logo search
Экономические стимулы и социальные гарантии в современных ус

7. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план реконструкции и развития предприятия.

Переход к рыночной экономике потребовал более тщательного и системного подхода к анализу финансово - экономической деятельности предприятий и необходимости разработки стратегии его развития.

Именно комплексный анализ деятельности предприятия является основой предплановых исследований. Только на его базе можно организовать процесс эффективного внутрифирменного планированияи обеспечить достижение поставленных целей. Поэтому успех любойпредпринимательской деятельности невозможен без полного и ясного представления о перспективах, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий.

Бизнес-план, как основной плановый документ, позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в конкретной конкурентной среде и определить пути решения этих проблем.

В современных условиях бизнес - план является важнейшим инструментом развития малого и среднего бизнеса, его разработка является алгоритмом решения социально - экономических задач и освоения новых коммерческих проектов.

Бизнес-план, как планово-финансовый документ, представляет собой экономически обоснованный прогноз развития бизнеса, позволяет привлечь деловых партнеров и инвесторов, так как в конечном счете отвечает на вопросы: «Стоит ли вкладывать деньги в этот бизнес?», «Принесет ли он доходы?», «когда окупятся все затраты?».

Бизнес-план помогает реализовать идеи по выбранным направлениям деятельности. Бизнес-план - эффективное средство адаптации к внешним условиям деятельности. Он позволяет в сжатой форме сформировать все то, что будет представлено в рабочих таблицах и расчетах. Бизнес-план это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, ценовая и финансовая политика, емкость рынка и другие факторы, оказывающие влияние на бизнес. Бизнес-план всегда носит вероятностный характер и предполагает возможность различных вариантов делового поведения, в этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, где существует жесткая увязка с технологическими, производственными и другими факторами.

Таким образом, бизнес-план представляет собой развернутую программу деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели.

Типовая структура бизнес-плана включает следующие разделы:

1. Резюме.

2. Общая характеристика предприятия, продукта, услуг.

3. Маркетинг-план.

3.Производственный план.

4. Организационный план.

5. Финансовый план.

6. План по рискам, страхование.

Рис. 8. Основные этапы разработки бизнес-плана

1. Задача резюме- в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание партнера, инвестора или кредитора.

Резюме включает следующую информацию:

- цель и задачи бизнес-плана;

- описание предприятия, его деятельности;

- краткие сведения о квалификации управленческого персонала;

- преимущества услуг и продукта на данном рынке;

- ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние;

- стратегия предприятия, его возможности роста производства и доходов;

- потребности в инвестициях, источники их финансирования;

- какие риски могут ожидать предприятие, и возможность их предотвращения;

- экономическое обоснование и эффективность.

Таким образом, резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана, пишется резюме в последнюю очередь, при этом текст обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана.

Общая характеристика предприятия, продукта, услуг.

Этот раздел бизнес-плана содержит:

- краткую историческую справку о создании предприятия;

- организационно-правовую форму предприятия;

- размер уставного капитала;

- учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;

- основной вид деятельности предприятия;

- формулировку миссии предприятия.

Кроме того, следует провести анализ и оценки сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

Таблица 5

Сильные и слабые стороны конкурентов и собственного предприятия

Факторы, характеризующие предприятие

Преимущества

Недостатки

Меры по преодолению недостатков

1. Цели и стратегия предприятия

Дальнейшее развитие и расширение деятельности

2 Система мотивации персонала

3.Качество планирования и управления

4. Ноу-хау

5. Использование новых информационных технологий

6. Организация сбыта

7. Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов

продолж. таблицы 5

8. Половозрастная структура, уровень образования, квалификация, стаж работы персонала

9. Уровень финансового состояния

10. Возможности получения кредита

Следует также рассмотреть продукт или услуги Вашего предприятия с позиции потребителя, сделать комплексную оценку и обосновать необходимость их совершенствования.

О продукте (услуге, товаре) приводятся следующие сведения: область применения, какую потребность удовлетворяет, показатели качества, патентная защищенность, описание преимуществ, сильные и слабые стороны услуги, сравнение с другими конкурентами.

Таблица 6