10. Социально-экономическая эффективность
Эффективность - представляет собой величину эффекта, приходящуюся на единицу осуществленных затрат. Она определяется как отношение экономического эффекта к затратам и потребленным ресурсам. Повышение эффективности производства достигается в процессе его функционирования путем наилучшего использования живого и овеществленного труда, получения максимума услуг при минимуме затрат.
Повышение эффективности производства выражается прежде всего в улучшении экономических показателей, характеризующих результатов его деятельности, к которым относятся:
-уменьшение материально-энергетических затрат на каждую единицу производимого товара и услуг;
-увеличение объема услуг и производства;
-сокращение затрат живого труда путем повышения его производительности;
- повышение качества услуг, что равносильно увеличению их производства;
- совершенствование управления производством, обеспечивающее экономию затрат на эти цели.
Первостепенное значение имеет определение эффективности капитальных вложений; здесь следует различать абсолютную (общую) и сравнительную эффективность.
Абсолютная эффективность характеризует общую величину отдачи, которая может быть исчислена по каждому объекту капиталовложений в отдельности. Сравнительная эффективность характеризует экономические преимущества одного варианта по сравнению с другими и степень оптимальности выбранного варианта.
Любое предприятие в своем развитии применяет два подхода использования ресурсов: интенсивный и экстенсивный. При интенсивном подходе увеличение объемов происходит благодаря качественному использованию ресурсов, внедрению новейших достижений техники и технологии.
При экстенсивном подходе для увеличения объемов продукции привлекаются дополнительные ресурсы.
Показатели экономической эффективности производства
Экономическая эффективность в конечном итоге выражается в повышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критерием экономической эффективности.
В качестве исходного количественного критерия эффективности производства выступает годовая норма прибыли на вложенный капитал.
Е = П = В – С
К К
Е - норма прибыли на вложенный капитал (%)
П - чистая годовая прибыль (руб.)
К - вложенный капитал, обеспечивающий получение прибыли (руб.)
В - годовой объем производства продукции в продажных ценах (руб.)
С - полная себестоимость годового объема продукции (руб.)
Расчетные значения нормы прибыли могут видоизменяться в зависимости от структуры капитала, уровня прогнозируемых цен на услуги и товары, объема спроса и других факторов.
Как известно производство и реализация любого товара невозможны без затрат овеществленного и живого труда, поэтому необходимы как единовременные, так и текущие затраты.
Текущие затраты начинаются и заканчивают свое движение в каждом производственном цикле, постоянно возобновляются и образуют издержки производства (себестоимость продукции).
Единовременные затраты всегда выступают в форме примененных ресурсов, которые покупаются для пополнения основного и оборотного капитала и авансируются в виде капитальных вложений.
Важнейшими показателями эффективности мероприятий, связанных с капитальными вложениями являются срок окупаемости и коэффициент эффективности.
Т = К; Е= П , где
П К
Т — срок окупаемости затрат (тот период времени за который они окупаются).
К - капитальные затраты.
П - чистая годовая прибыль с учетом амортизации.
Е — коэффициент эффективности.
Согласно типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений нормативный коэффициент установлен на уровне не ниже 0,12 (срок окупаемости не выше 8,3 года). Применительно к новой технике последняя типовая методика устанавливает нормативный коэффициент на уровне не ниже 0,15 (срок окупаемости не выше 6,7 года, что подтверждается практикой американских компаний). Типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений в качестве показателя сравнительной эффективности утвержден показатель приведенных затрат (несмотря на кажущуюся устарелость данного показателя, практика показывает, что последний не потерял своей актуальности и в условиях рынка).
Ci + Ен Ki = минимум
Ki - капитальные вложения по i - му варианту
Ci - себестоимость продукции за год по тому же варианту
Ен — нормативный коэффициент эффективности
Величина годового экономического эффекта (Э год) определяется по формуле:
Э год = [(С1 + ЕнК1 - (С2 + ЕнК2)] х В2 где;
Cl, C2 - себестоимость единицы по сравниваемым вариантам (до и после внедрения мероприятия) руб.
Kl, К2 - удельные капитальные вложения по сравниваемым вариантам (руб.)
В2 - годовой объем производства после внедрения мероприятия, (натуральные единицы).
Для учета снижения себестоимости в связи с ростом объема производства за счет уменьшения доли условно-постоянных расходов определяется относительная экономия условно-постоянной части косвенных затрат (Эо) по формуле:
Эо = Ну В2-В1 НуКв
В1
Ну — годовая сумма условно-постоянной части косвенных затрат (руб.)
В2,В1 - проектный и действующий объемы производства (натуральные единицы)
Кв - коэффициент увеличения годового объема услуг и продукции.
Кв = В2-В1
В2
Для отдельных предприятий могут применяться показатели, выражающие отношение прироста прибыли АЯ к капитальным вложениям, вызывающим этот прирост, или отношение прибыли к производственным фондам:
Э = ΔП; Э = П
К Ф
Наиболее полным и наглядным является показатель фондоотдачи. Он определяется как отношение годового объема реализации к среднегодовой стоимости основных фондов.
Ф =_В_(руб./ руб.)
ОФ
В международной практике обоснования эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности:
-чистая текущая стоимость рассматривается как норма минимального дохода, подтверждающая целесообразность осуществления капиталовложений;
-рентабельность капитала - отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка этот показатель более стабильный, чем рентабельность услуг;
- внутренний коэффициент эффективности представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков и оттоков наличных средств, а сама чистая текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект мероприятий считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений;
-максимальный денежный отток - это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предлагаемых мероприятий с указанием источников финансовых затрат;
- точка (норма) безубыточности - это минимальный размер объема услуг и продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами.
Графически она лежит на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:
Нб = _____Ипост.____
Уед. – И пер./ед.
Нб - точка (норма) безубыточности по объему реализации в натуральных единицах.
И пост - суммарные издержки производства (постоянные)
Ц ед. - удельная цена услуги (руб.)
И пер/ед - удельные переменные издержки производства (руб.)
Важным показателем эффективности деятельности фирмы является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Ка) и оборачиваемости основного капитала (Ко).
Ка = ___объем продаж_____
общая сумма активов
Ко = ___объем продаж___
основной капитал
Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту рентабельности.
Специфические показатели оценки экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса
Для предприятий гостиничного комплекса применяются специфические показатели оценки экономической эффективности их функционирования, которые связаны, как правило, с загрузкой номерного фонда. К таким показателям относится коэффициент заполняемости гостиницы, который может выражаться как в %, так и в относительных величинах (0<К<1) и рассчитывается по формуле:
К= __Q__ ,где
НхТ
Q - количество реализованных номеров (койко-ночей)
Н - число номеров (койко-ночей), предложенных к продаже
Т - количество дней в отчетном периоде, за который рассчитывается данный показатель (как правило, за год).
Этот показатель для российских гостиниц является важным, т.к. основной доход они получают от размещения гостей. А поскольку в гостиничных предприятиях доля постоянных затрат высока, то чем ближе этот показатель к единице (гостиница полностью заполнена), тем больше прибыли она получит. На практике в силу разнообразных причин не все номера могут быть готовы к использованию, поэтому для расчета общего располагаемого фонда гостиницы применяется показатель - максимально возможный номерной фонд - это произведение общего количества номеров (койко-мест) на число дней в году, в течение которых они могут использоваться.
Фактический номерной фонд - это фактически возможное количество номеров (койко-мест), которое может использоваться в течение данного временного периода, умноженное на количество используемых дней.
Коэффициент заполняемости гостиницы можно рассчитать по формуле:
К = __Зпост.__ , где
Ц – Зпер.
3пост. - средние постоянные затраты на один номер (койко-место), руб.
3 пер. - переменные затраты на один номер (койко-место), руб.
Ц - цена номера (койко-места), руб. (при различной стоимости номеров необходимо использовать среднюю цену номера).
Для оценки эффективности работы службы портье по продаже номеров при различной их стоимости можно применить показатель средней цены продажи гостиничного номера среднесуточной стоимости.
Ц ср. = В , где
Q
В – выручка (доход) от реализации номеров
Q - общее количество проданных номеров. Чем выше уровень загрузки гостиницы, тем выше может быть средняя цена продажи гостиничного номера, т.е. средняя цена продажи номера зависит от уровня заполняемости гостиницы. Для гостиницы также интересен показатель загрузки (К) обозначающий среднее количество гостей на один продажный номер:
К = Нчел./Q, где
Нчел. - общее число гостей, проживающих в гостинице в данном расчетном периоде.
Для более четкого представления о качественной стороне загрузки номерного фонда применяется показатель называемый процентом двойной загрузки. Он показывает долю номеров, занятых более чем одним человеком. Этот показатель можно использовать при оценке потребности в персонале, например в горничных.
Широкое применение в гостиничном бизнесе имеет показатель процента занятости койко-мест. Данный показатель весьма полезен при определении эффективности работы персонала гостиницы, поскольку полная его загрузка будет осуществляться только при 100%-м заполнении гостиницы. Другой показатель, который также характеризует эффективность работы персонала гостиницы - доходная ставка на одного клиента (доход на одного гостя от реализации номерного фонда за определенный период.
Д = __V__ , где
Нчел.
V - общая выручка номерного фонда. Необходимо учитывать, что чем больше будет продано номеров с одноместным размещение, тем выше будет это показатель. Для оперативного управления службой горничных, являющейся самой крупной по штату службой в номерном фонде, можно применять показатель, определяющий среднюю загрузку горничной.
З = Q, где
n
3 - среднее количество убранных номеров в день
Q - количество занятых номеров
n- количество горничных/смен.
Поскольку гостиницы оказывают и дополнительный набор услуг, то рассчитать эффективность работы персонала по выполнению данных услуг, например в питании.
Д = В , где
n
Д - доход от продажи напитков и продуктов в расчете на один номер
В - общий доход от продажи напитков и продуктов
n - число номеров выделенных по размещение.
Все приведенные выше показатели, как правило, рассчитываются за конкретный период, который определяется исходя из производственно-управленческой необходимости, и способствуют оценке экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса.
Вопросы для самопроверки:
1. Эффект и эффективность.
2. Показатели экономической эффективности производства и управления.
3. Специфические показатели оценки экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса.
Социальный эффект (Эс) определяется по формуле:
m
Эс= Σd1n1с ,где:
m - количество факторов, обуславливающих экономию времени на получение услуг;
di - средняя экономия времени клиента (заказчика) на получение единицы услуг в результате действия i-oгo фактора (час);
nt - количество заказов, по которым достигается экономия времени заказчиков в результате действия i-oгo фактора (единиц);
с - стоимостная оценка 1 часа свободного времени трудящегося (руб.).
Задача 1
Условие. Определите емкость рынка. На рынке промышленных товаров представлена следующая номенклатура продукции: изделие А реализуют три продавца, изделие Б — два продавца, изделие В — четыре продавца. Цена изделия А ЦА — 50 руб., Цб — 80 руб., Цв — 120 руб. Недельный запас на рынке: £Ц — 2000 изд., QA2 — 1800 изд., 0Л3 - 600 изд., QE{ - 900 изд., QE2 - 800 изд., 06, -300 изд., QB2 - 400 изд., QB2 —.600 изд., QB4 - 1000 изд.
Решение.
Емкость рынка по изделию А равна 220 тыс. руб. [50 • (2000 + + 1800 + 600)]; Б-136 тыс. руб. [80 • (900 + 800)]; В - 276 в тыс. руб. [120 • (300 + 400 + 600 + 1000)].
Задача 2
Условие. Определите величину спроса и его ценовую эластичность, если еженедельный спрос характеризуется: Q1 — 500 изд., Q2 - 1000 изд.,Qз - 2000 изд., Q4 - 3000 изд., Q5-5000 изд. при следующем изменении цен: Ц] — 20 руб., Ц2 — 18 руб., Ц3 -15 руб., Ц4 - 12 руб., Ц5 - 7 руб.
Решение.
Величина спроса на первой неделе ВC1 = 10 тыс. руб. (20• 500); на второй ВС2 = 18 тыс. руб. (18 • 1000); на третьей ВС3 = 30 тыс. руб. (15 • 2000); на четвертой ВС4 = 36 тыс. руб. (12• 3000); на пятой ВС5 = 35 тыс. руб. (7 • 5000).
Коэффициент ценовой эластичности:
Задача 3
Определите первоначальную и остаточную стоимость единицы оборудования, если цена приобретения Цпр = 56 тыс. руб., коэффициент, учитывающий транспортные расходы и монтаж, Ктр = 0,2; норма амортизации На = 0,1; период эксплуатации Тэк = 8 лет.
Решение.
1. Первоначальная стоимость оборудования:
Цпер=Цпр(1 +Ктр) = 56 (1 + 0,2) = 67,2 тыс. руб.
2. Остаточная стоимость:
Цотс=Цпер(1 –НаТэк) = 67,2 (1 – 0,1• 8) = 13,440 руб.
Задача 4
Условие. Определить стоимость высвобождения оборотного капитала, если стоимость реализованной продукции РП = 50 млн. руб., стоимость оборотных средств ОС = 10 млн. руб., длительность оборота сокращается на 12 дней.
Решение.
1. Количество оборотов: О = РП/ОС = 50 / 10 = 5.
2. Длительность одного оборота: Д= 360 / О — 360 / 5 = 72 дня.
3. Длительность оборота новая:Дн = Д — ∆Д= 72 — 12 = 60 дней.
4. Количество оборотов новое: Он = 360 / Дн = 360 / 60 = 6.
5. Новая потребность в оборотном капитале:
ОСн = РП/ Он = 50 / 6 = 8,33 млн. руб.
6. Стоимость высвобождения оборотного капитала:
ОСосв= ОС- ОСн = 10,0 - 8,33 = 1,67 млн. руб.
Задача 5
Определите рост производительности труда, если в базисном периоде нормативная трудоемкость изделия составила ТЕн6 = 120 н/мин, коэффициент выполнения норм Квн6 = 120%. В отчетном периоде нормативная трудоемкость изделия возросла до ТЕно = 144 н/мин, коэффициент выполнения норм Квно = 160%.
Решение.
1. Фактическая трудоемкость:
а) в базисном периоде: TEфб = ТЕнб / Квнб = 120 / 1,2 =100 мин;
б) в отчетном периоде: ТЕфо = 144 / 1,6 = 90 мин.
2. Рост производительности труда:
tpПTo = ТЕфб / ТЕфо = 110 / 90 = = 1,1, или 110%.
Задача 6
Условие.
Определить производственную (цеховую) себестоимость, если стоимость основного материала МЗ = 330 тыс. руб., заработная плата основных производственных рабочих З =25,2 тыс. руб., амортизационные отчисления А = 13,5 тыс. руб.; доля амортизации в цеховых расходах а = 0,18, прочие цеховые расходы – 5%.
Решение.
1. Прямые цеховые расходы: Цр = Аг / £А = 13,5 / 0,18 = 75 тыс. руб.
2. Цеховые расходы полные: Црн = Цр (1 + 0,05) = 75 • 1,05 = 78,75 тыс. руб.
3. Цеховая себестоимость: Сцех = МЗ + Ззн + Црн = 330 + 25,5 +78,75 + 433,7 тыс. руб.
Задача 7.
Условие:
Определить чистую прибыль и абсолютную величину налога. На прибыль и НДС при ставках соответственно 20% и 18%, если балансовая прибыль ПР = 20 тыс. руб., себестоимость производственной продукции С = 100 тыс. руб., доля материальных затрат а = 0,6
Решение:
1. Абсолютная величина налога на прибыль: ПРбюд=Прб0,20 = 20• 0,20 = 4,0 тыс. руб.
2. Абсолютная величина налога на добавленную стоимость; НДСабс = ПР (1 - £мз) НДС = (100 +20) (1 – 0,6) 0,55 = 7,2 тыс. руб.
3. Общая сумма налога: Про = ПРбюд + ПРндс = 4,0 + 7,2 = 11,2 тыс. руб.
4. Чистая прибыль: ПРч = ПРб –ПРо = 20,0 – 11,2 = 8,8 тыс. руб.
Задача 8
Условие.
Определить наиболее эффективный вариант осуществления капитальных вложений, если К1= 100 тыс. руб.;К2=120 тыс. руб.;К3= 150 тыс. руб.;С1= 125 тыс. руб.;С2= 110 тыс. руб.;С3= 100 тыс. руб. Оцените при двух различных показателях уровня рентабельности т. е. Р1 = 0,2, Р2 = 0,4
Решение.
Наиболее эффективный вариант определяется по минимуму приведенных затрат : Зпр=Сi+EнКi–min
При R =0,2
ЗпрІ = 125 + 0.2• 100 = 145 тыс .руб.;
ЗпрІІ = 110 + 0,2• 120 = 134 тыс. руб.;
ЗпрІІІ = 100 + 0,2• 150 = 130 тыс. руб.;
При R = 0,4
ЗпрІ = 125,0 + 0,4• 1000 = 165,0 тыс. руб.;
ЗпрІІ = 110,0 + 0,4• 120,0 = 158,0 тыс. руб.;
ЗпрІІІ = 100,0• 0,4 +150,0 = 160,0 тыс. руб.;
При R = 0,2 наиболее выгодным является третий вариант, а при R = 0,4 – второй.
Задача 9.
Условие.
Определить чистый дисконтированный доход ЧДДи индекс доходности ИД, если капитальные вложения и чистая прибыль характеризуются по годам.
Решение.
Показатели, Тыс. руб. | Годы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Капитальные вложения К
Чистая прибыль | 80,0
- | 100,0
320,0 | 200,0
720,0 | 240,0
760,0 |
Норма дисконта принимается равной 100%, т. е. Е= 1,0.
Капитальные вложения с учетом обесценивания денежных средств, т. е. приведенные к началу осуществления единовременных затрат:
Кпр=К1/ (1 +Е)1 +К2/ (1 +Е)2+К3/ (1 +Е)3 +К4/ (1 +Е)4= 80 / 2 + 100 / 4 +200 / 8 + 240 / 16 = 105 тыс. руб.;
Пчист=З1/ (1 +Е)1+З2/ (1 +Е)2+З3/ (1 +Е)3+З4/ (1 +Е)4= 0 + 320 / 4 + 720 / 8 + 760 / 16 = 217,5.
Чистый дисконтированный доход : ЧДД =Зпр/Кпр=217,5 – 105 =112,5 тыс. руб.
Индекс доходности: ИД = Зпр/Кпр= 217,5 / 105 = 2,07.
Проект эффективен, так как индекс доходности достаточно высокий.
Задача 10.
Условие.
Определить остаточную стоимость оборудования при ускоренной амортизации, если первоначальная цена оборудования по 2 вариантам: Ц1= 23 тыс. руб.,Ц2= 69 тыс. руб., нормативный срок службы соответственно:Т1= 10 лет,Т2= 5 лет, период эксплуатации соответственноТэк1 =6 лет,Тэк2= 4 года
Литература
Основная:
1. Организация предпринимательской деятельности, Гуськов Н.М., 2007г.
2. Экономика и социология труда: Учебник для вузов под ред. А.Я. Кибанова, М., ИНФРА-М, 2009 г.
Дополнительная:
1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник для вузов / под ред. А.Я. Кибанова, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева – М., ИНФРА-М, 2009 г.
2. Периодическая печать, интернет ресурсы.
- Федеральное агентство по образованию
- 1. Социальная политика государства на современном этапе.
- 2. Характеристика рынка труда Структура и сущность рынка труда
- 3. Имущество предприятий
- Система показателей эффективного использования основных фондов.
- 4. Труд и его оплата в условиях рынка.
- 1. Среднесписочная численность работников:
- 4. Коэффициент текучести кадров:
- Социальная структура коллектива
- Организация и нормирование труда
- 5. Себестоимость, прибыль, рентабельность
- 6. Планирование производственно- хозяйственной деятельности предприятия
- 7. Бизнес-план предприятия
- Сильные и слабые стороны товара (услуги)
- 3. Маркетинг - план.
- Анализ и оценка конкурентов.
- Анализ ценовой политики.
- 4. Производственный план.
- Потребность в основных фондах (тыс. Руб.)
- 5. Организационный план.
- 6. Финансовый план.
- Распределение чистой прибыли
- 2. Направления использования средств:
- Баланс денежных средств
- Доходы и затраты
- 7. План по рискам, страхование
- Финансово-экономические риски
- 8. Банкротство и санация
- 9. Современная система налогообложения
- Федеральные налоги и сборы
- Местные налоги
- 10. Социально-экономическая эффективность