Местные налоги
Налог на имущество физических лиц. Данный налог регулируется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах.
Стоимость имущества | Ставка налога |
До 300 тыс. руб. | до 0,1% |
От 300 тыс. до 500 тыс. руб. | от 0,1 до 0,3% |
Свыше 500 тыс. руб. | от 0,3 до 2,0% |
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц рассчитывается как стоимость облагаемого налогом имущества.
Земельный налог. Плательщиками ежегодного земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Ставки земельного налога могут различаться в зависимости от вида деятельности налогоплательщиков и границ расположения земельных участков и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставляется право изменять ставки земельного налога. При этом допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Главой 31 НК «Земельный налог» устанавливаются налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне, при этом перечень льгот по сравнению с установленным в Законе РФ «О плате за землю» существенно сокращен, что в свою очередь направлено на увеличение доходов местных бюджетов. В частности, отменены следующие льготы по земельному налогу:
освобождение от налогообложения организаций — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения;
освобождение от налогообложения научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
На федеральном уровне сохраняются только льготы, которые имеют общероссийское значение.
Юридические лица — плательщики земельного налога — исчисляют его самостоятельно и ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты налога. Исчисление земельного налога гражданам производится налоговыми инспекциями, которые не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Юридические лица уплачивают земельный налог равными долями: не позднее 20 числа последнего месяца квартала.
Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы устанавливаются и применяются в случаях и порядке, предусмотренным НК и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Причем переход к данной системе осуществляется в добровольном порядке.
Применение данной системы предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками:
НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии положениями (ст. 248) НК, не превысили 15 млн руб.
При этом не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды и др.
Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в Течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.
Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
Данная система может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
оказания ветеринарных услуг;
оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, и др.
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности:
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.
Налогообложение иностранных юридических лиц. Несмотря на трудности развития экономики, Россия продолжает привлекать внимание иностранных предприятий многих стран мира. Этому способствует и развитие российского законодательства. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
Особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации, устанавливаются ст. 306—309 НК.
Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:
с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.
Факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:
использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность через лицо, которое на оснований договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:
доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;
доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов, и др.
Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения.
При прекращении деятельности постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации до окончания налогового периода налоговая декларация за последний отчетный период представляется иностранной организацией в течение месяца со дня прекращения деятельности постоянного представительства.
Статья 308 НК определяет особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке. *
Под строительной площадкой иностранной организации на территории РФ понимается:
место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
Сооружение или монтаж таких объектов, как строительство дорог, путепроводов, каналов, прокладка коммуникаций, в ходе проведения работ на которых меняется географическое место их проведения, рассматривается как деятельность, осуществляемая на одной строительной площадке.
К доходам, полученным иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся доходы иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:
— дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности и др.
Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, а также имущественных
прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Российское налоговое законодательство рассматривает иностранные юридические лица как отдельную категорию налогоплательщиков. В отличие от российских юридических лиц иностранные фирмы являются налогоплательщиками по российскому законодательству только в части деятельности, осуществляемой на территории России. Иностранные юридические лица, как аккредитованные, так и неаккредитованные, начинающие вновь или осуществляющие свою деятельность в России ранее, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности через представительство, филиал или любое другое подразделение. Иностранное юридическое лицо обязано встать на учет и получить идентификационный номер налогоплательщика независимо от того, будет в дальнейшем эта деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в России. Учет иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории России через отделения, производится путем включения их в Государственный реестр налогоплательщиков, ведение которого осуществляется налоговыми органами. Налоговый учет иностранных юридических лиц осуществляется на основе дифференцированного подхода в зависимости от степени вовлеченности в предпринимательскую деятельность на территории России.
Иностранные юридические лица по законодательству РФ являются плательщиками налога на прибыль и налога на имущество.
Проблемы поддержания налоговой дисциплины и борьбы против уклонения от налогов
Основными целями налоговой политики является обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами и достижение экономического роста. Потребности государства в финансовых ресурсах постоянно возрастают, что требует увеличения налоговых поступлений. Увеличение налоговых поступлений возможно путем расширения налогооблагаемых баз или путем повышения уровня налоговой нагрузки экономики. Расширение налогооблагаемой базы ограничено темпами экономического роста. Чаще всего государство прибегает к повышению уровня налоговой нагрузки. Однако повышение ставок налогообложения не всегда приводит к адекватному росту налоговых доходов. Следуя выявленной А. Лэффером взаимосвязи между ставками налогообложения и налоговыми поступлениями бюджета, необходимо принять во внимание тот факт, что совокупный спрос населения меняется не столь резко, как темпы снижения объемов производства в результате повышения налоговых ставок. Наличие платежеспособного спроса, удовлетворить который в условиях открытой экономики не представляется эффективным, ведет к нарастанию теневого сектора экономики. Таким образом, повышение налоговых ставок приводит не только к сокращению налогооблагаемой базы, но и провоцирует процессы уклонения от уплаты налогов и ухода производителей в «тень».
Этот процесс начинается в момент, когда издержки по сокрытию доходов и уклонению от налогообложения становятся меньше возможной экономии по налогам. То есть если затраты налогоплательщика по мероприятиям, связанным с уходом от налогов, с учетом риска обнаружения данных фактов и наложением определенных финансовых санкций, ниже сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, то уклонение как вид управленческой деятельности представляется экономически целесообразным.
В период реформирования российской экономики снизились состояние финансовой дисциплины в стране, наполняемость государственного бюджета. Налоговая преступность, «теневой» оборот товаров и денежных средств, вывоз капиталов за рубеж приобрели масштабность.
Основными чертами российской теневой экономики являются крупномасштабность, высокие темпы роста, вовлеченность в нее значительной части населения, сращивание с организованной преступностью и коррупцией. Необходимо отметить, что теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, осуществлением запрещенной законом деятельности (контрабанда, торговля оружием, наркотиками, проституция и т.д.). И если осуществление запрещенной законом деятельности характерно для организованной преступности, то уклонение от уплаты налогов характерно для большинства российских предпринимателей.. Уходя от налогов теневик-хозяйственник тем не менее не избегает иных «выплат» — взяток чиновникам и сотрудникам контролирующих и правоохранительных органов, криминалитету и т.д.
Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 г. по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения.
Становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. Судить об истинном состоянии налоговой преступности возможно при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации. О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:
значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;
очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;
скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);
рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями, оплате труда);
обострение кризиса неплатежей, заключающееся в не способности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата);
снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;
увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;
повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).
Определяющее значение для достоверной оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, а главное — перспектив расширения базы налогообложения имеет выявление масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов предприятий и населения, характер отношения налоговых органов с производителями и потребителями товаров и услуг.
Анализ различных сторон теневой экономики неотделим от не менее острых проблем — утечки капитала и ухода от налогообложения с использованием доказавших свою эффективность методов и схем.
Прежде всего следует определиться в основных понятиях и терминах, связанных с функционированием теневой экономики России, их экономическом содержании. Пока ни в научной литературе, ни при определении объемов скрытой теневой экономической деятельности нет единого понимания и толкования ее содержания, границ распространения и деления на криминальную и полулегальную, на виды деятельности и объем доходов и т.п.
Весьма характерно, что и в западных странах, уже длительное время ведущих борьбу с отмыванием теневых капиталов, понятие теневой экономики также не имеет четкого определения. Для описания сходных, но не всегда идентичных явлений используются различные термины (теневая, скрытая, невидимая, неформальная, параллельная, вторая экономика). В ряде случаев в состав теневой экономики включается деятельность, не учитываемая регулярным статистическим наблюдением, в других случаях теневая экономика охватывает неформальный сектор. Поэтому для описания всех видов неучитываемой экономической деятельности целесообразно использовать обобщающий термин «ненаблюдаемая экономика».
Ненаблюдаемая экономика в широком смысле слова охватывает ненаблюдаемую экономическую деятельность, связанную с производством товаров и услуг, и ненаблюдаемую деятельность, связанную с незаконным перераспределением доходов и активов. Она подлежит включению в систему национальных счетов. Ненаблюдаемую экономику следует разграничить с такими аспектами незаконной деятельности, которые не связаны с движением продуктов, доходов, активов и не отражаются в данной системе в российской и международной практике.
Ненаблюдаемая экономика в узком смысле слова охватывает деятельность по производству товаров и услуг, не учитываемую регулярным статистическим наблюдением, которая подлежит включению в расчеты ВВП. Она состоит из следующих компонентов: а) скрытая деятельность; б) незаконная деятельность; в) деятельность, не учитываемая регулярным статистическим наблюдением (неформальная деятельность).
Скрытая деятельность — деятельность по производству и обращению товаров и услуг, в принципе разрешенная законом, но преднамеренно скрываемая (полностью или частично) с целью утаивания доходов и невыплаты (или несанкционированного уменьшения выплаты) налогов и других обязательных платежей. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером такой деятельности может служить подпольное производство алкоголя.
Незаконная деятельность — деятельность по производству, обращению и использованию запрещенных законодательством товаров и услуг. В настоящее время к таким видам деятельности относятся, например, производство и продажа наркотиков, производство и продажа, в обход установленных правил, оружия, проституция, контрабанда. Так как законы могут меняться, границы незаконного производства также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи оружия частным лицам часть этого бизнеса перестала быть нелегальной и перешла в регулярный, официальный сектор экономики.
Деятельность, не учитываемая регулярным статистическим наблюдением из-за несовершенства статистических инструментов (ее часто определяют как неформальную), — деятельность экономических единиц, которую не имеется в виду преднамеренно скрывать от государственного контроля и учета, но которая не учитывается ввиду ограничений и ошибок статистического наблюдения.
Неформальная экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. Неформальная экономическая деятельность, как правило, бывает распространена в развивающихся странах. В России значительное распространение неформальное производство имеет в сельском хозяйстве, торговле, строительстве, а также некоторых других отраслях.
В соответствии с принятыми в международной практике и сформулированными в системе национальных счетов критериями и согласно Основным методологическим положениям по скрытой (неформальной) экономике, утвержденным постановлением Госкомстата России от 31.01.1998 № 7, под неформальной (теневой) экономической деятельностью в широком смысле понимается любая деятельность (законная или незаконная), осуществляемая институциональными единицами с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения, выполнения предписанных законом норм охраны труда и т.д., а также деятельность, осуществляемая предприятиями, не получившими государственную регистрацию.
Важное значение для анализа налоговых преступлений имеют сведения о способах уклонения от уплаты налогов. В зависимости от того, какой элемент налогового механизма и каким образом подвергается воздействию, можно классифицировать виды и способы уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей, а именно:
открытое игнорирование налоговых обязанностей — непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
выведение субъекта налогообложения из-под налогового контроля — непостановка на учет, фиктивная реорганизация (ликвидация) предприятия;
неотражение результатов деятельности в бухгалтерских документах — осуществление сделок без документального оформления, неотражение результатов хозяйственных операций, неоприходование товарно-материальных ценностей и денежной выручки;
маскировка объекта налогообложения — фиктивный бартер, ложный экспорт, фиктивная сдача в аренду основных средств, подмена объектов налогообложения, создание искусственной дебиторской задолженности, отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах бухгалтерского учета;
искажение объекта налогообложения — занижение размеров дохода (прибыли), объема (стоимости) реализованной продукции (работ, услуг), стоимости объектов недвижимости, автотранспорта и другого имущества;
искажение экономических показателей, позволяющих уменьшить размер налогооблагаемой базы, — завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимой на издержки производства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные; расходов, не имевших места в действительности; затрат, произведенных в другом налогооблагаемом периоде;
использование необоснованных изъятий и скидок (например, отнесение на издержки производства затрат, не предусмотренных законодательством или в размерах, превышающих установленные законодательством), незаконное использование налоговых льгот;
сокрытие оборота, облагаемого НДС (например, путем полного или частичного неотражения финансово-хозяйственных операций, несоблюдения порядка определения момента совершения налооблагаемого оборота, занижения объема (стоимости) реализованной продукции, заключения фиктивных договоров о совместной деятельности, совершения фиктивных экспортных сделок для получения льгот, предусмотренных для экспортеров);
заключение сделок с подставными организациями (схемы сокрытия доходов с использованием подставных фирм разрабатывается высокопрофессиональными юристами и аудиторами таким образом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом «вешались» бы на баланс реально не существующих фирм).
В подавляющем большинстве случаев преступный умысел лиц, виновных в совершении уклонения от уплаты налогов, направлен на сокрытие наиболее крупных налогов: НДС, налога на прибыль, акцизов.
Рассмотрим указанные способы уклонения от уплаты на примере отдельных налогов.
Одним из наиболее «криминализированных» налогов является налог на прибыль. В целях снижения сумм налога на прибыль, подлежащих уплате, достаточно часто применяется исключение из валовой прибыли, являющейся объектом обложения данным налогом, целого ряда расходов, не предусмотренных законодательством. Кроме того, достаточно часто применяются такие способы, как занижение стоимости реализованных товаров (работ, услуг), завышение затрат, относимых на издержки производства и обращения реализованных товаров (работ, услуг).
Однако нельзя не согласиться с тем, что, пожалуй, самыми распространенными способами уклонения от уплаты налога на прибыль являются сокрытие необлагаемой прибыли путем неотражения осуществляемой деятельности (части деятельности) предприятия в документах бухгалтерского учета либо неоприходования денежной выручки, а также расчет посредством «черного нала».
Для уклонения от уплаты акцизов характерны как сокрытие объекта обложения, необоснованное использование льгот, так и представление в бухгалтерских документах операций, связанных с производством и реализацией подакцизной продукции, как не носящих акцизного характера. Нередки также случаи переложения обязанностей по уплате акцизов на подставные организации под видом сдачи им в аренду мощностей по производству подакцизной продукции.
Для НДС характерны такие способы уклонения от уплаты, как сокрытие объекта налогообложения, необоснованное применение льготы, необоснованное занижение налоговой базы.
Сокрытие оборота, облагаемого НДС, обычно достигается путем полного или частичного неотражения финансово-хозяйственных операций в документах бухгалтерского учета, несоблюдения порядка определения момента совершения налогооблагаемого оборота, занижения объема (стоимости) реализованной продукции, заключения фиктивных договоров об осуществлении совместной деятельности.
Во многих случаях при уклонении от уплаты НДС необоснованно используется льгота, предусмотренная по экспортируемым товарам (работам, услугам), — путем применения некоторыми налогоплательщиками мошеннических схем, связанных с использованием экспортной льготы по НДС.
По одной из схем товар реализуется зарубежному партнеру по цене ниже закупочной. Разница составляет сумму входного НДС, уплаченного поставщику. Экспортер заключает экспортную сделку, имея пакет документов, подтверждающих факт экспорта, и на законных основаниях получает возмещение входного НДС. При этом поставщик не уплачивает в бюджет НДС, полученный от экспортера.
По другой схеме в целях возмещения из бюджета большей суммы НДС необоснованно завышается сумма, уплачиваемая поставщику экспортером. Поставщик (подставное лицо, контролируемое экспортером) не уплачивает указанные суммы в бюджет и после двух-трех сделок исчезает.
Третья схема строится на бартере (товары на экспорт в обмен на работы или услуги). Валютная выручка остается за рубежом в обмен на фиктивный акт сдачи-приемки работ и услуг. Приобретается право на возмещение НДС, происходит зачет сумм, подлежащих возмещению. Счет сумм, подлежащих уплате, и фактически налоги в бюджет не поступают.
На применение незаконных схем указывает открытие участниками сделок расчетных счетов в одном банке, проведение расчетных операций в течение одного операционного дня, что связано с отсутствием денежных средств на расчетных счетах участников сделок, участие в незаконных схемах возмещения НДС самих банков. При этом валютная выручка экспортеров фактически на счета в банки не поступает, движение денежных средств имеет замкнутый цикл между участниками экспортных сделок по их расчетным счетам в одном банке, а сами денежные средства заимствуются посредством выдачи займов, векселей и т.д. Что касается иностранных покупателей экспортируемых товаров, то их основная часть представлена офшорными компаниями, зарегистрированными в зонах льготного налогообложения. В нынешних условиях государство с помощью существующих методов налогового администрирования не имеет реальной возможности в полном объеме проконтролировать (обеспечить) уплату НДС на всех стадиях производства экспортируемого товара. В результате при принятии решения по конкретному экспортеру государство сталкивается с риском возместить то, что не было предварительно уплачено, т.е. потерять бюджетные средства.
Острой проблемой для налоговых органов являются фирмы-однодневки. Это наиболее криминализированная часть той категории организаций, которую принято называть организациями, не представляющими в налоговые органы отчетности или представляющими нулевые балансы. Значительная часть их открывается по фиктивным или утраченным документам, в офшорных зонах, странах ближнего зарубежья и т.д. Делается это для отвлечения внимания от основных коммерческих структур, действующих в России, отмывания «грязных» денег, скупки недвижимости, для мошенничества на рынке жилья, реализации несертифицированного продовольствия и иных, в том числе подакцизных, товаров, другой незаконной предпринимательской деятельности.
Общественная опасность этих организаций состоит не в том, что они засоряют Единый государственный реестр налогоплательщиков, а в том, что деятельность так называемых фирм-однодневок лежит в основе абсолютного большинства всех применяемых налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, в частности схем незаконного возмещения НДС из федерального бюджета.
Значительная часть такого рода организаций являются «спящими» компаниями, которые до поры до времени никак себя не проявляют, но в любой момент готовы стать участниками финансовых схем и, проведя, как правило, одну или две хозяйственные операции, бесследно исчезают, создавая значительные трудности налоговым органам в их розыске и выявлении схем, связанных с их использованием.
Контрольная работа с данной категорией налогоплательщиков должна проводиться постоянно. Систематический сбор информации о деятельности фирм-однодневок необходим для того, чтобы незамедлительно, как только поступит сигнал о том, что какая-то конкретная фирма из числа фирм-однодневок активизировалась и приступила к проведению операций, организовать контрольные мероприятия в отношении этой фирмы.
Вывоз капитала за рубеж. Теневая экономика тесно связана с вопросами ухода от налогообложения и незаконного вывоза капитала. Эти факторы являются звеньями одной цепи, они неотделимы друг от друга.
Под незаконным вывозом капитала понимают как деньги, полученные от занятий нелегальными видами деятельности — торговлей оружием, наркотиками, рэкетом, так и средства, полученные от легальной экономической деятельности, но сокрытые от контрольных органов — ФНС России, ФТС России, Банка России.
Бегство капитала за рубеж — одна из первостепенных проблем, дестабилизирующих финансовый рынок и развитие российской экономики. За последние десять лет бегство капитала приобрело угрожающие размеры. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры, вывоз капиталов из страны кардинально не уменьшается и даже, наоборот, имеет тенденцию к увеличению.
С таким явлением, как утечка4 капитала, в той или иной степени сталкиваются многие страны. Однако в России эта проблема приобрела беспрецедентные по своему экономическому значению и негативным последствиям масштабы. И на это есть свои объективные причины.
Специфика российского бегства капитала определяется рядом факторов.
Во-первых, это всеобъемлющая и быстрая трансформация экономической и политической системы российского общества. Переход от одной общественно-экономической формации к другой вызвал разрушение экономического пространства, изменение государственной структуры управления и сильное отставание законодательной сферы от экономической, когда многие торговые сделки и операции оказывались вне правового поля. Все эти условия успешно способствовали появлению множества форм нелегального вывоза капитала из России. Валюта вывозится за рубеж чаще всего именно для последующей легализации через банковские и кредитные системы других стран.
Во-вторых, недостаточно развитая банковская система России и нестабильность курса отечественной валюты могут стимулировать часть населения на покупку более устойчивой и надежной иностранной валюты (доллара США, евро). Таким образом, возникает такое явление, как внутреннее бегство капитала.
В-третьих, одним из основных мотивов ускоренного бегства капитала за рубеж становится не получение коммерческой выгоды, а стремление его сохранить и обеспечить безопасные условия использования.
И, наконец, четвертым специфическим фактором вывоза российского капитала за рубеж является то, что основными доходными секторами экономики являются экспортообразующие отрасли — нефтяная, газовая, цветная металлургия и т.д. Предприятиям этих отраслей в наибольшей степени предоставляются широкие возможности для вывоза капитала с помощью использования как легальных, так и нелегальных схем и методов.
Таким образом, общие причины и мотивы бегства российского капитала за границу многообразны и связаны с основными макроэкономическими параметрами, среди которых — общеэкономическая стабилизация, валютно-финансовое регулирование, законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий.
Одним из мотивов бегства капитала продолжает оставаться неадекватная, налоговая политика. Высокий уровень налогообложения толкает многих предпринимателей на увод своих капиталов «в тень». Теневая экономика является постоянным источником денежных средств, потенциально готовых покинуть страну, именно здесь создаются основные доходы, ориентированные на уход от любых форм государственного контроля.
Существенную причину бегства капитала из России составляет недостаточность законодательного регулирования операций по его вывозу, а также слабая эффективность валютного и экспортного контроля. Так, например, сохраняется недостаточная прозрачность в финансово-экономической деятельности такого крупного предприятия-монополиста, как «Газпром», некоторых нефтяных компаний, других крупных предприятий. Посредством созданных у себя мощных информационно-аналитических служб налогового планирования эти предприятия весьма успешно проводят политику «оптимизации налоговых платежей», что позволяет им избегать полного и объективного контроля со стороны государственных органов.
С достоверностью можно сказать, что масштаб бегства капитала является своеобразным индикатором эффективности проводимой налоговой и инвестиционной политики, валютно-финансового регулирования, доверия инвесторов к национальной валюте и, в целом, к экономической политике правительства.
За десятилетие экономических преобразований в России сложилась целая система нелегальных схем и способов увода капитала за рубеж, которые носят легальный, полулегальный и нелегальный характер. Рассмотрим наиболее часто используемые.
Первое место по способу вывоза капитала занимают так называемые мнимые или фиктивные сделки. Фиктивная сделка заключается с иностранной фирмой в различной форме: импорт товара на условиях предоплаты, экспорт товара на условиях предпоставки, завышение или занижение цен контракта. Российская компания переводит денежные средства в виде аванса зарубежной фирме, а поставка товара осуществляется лишь частично или по иным, чем договорено, ценам либо не осуществляется вовсе.
В результате махинаций при экспорте сырья, когда нефть, газ, металл, лес поставляются за рубеж по заведомо заниженным ценам, в западных банках оседают огромные суммы, а разница идет в карман оборотистым предпринимателям. И как итог Российское государство не получает налогов, а капиталы работают на экономику чужых стран. В середине 90-х гг. прошлого века существовала практика фальшивых счетов, по которым поставка товара не могла быть произведена заведомо. Зачастую используется и более грубый вариант данной схемы, когда после перевода денег компания — получатель товаров перестает существовать. В случае заключения сделки с иностранной фирмой на условиях предпоставки российская фирма поставляет товар за рубеж, а его оплата не происходит; при этом виноват исключительно зарубежный партнер.
Часто используется такой вариант, когда под видом одного товара через границу перемещается другой, например, под видом дешевого мазута экспортируется гораздо более дорогое дизельное топливо, а разница в цене оседает за рубежом.
Довольно распространенным и наименее трудоемким методом вывоза капитала является заключение контрактов на предоставление услуг, например консалтинговых, юридических, рекламных т.д. При заключении подобных сделок не представляется возможным объективно оценить их реальную стоимость и отследить момент пересечения таможенной границы. Излишне говорить о том, что во многих случаях зарубежные бизнес-партнеры являются специально созданными подставными фирмами.
Широко используется в российской практике режим прямого товарообмена. С помощью таких операций, как бартер, клиринг, приграничные и компенсационные сделки происходит обмен товара с сильно отличающимися договорными ценами от среднерыночных. Особенно наглядно это проявляется в сфере нефтяного бизнеса. Известно много фактов, когда стоимость российского нефтяного экспорта по бартеру в 5—7 раз превышала аналогичные товарные поставки зарубежных партнеров.
Следующим, часто используемым методом увода капитала является толлинг1. Наиболее широко он применяется в отраслях цветной и черной металлургии. Суть толлинговых операций заключается в том, что контракт на экспорт сырья не предполагает его фактического вывоза. Сырье перерабатывается на месте, но под видом зарубежного давальческого сырья; таким образом, готовая продукция вывозится за пределы России без уплаты необходимых налогов и пошлин.
Кредитование российскими банками зарубежных компаний также предоставляет возможность вывезти капитал. Это происходит в двух формах: либо нерезиденты не возвращают полученные от российских банков и фирм кредиты, либо проценты за выданные кредиты являются сильно завышенными.
Одним из новых и стремительно развивающихся каналов утечки российского капитала является офшорный бизнес. По данным различных источников, в мире уже насчитывается около 60 тыс. офшорных компаний, связанных с росийским капиталом, и число их постоянно растет. Офшорные компании используются как самостоятельные структуры для организации бегства капитала посредством различных схем, так и в качестве части крупной агломерации, в которую могут входить фирмы-нерезиденты, банки, страховые компании, частные лица и фирмы-однодневки, созданные специально для проведения конкретной операции.
Деятельность офшорных компаний нацелена на использование преимуществ льготного налогового режима в офшорных зонах, где должна оставаться основная часть прибыли от сделок. Особенностью офшоров является то, что эта деятельность вполне легальна. Компания имеет право заключать сделки таким образом, что наибольшая часть прибыли попадает на офшорную фирму, с которой не платятся налоги, в то же время сделка фактически происходит, минуя офшор. Кроме этого, офшоры во многом позволяют легализовать вывезенные капиталы и направить их в легальную экономику развитых стран, что, безусловно, совпадает с интересами властей этих стран, хотя определенные сомнения в первоначальном происхождении этих капиталов у них имеются.
Офшорные компании, открытые на далеких островах Микронезии, Багамах и в других экзотических местах, выкачивают из России сотни миллионов долларов. При этом широко используется практика создания подставных фирм-однодневок. Фиктивные фирмы открывают и в менее экзотических местах. Сотрудниками налоговых органов отмечено, что такого рода «партнеры» российских компаний возникают даже на территории Германии и США.
Центральное место в указанных схемах по незаконной перекачке капиталов все же принадлежит банкам. Одна из таких банковских схем основывается на специальном наслоении финансовых операций и использовании большого количества счетов, открытых на подставных лиц или от имени лиц или организаций, действующих по поручению других получателей прибыли. Эта категория включает сеть агентов по отмыванию денег, среди которых — посредники, юристы, специалисты по финансовой отчетности, а также компания прикрытия. При этом счета используются для упрощения перевода нелегальных средств за рубеж. В конечном итоге оказывается, что документация, предоставленная в обеспечение сделки, — подложная, а стороны, проводящие операцию, либо тесно связаны между собой, либо вообще являются одним и тем же лицом.
В последние годы многие российские компании начинают применять все более сложные методы увода капиталов. Капитал не только уходит за рубеж, но затем часть его возвращается уже в виде иностранных прямых и портфельных инвестиций. Делается это с помощью трастовых компаний, зарегистрированных в офшорных зонах. Возвращаясь в Россию, деньги меняют свою «национальность» и превращаются в зарубежные инвестиции. Смысл этой схемы состоит в том, чтобы, возвратившись в виде иностранного капитала, получить все причитающиеся в этом случае льготы и уйти вновь, значительно увеличившись в объеме. Созданный в России капитал реинвестировать гораздо легче. Кроме того, в некоторых отраслях отечественной экономики обеспечивается несравнимо более высокая норма прибыли, а также «иностранные инвестиции» более защищены от различных экономических и законодательных потрясений
Для того чтобы успешно противостоять утечке капитала, важно наиболее точно определить масштабы его бегства.
Наиболее корректным подходом для определения бегства капитала является комплексное рассмотрение статистических показателей, в первую очередь — платежного баланса. Безусловно, данный подход не может являться детально точным, но он позволяет получить максимально объективный макроэкономический показатель, характеризующий бегство капитала; из России.
Дополнительными источниками получения информации для более объективного анализа могут служить экспертные оценки отдельных каналов утечки капитала, такие как:
занижение стоимости экспорта на основе статистических данных;
непоступление экспортной выручки;
непогашение импортных авансов;
невыявленный контрабандный экспорт;
превышение финансовых кредитов, сверх выданных Банком России лицензий;
средства, затраченные российскими гражданами на приобретение недвижимости за границей;
нелегальный вывоз наличной валюты.
В совокупности методов выявления недопоступлений налогов и платежей от неформальной экономической деятельности выделяют, с одной стороны, методы, основанные на использовании количественных и качественных особенностей товаров, а с другой — методы, не привязанных к обороту неучтенной продукции. Традиционно считается, что предпосылки для существования «теневого» сектора экономики создаются возможностью оборота неучтенной продукции. В то же время условия, которые позволяют осуществлять не отражаемый в учетных документах обмен товарно-материальными ценностями, нередко вытекают из особенностей определения количественных и качественных характеристик товаров.
Рассмотрим, особенности налоговых преступлений, связанные с порядком измерения и учета производимой продукции, на примере крупных схем уклонения от налогообложения, в которых задействовано несколько технологически взаимосвязанных правонарушителей.
Обмен неучтенной продукцией организуется либо при непосредственном участии предприятия-перевозчика, либо тайно. В последнем случае промышленные предприятия используют тот факт, что потребительские стоимости и физически измеримые количества перевозимых ими товаров не совпадают между собой. Лримером могут служить железнодорожные перевозки бокситов, анодной массы, алюминия или глинозема. Все эти субстанции характеризуются тем, что в их состав входят полезный материал (алюминий) и пустая порода. Это обстоятельство позволяет поставщикам сырья, заводу-производителю и потребителям его продукции обмениваться неучтенным количеством полезного материала путем занижения его концентрации в сопроводительных документах к перевозимой массе. При этом сведения о совершаемом правонарушении сохраняются внутри взаимодействующих контрагентов без посвящения в них перевозчиков.
Другой пример. Готовая продукция, изготовленная по минимально допустимым размерам, будет соответствовать ГОСТу, но каждое изделие будет легче. Отгружая их потребителю по весу, можно незаметно для перевозчика отправить большее количество изделий. Это позволяет производителям втайне от перевозчика обмениваться дополнительно произведенной продукцией. При этом оплата полученного товара потребителем происходит не по весу, а поштучно, т.е. в соответствии с ценностью и количеством потребительных свойств данного товара.
Если, например, рассмотреть технологическую цепочку, включающую горнорудные, металлургические, трубные, а также нефтедобывающие, транспортирующие и; перерабатывающие предприятия, можно отметить следующие особенности:
во-первых, как уже упоминалось, в состав руды входят полезный материал и пустая порода. Концентрация их может варьироваться в сопроводительных документах. Соответствие перевозимой массы указанным в документах данным не является очевидным и требует проведения специальных исследований. Аналогичная проблема существует и с металлоломом, поступающим на перерабатывающие его предприятия;
во-вторых, производимая на металлургических предприятиях трубная заготовка должна соответствовать ГОСТу, в котором предусмотрен диапазон допустимых значений. Это создает возможность отправить в адрес потребителя дополнительную продукцию. Аналогичным образом производители труб могут поставить нефтяникам или газовикам неучтенную партию труб;
в-третьих, в нефтегазовом комплексе с использованием дополнительно полученных труб может быть произведена дополнительная продукция. Определение качества нефти и нефтепродуктов является столь же сложной проблемой, как и в случае с рудой. То же можно сказать и о производимой из нее продукции.
В итоге можно сделать вывод, что, если на начальном этапе в технологическую цепочку попала неучтенная продукция, имеются все возможности, чтобы она смогла дойти до потребителя незаметно как для контролирующих органов, так и для перевозчиков. Поступая к конечному потребителю на территории страны, эта продукция увеличивает объем наличного денежного обращения, размеры «теневой» составляющей экономики. Если данная продукция поступает на экспорт, то это можно расценивать как вывоз за рубеж национальных богатств.
В любом случае последствия неучтенного распространения дополнительно произведенной продукции через транспортную систему крайне негативны для экономики страны. При этом следует учитывать, что на каждом технологическом этапе объем неучтенной продукции не уменьшается, а только увеличивается.
Таким образом, имеющиеся методы определения количественных и качественных характеристик товара, способ их учета, Порядок организации этой процедуры могут служить благоприятными условиями для существования «теневого» сектора экономики, основой его расширенного воспроизводства, вовлечения в преступную деятельность новых участников.
Вопросы для самопроверки:
1.Сущность и классификация налогов.
2. Основные функции и принципы налогообложения.
3. Упрощённая система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
- Федеральное агентство по образованию
- 1. Социальная политика государства на современном этапе.
- 2. Характеристика рынка труда Структура и сущность рынка труда
- 3. Имущество предприятий
- Система показателей эффективного использования основных фондов.
- 4. Труд и его оплата в условиях рынка.
- 1. Среднесписочная численность работников:
- 4. Коэффициент текучести кадров:
- Социальная структура коллектива
- Организация и нормирование труда
- 5. Себестоимость, прибыль, рентабельность
- 6. Планирование производственно- хозяйственной деятельности предприятия
- 7. Бизнес-план предприятия
- Сильные и слабые стороны товара (услуги)
- 3. Маркетинг - план.
- Анализ и оценка конкурентов.
- Анализ ценовой политики.
- 4. Производственный план.
- Потребность в основных фондах (тыс. Руб.)
- 5. Организационный план.
- 6. Финансовый план.
- Распределение чистой прибыли
- 2. Направления использования средств:
- Баланс денежных средств
- Доходы и затраты
- 7. План по рискам, страхование
- Финансово-экономические риски
- 8. Банкротство и санация
- 9. Современная система налогообложения
- Федеральные налоги и сборы
- Местные налоги
- 10. Социально-экономическая эффективность