ч.)
- Тема 10. Семейные кризисы (2 ч.)
- Тема 11. Проблема разводов в современной семье (2 ч.)
- Тема 12. Психолого-педагогические основы взаимодействия поколений в семье (4 ч.)
- Тема 13. Конфликты между родителями и детьми: причины, типы и пути преодоления (2 ч.)
- Тема 14. Причины и последствия семейного неблагополучия (2 ч.)
- Тема 15. Особенности духовной культуры современной семьи (2 ч.)
- Тема 16. Подготовка молодежи к будущей семейной жизни (2 ч.)
- Управляемая самостоятельная работа по курсу «Семьеведение»
- Тема 1. Исторические формы семьи и брака (2 ч.)
- Тема 2. Альтернативные формы семейно-брачных отношений (2 ч.)
- Тема 3. Социальная роль семейных функций (2 ч.)
- Тема 4. Права и обязанности членов семьи в обществе (2 ч.)
- Тема 5. Основные направления и приоритеты семейной политики (2ч.)
- Тема 6. Взаимодействие учреждений и служб социума в работе с семьей (2 ч.)
- Методические указания студентам
- Контрольный блок Диагностика компетенций студента по учебной дисциплине «Семьеведение»
- 10 Баллов — (превосходно):
- 9 Баллов — (отлично):
- 8 Баллов — (почти отлично):
- 7 Баллов — (очень хорошо):
- 6 Баллов — (хорошо):
- 5 Баллов — (почти хорошо):
- 4 Балла — (удовлетворительно):
- 3 Балла — (неудовлетворительно):
- 2 Балла — (неудовлетворительно):
- 1 Балл — (неудовлетворительно):
- Вопросы к экзамену по дисциплине «семьеведение»
- Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Семьеведение» Основная литература
- Дополнительная литература