37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности
ТВОРЧЕСТВО – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.
Культурно-творческая деятельность в условиях социально-культурной практики может развиваться в разных направлениях. Основными из них являются: социальное и художественное творчество. Творчество нами понимается как процесс преобразовательной деятельности, направленный на создание социально ценного, нового, оригинального. В основе его лежит потребность в созидании Стремление людей заниматься созидательной деятельностью, но в разных сферах - социальной и художественной - позволяет разделить социальное и художественное творчество.
Социальное творчество - это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Его субъектами выступают социальные общности и группы, а также отдельные личности. Способности к созиданию - не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой деятельности. Источником активности масс и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей
Социальная активность является основой социального творчества. В основе социального творчества лежат интересы к различным сферам социальной жизни: политике, производству, экологии, семейной жизни, быту. Интерес к политическим и социальным проблемам, производственные интересы и стремление принять участие в региональных социальных инициативных движениях, область семейных отношений и сотрудничество в неправительственных организациях - все это определяет содержание и основные сферы проявления социального творчества.
Социальная активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, созидательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Эта потребность человека в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений - одна из сложных и социально значимых потребностей личности. Ведь человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах В качестве примера можно привести участие в деятельности поисково-исследовательских объединений как образованиях досугового типа. Элементы поиска и исследования встречаются практически во всех видах самодеятельности
Однако в некоторых досуговых общностях выходят на первый план и становятся для любителей главной целью. Говоря о поисково-исследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организованное, использующее специальные научные методы познание окружающей действительности. Главная цель такой деятельности - получение новой, неизвестной информации и разыскание определенных предметных ценностей. Поиски и исследования занимают важное место в работе объединений краеведов, экологов, фольклористов, этнографов, историков, коллекционеров. Это те виды занятий, которые, как правило, основываются на коллективной деятельности, а значит предполагают обмен мнениями, суждениями, знаниями и опытом.
Значение этих объединений состоит не только в решении поисково-исследовательских задач, но и в созидании новых форм отношений; укреплении и развитии гуманистических установок и ценностей. Включаясь в социально-ценную, социально-одобряемую деятельность, индивид не только приносит реальную пользу в решении каких-либо социальных проблем, но и формирует новый для себя активный тип отношения к миру и людям Таким образом, социальная группа, общность, отдельный индивид в ситуации социально-культурной деятельности создают новую, динамичную, изменяющуюся реальность, которая представляет собой результат социокультурного творчества.
Художественное творчество - это созидательный процесс, явление духовно-практической деятельности, основанное на способности человека образно отражать и моделировать мир.
В социально-культурной практике различают профессиональное художественное творчество и самодеятельное художественное творчество, или непрофессиональное Самодеятельное художественное творчество - это форма реализации творческих потенций общества или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, представляющей отражение эстетических потребностей и художественных способностей Процесс художественного творчества в досуговой сфере неравномерен, имеет свои этапы развития.
К простейшим формам активного проявления себя в искусстве относится любительское исполнительство В отличие от художественной самодеятельности в условиях культурно-досуговых учреждений, где она представлена в специальных организационных формах, любительское исполнительство внешне не организовано и не связано со специальным сценическим показом достигнутых результатов Любительство общедоступно, популярно и обладает исключительной массовостью. Наиболее распространенными видами такого любительства является бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование
Более высокая степень проявления себя в искусстве -участие в организованных формах художественного самодеятельного творчества. Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.
На основании исследования современных подходов к организации самодеятельного художественного творчества представляется возможным выделить следующие заметные тенденции в его развитии:
1. Расширение жанрово-видового многообразия самодеятельного художественного творчества.
2. Развитие самодеятельного художественного творчества на базе социальных институтов, непосредственно не связанных с социально-культурной сферой: в кругу семьи, в клубах по месту жительства, детских и юношеских организациях.
3. Сокращение коллективов и числа участников самодеятельного художественного творчества исполнительской самодеятельности и возрастание роли авторских коллективов
4. Ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций.
5. Восстановление механизмов преемственности художественных народных традиций посредством организации фестивалей, конкурсов, смотров, выставок различного уровня.
6. Повышение интереса населения к художественно- творческой деятельности самодеятельных организаций, находящихся близко к местожительству
Таким образом, самодеятельное художественное творчество является фактором гуманистического развития личности и наряду с социальным творчеством составляет содержание культурно-творческой деятельности.
- 1.Социально-культурная деятельность как общественное явление
- 2.Сущность современной социально-культурной деятельности
- 4.Социально-культурная деятельность как приоритетное направление государственной культурной политики
- Глава 2. Закона о культуре в Республике Беларусь» дзяржаўная палітыка, дзяржаўнае рэгуляванне і кіраванне ў галіне культуры
- 5.Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности
- 6.Культурная активность – качество личности как субъекта деятельности
- 7.Основные этапы исторического развития социально-культурной деятельности
- 8.Развитие социально-культурных движений в Великом княжестве Литовском и в Речи Посполитой
- 9. Основные тенденции развития социально - культурной деятельности в Российской империи (XVIII - пач. Хх ст.)
- 10. Социально-культурная деятельность в контексте революционных событий в начала хх ст.
- 11.Культурно-просветительская работа в советский период: общие черты и направления развития
- 12. Социально-культурная деятельность как современное общественное явление
- 13.Теория социально-культурной деятельности как область научного знания
- 14.Понятие «социально-культурной деятельность», «культурно-просветительская работа»
- 15.Функции теории социально-культурной деятельности
- 16.Типология общественных потребностей в социально-культурной деятельности
- 1.2. Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.
- 1.3. Потребность в социальной регуляции досуга
- 17.Типология личностных потребностей в социально-культурной деятельности
- 2.1. Потребность в оценке собственного поведения окружающими.
- 2.2. Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутверждении, в получении общественного признания.
- 2.3. С вышеуказанной социальной потребностью личности тесно связана потребность в самовыражении, самоактуализации.
- 2.4. Потребности, связанные с психофизическими особенностями человека.
- 2.5. Тесно связана с вышеуказанной, потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации.
- 18.Научный статус теории социально-культурной деятельности
- 19.Культурология и педагогика как составляющие методологии социально-культурной деятельности
- 20.Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности
- 21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры
- 22.Принципы социально-культурной деятельности
- 23.Функции социально-культурной деятельности
- 24.Формы и методы социально-культурной деятельности
- 25.Общая характеристика средств организации социально-культурной деятельности
- 26.Общая характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы
- 27.Типология учреждений культуры в Беларуси
- Глава 4. Закона о культуре в Республике Беларусь арганізацыі культуры
- 28.Клубные учреждения как субъект социально-культурной деятельности
- 29.Музей в пространстве социально-культурной деятельности
- 31.Концертно-зрелищные организации как субъекты социально-культурной деятельности
- 32.Выставки и галереи как центры социально-культурной деятельности
- 33.Социально-культурная деятельность кинотеатров
- 34.Сущность и классификация социально-культурных технологий
- 35.Рекреационно-оздоровительные технологии
- 36.Технологии развлекательно-игровой деятельности
- 37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- 39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества
- 40.Технологии информационно-образовательной и коммунгикативной деятельности в сфере досуга
- 41.Технологии празднично-зрелищной деятельности
- 42.Технологии празднично-обрядовой деятельности
- Грамніцы
- Масленіца
- 43.Социально-защитные и реабилитационные технологии
- 44.Проектные технологии в сфере социально-культурной деятельности
- 45.Принцип добровольности и самодеятельности
- 46. Дифференцированный поход к различным социально-демографическим группам как основополагающий принцип скд
- 47.Принцип единства организационных и воспитательных действий в теории социально-культурной деятельности
- 48.Понятие « досуг», «досуговая деятельность», «культурно-досуговая деятельность»
- 49 Правовое обеспечение деятельности социально-культурной деятельности в Беларуси
- 50. Характеристика системы научного и информационно-методического обеспечения скд
- 51. Социально-культурная деятельности как пространство профессиональной деятельности
- 52.Культуролог-менеджер как субъект организации социально-культурной деятельности
- Список библиографических источников
- Приложение
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11