logo
SKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO

21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автома­тизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.

Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.

Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

     Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования - все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

      Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

      Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

      Для того, чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор - первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей - это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

      Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.

     Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.

     Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной информации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его Б личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация): воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности