logo
SKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO

34.Сущность и классификация социально-культурных технологий

В арсенале социокультурной деятельности имеется богатый арсенал собственных методов, методик, технологий и средств реализации своих целей и задач, что свидетельствует о наличии проверенной методики. В социокультурной деятельности широко используются разнообразные, уникальные формы регулирования социокультурными процессами.

Технология культурно-досуговой деятельности как целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, преобразуясь по своему характеру, содержанию и структуре.

Технология культурно-досуговой деятельности как система, состоящая из нескольких подсистем, связанных между собой, и представляющая единство идеальных и предметных компонентов. Организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участников работы и т.д. Подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя, учредителя досуга и участника домашнего досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов.

Технологические закономерности культурно-досуговой деятельности: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов. Как целостная система, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития.

Структура технологического процесса в учреждениях культурно-досугового типа: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты.

Основные этапы технологического процесса в учреждениях культурно-досугового типа: анализ обстановки, формулировка цели, планирование программы, создание программы: корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы.

Оптимальный технологический процесс – научно обоснованная система, способствующая глубокому осмыслению действительности, познанию личностью всеобщих взаимосвязей и явлений мира, общества, микро- и макро среды, творческому развитию личности.

Структура технологического процесса в учреждениях культуры: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, субъектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты.

Основные этапы технологического процесса: анализ обстановки, формулировка цели, планирование программы, создание программы: корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы.

Цепочка технологического процесса: целевая установка - задачи - содержание - форма - средства - методы - результат. 

Основные компоненты содержания социально-культурных технологий:

когнитивный опыт личности, включающий систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности;

 практический опыт личности, основанный на системе общих интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих различные виды деятельности и способность личности к сохранению культуры;

опыт творческой деятельности личности, обеспечивающий готовность личности к поиску решений новых способов, возникших проблем и творческого преобразования действительности; 

опыт отношений личности, основанный на системе мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений личности к миру, деятельности, другим людям. 

Базовыми технологическими системами социально-культурной деятельностиявляются: информационно- просветительские, рекреационные, креативные, зрелищные, коммуникативные, игровые, реабилитационные и др.