logo
SKD_Metodicheskoe_posobie_dlya_FZO

22.Принципы социально-культурной деятельности

ПРИНЦИП (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность.

Принцип - руководящая идея, основное, исходное положение какой- либо теории или науки; в этическом плане - основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой – либо деятельности.

Раскрытие и конкретизация принципов – это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фундамент, на котором строится здание науки о социально-культурной деятельности. Знание и глубокое понимание принципов СКД – необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры.

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами - основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализация  которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество

Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации Принципы социально-культурной деятельности - это наиболее общие положения, которые отражают «устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы»

1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества. Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);

б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;

в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности лично-

г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

2. Принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуро-развивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

3. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В основе действия этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений Человеку присуще желание расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах.

4. Принцип преемственности и последовательности в освоении культурного наследия. Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществляется обществом через воспитание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценностные ориентиры личности формируются через культурную деятельность, организованную в учреждениях культуры В современных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствии се единой линии особое значение для духовного возрождения россиян (восстановление морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, гак как этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следовательно, этот принцип должен быть положен в основу деятельности учреждений, располагающих подобным материалом, формами его распространения и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксиологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения

5. Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам.   Изучение конкретных социально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования, социальное положение, индивидуально- психологические особенности и др.), характеризующихся тем или иным уровнем интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных мероприятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности Дифференцированный подход может осуществляться на групповом и индивидуальном уровнях Групповой подход предполагает вычленение из состава аудитории совокупности лиц, характеризующих ся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенностей, потребностей и интересов конкретной личности Дифференцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков учитывать возраст, образование, профессию и характер проявления культурных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам Также при организации социально-культурной работы необходимо зачитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.

6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность должна рассматриваться с позиций системного под хода целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм социально-культурной деятельности - все эти элементы необходимо рассматривать как часть единой системы – взаимосвязанные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Данным принципом необходимо руководствоваться при социокультурном проектировании - создании проектов развития различных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы Прогнозирование моделирование и конструктивная разработка видов, форм, методов и технологии СКД- базируется также на реализации данного принципа.

Итак, принципы социально-культурной деятельности представляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объективный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.

7. Принцип деятельностного подхода. Принцип деятельностного подхода применительно к социализации, осуществляющейся социально-культурными средствами является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в вузах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.