logo search
SKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO

1.Социально-культурная деятельность как общественное явление

Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности В этом смысле данные отношения образуют "субстанцию" культуры, постольку, поскольку они реально раскрываются как "человеческие отношения.

Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в со всем воздействии на человека - это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человек.а Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д.

Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение способов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек перестает быть, прежде всего, объектом воздействия со стороны безличных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого "самодостраивается", самореализуется личность.

В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности. Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными, с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.

Анализ социальной природы социально-культурной деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социальные институты реализуется в обществе, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая социально-культурную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникальность ее характеристик.

1 Социально-культурная деятельность выступает средством социализации индивида, т е приобщением к общественному целому, становления как члена общества. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной сферы в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой.

В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта в ходе которою создается конкретная личность. В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Основным средством социализации является культура и связанная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию

Социальная адаптация - процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Реализация человеко-творческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Социально- культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованной обществом.

При этом социализация определяется как "двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности".

Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объединений экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности.

Социально-культурная деятельность относится к направленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества

Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности которых учитывается социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Различные институты социально-культурной сферы, задействованные в процессе социализации используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутствие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоззренческого характера отрицательно сказывается на результатах социализации

Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответствующего требованиям новой социальности.

2. Социально-культурная деятельность выступает средством инкультурации индивида.

Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования - все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении.

Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

Для того, чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор - первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей - это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня:

восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной информации и художественно-образной системы представлений и т.п.;

освоение культурного опыта и включение его Б личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация):

воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы.

Т Г. Киселева и Ю.Д. Красильников рассматривают эти элементы как типологические уровни социально-культурной деятельности.

Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном творчестве, в процессе познания и обучения В то же время для участников художественной студии, любительского театра, художественного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс познания, реализации своих творческих возможностей и способностей - не только репродукция, но и творчество.

Поэтому типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом, репродуктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком нового для себя, что объективно не является новым; творческий - преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и достижению творческих результатов.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.

3. Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная деятельность охватывает постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции.

Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы м конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряжение, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с нормативными ожиданиями, принятыми в данном обществе.

Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодолению негативных состояний и позволяют человеку актуализировать не только творческий потенциал, но и позитивные эмоции, настроения.

Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции Социально признанные образцы поведения складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания.

Обычай выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием "обряд", который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образцы посвящения индивида в данное общество или возрастную группу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в армию и т д ), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических к памятных датах и т д. Обряд - одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной регуляции поведения человека и общности в целом.

Устойчивое и действенное регулирование социальных отношений осуществляется через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые мероприятия, посвященные борьбе с наркотиками, алкоголизмом, СПИДом) В этом случае норма носит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.

Таким образом, социально-культурная деятельность выполняет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.