22.Принципы социально-культурной деятельности
ПРИНЦИП (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.
Принцип - руководящая идея, основное, исходное положение какой- либо теории или науки; в этическом плане - основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой – либо деятельности.
Раскрытие и конкретизация принципов – это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фундамент, на котором строится здание науки о социально-культурной деятельности. Знание и глубокое понимание принципов СКД – необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры.
Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами - основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество
Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации Принципы социально-культурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы»
1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества. Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:
а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);
б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;
в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности лично-
г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).
2. Принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуро-развивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.
3. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В основе действия этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений Человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах.
4. Принцип преемственности и последовательности в освоении культурного наследия. Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществляется обществом через воспитание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценностные ориентиры личности формируются через культурную деятельность, организованную в учреждениях культуры В современных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствии се единой линии особое значение для духовного возрождения россиян (восстановление морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, гак как этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следовательно, этот принцип должен быть положен в основу деятельности учреждений, располагающих подобным материалом, формами его распространения и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксиологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия.
Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения
5. Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам. Изучение конкретных социально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования, социальное положение, индивидуально- психологические особенности и др.), характеризующихся тем или иным уровнем интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных мероприятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности Дифференцированный подход может осуществляться на групповом и индивидуальном уровнях Групповой подход предполагает вычленение из состава аудитории совокупности лиц, характеризующих ся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенностей, потребностей и интересов конкретной личности Дифференцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков учитывать возраст, образование, профессию и характер проявления культурных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам Также при организации социально-культурной работы необходимо зачитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.
6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность должна рассматриваться с позиций системного под хода целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм социально-культурной деятельности - все эти элементы необходимо рассматривать как часть единой системы – взаимосвязанные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Данным принципом необходимо руководствоваться при социокультурном проектировании - создании проектов развития различных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы Прогнозирование моделирование и конструктивная разработка видов, форм, методов и технологии СКД- базируется также на реализации данного принципа.
Итак, принципы социально-культурной деятельности представляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объективный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.
7. Принцип деятельностного подхода. Принцип деятельностного подхода применительно к социализации, осуществляющейся социально-культурными средствами является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере.
Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в вузах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.
- 1.Социально-культурная деятельность как общественное явление
- 2.Сущность современной социально-культурной деятельности
- 4.Социально-культурная деятельность как приоритетное направление государственной культурной политики
- Глава 2. Закона о культуре в Республике Беларусь» дзяржаўная палітыка, дзяржаўнае рэгуляванне і кіраванне ў галіне культуры
- 5.Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности
- 6.Культурная активность – качество личности как субъекта деятельности
- 7.Основные этапы исторического развития социально-культурной деятельности
- 8.Развитие социально-культурных движений в Великом княжестве Литовском и в Речи Посполитой
- 9. Основные тенденции развития социально - культурной деятельности в Российской империи (XVIII - пач. Хх ст.)
- 10. Социально-культурная деятельность в контексте революционных событий в начала хх ст.
- 11.Культурно-просветительская работа в советский период: общие черты и направления развития
- 12. Социально-культурная деятельность как современное общественное явление
- 13.Теория социально-культурной деятельности как область научного знания
- 14.Понятие «социально-культурной деятельность», «культурно-просветительская работа»
- 15.Функции теории социально-культурной деятельности
- 16.Типология общественных потребностей в социально-культурной деятельности
- 1.2. Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.
- 1.3. Потребность в социальной регуляции досуга
- 17.Типология личностных потребностей в социально-культурной деятельности
- 2.1. Потребность в оценке собственного поведения окружающими.
- 2.2. Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутверждении, в получении общественного признания.
- 2.3. С вышеуказанной социальной потребностью личности тесно связана потребность в самовыражении, самоактуализации.
- 2.4. Потребности, связанные с психофизическими особенностями человека.
- 2.5. Тесно связана с вышеуказанной, потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации.
- 18.Научный статус теории социально-культурной деятельности
- 19.Культурология и педагогика как составляющие методологии социально-культурной деятельности
- 20.Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности
- 21.Инкультурация личности как миссия учреждений культуры
- 22.Принципы социально-культурной деятельности
- 23.Функции социально-культурной деятельности
- 24.Формы и методы социально-культурной деятельности
- 25.Общая характеристика средств организации социально-культурной деятельности
- 26.Общая характеристика инфраструктуры социально-культурной сферы
- 27.Типология учреждений культуры в Беларуси
- Глава 4. Закона о культуре в Республике Беларусь арганізацыі культуры
- 28.Клубные учреждения как субъект социально-культурной деятельности
- 29.Музей в пространстве социально-культурной деятельности
- 31.Концертно-зрелищные организации как субъекты социально-культурной деятельности
- 32.Выставки и галереи как центры социально-культурной деятельности
- 33.Социально-культурная деятельность кинотеатров
- 34.Сущность и классификация социально-культурных технологий
- 35.Рекреационно-оздоровительные технологии
- 36.Технологии развлекательно-игровой деятельности
- 37.Креативно-творческие технологии в социально-культурной деятельности
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- 39.Фестивальные традиции в сфере любительского художественного творчества
- 40.Технологии информационно-образовательной и коммунгикативной деятельности в сфере досуга
- 41.Технологии празднично-зрелищной деятельности
- 42.Технологии празднично-обрядовой деятельности
- Грамніцы
- Масленіца
- 43.Социально-защитные и реабилитационные технологии
- 44.Проектные технологии в сфере социально-культурной деятельности
- 45.Принцип добровольности и самодеятельности
- 46. Дифференцированный поход к различным социально-демографическим группам как основополагающий принцип скд
- 47.Принцип единства организационных и воспитательных действий в теории социально-культурной деятельности
- 48.Понятие « досуг», «досуговая деятельность», «культурно-досуговая деятельность»
- 49 Правовое обеспечение деятельности социально-культурной деятельности в Беларуси
- 50. Характеристика системы научного и информационно-методического обеспечения скд
- 51. Социально-культурная деятельности как пространство профессиональной деятельности
- 52.Культуролог-менеджер как субъект организации социально-культурной деятельности
- Список библиографических источников
- Приложение
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11