logo
SKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO

37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности

ТВОРЧЕСТВО – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.

Культурно-творческая деятельность в условиях социально-культурной практики может развиваться в разных направлениях. Основными из них являются: социальное и художественное творчество. Творчество нами понимается как процесс преобразовательной деятельности, направленный на создание социально ценного, нового, оригинального. В основе его лежит потребность в созидании Стремление людей заниматься созидательной деятельностью, но в разных сферах - социальной и художественной - позволяет разделить социальное и художественное творчество.

Социальное творчество - это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Его субъектами выступают социальные общности и группы, а также отдельные личности. Способности к созиданию - не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой деятельности. Источником активности масс и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей

Социальная активность является основой социального творчества. В основе социального творчества лежат интересы к различным сферам социальной жизни: политике, производству, экологии, семейной жизни, быту. Интерес к политическим и социальным проблемам, производственные интересы и стремление принять участие в региональных социальных инициативных движениях, область семейных отношений и сотрудничество в неправительственных организациях - все это определяет содержание и основные сферы проявления социального творчества.

Социальная активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, созидательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Эта потребность человека в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений - одна из сложных и социально значимых потребностей личности. Ведь человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах В качестве примера можно привести участие в деятельности поисково-исследовательских объединений как образованиях досугового типа. Элементы поиска и исследования встречаются практически во всех видах самодеятельности

Однако в некоторых досуговых общностях выходят на первый план и становятся для любителей главной целью. Говоря о поисково-исследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организованное, использующее специальные научные методы познание окружающей действительности. Главная цель такой деятельности - получение новой, неизвестной информации и разыскание определенных предметных ценностей. Поиски и исследования занимают важное место в работе объединений краеведов, экологов, фольклористов, этнографов, историков, коллекционеров. Это те виды занятий, которые, как правило, основываются на коллективной деятельности, а значит предполагают обмен мнениями, суждениями, знаниями и опытом.

Значение этих объединений состоит не только в решении поисково-исследовательских задач, но и в созидании новых форм отношений; укреплении и развитии гуманистических установок и ценностей. Включаясь в социально-ценную, социально-одобряемую деятельность, индивид не только приносит реальную пользу в решении каких-либо социальных проблем, но и формирует новый для себя активный тип отношения к миру и людям Таким образом, социальная группа, общность, отдельный индивид в ситуации социально-культурной деятельности создают новую, динамичную, изменяющуюся реальность, которая представляет собой результат социокультурного творчества.

Художественное творчество - это созидательный процесс, явление духовно-практической деятельности, основанное на способности человека образно отражать и моделировать мир.

В социально-культурной практике различают профессиональное художественное творчество и самодеятельное художественное творчество, или непрофессиональное Самодеятельное художественное творчество - это форма реализации творческих потенций общества или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, представляющей отражение эстетических потребностей и художественных способностей Процесс художественного творчества в досуговой сфере неравномерен, имеет свои этапы развития.

К простейшим формам активного проявления себя в искусстве относится любительское исполнительство В отличие от художественной самодеятельности в условиях культурно-досуговых учреждений, где она представлена в специальных организационных формах, любительское исполнительство внешне не организовано и не связано со специальным сценическим показом достигнутых результатов Любительство общедоступно, популярно и обладает исключительной массовостью. Наиболее распространенными видами такого любительства является бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование

Более высокая степень проявления себя в искусстве -участие в организованных формах художественного самодеятельного творчества. Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

На основании исследования современных подходов к организации самодеятельного художественного творчества представляется возможным выделить следующие заметные тенденции в его развитии:

1. Расширение жанрово-видового многообразия самодеятельного художественного творчества.

2. Развитие самодеятельного художественного творчества на базе социальных институтов, непосредственно не связанных с социально-культурной сферой: в кругу семьи, в клубах по месту жительства, детских и юношеских организациях.

3. Сокращение коллективов и числа участников самодеятельного художественного творчества исполнительской самодеятельности и возрастание роли авторских коллективов

4. Ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций.

5. Восстановление механизмов преемственности художественных народных традиций посредством организации фестивалей, конкурсов, смотров, выставок различного уровня.

6. Повышение интереса населения к художественно- творческой деятельности самодеятельных организаций, находящихся близко к местожительству

Таким образом, самодеятельное художественное творчество является фактором гуманистического развития личности и наряду с социальным творчеством составляет содержание культурно-творческой деятельности.