logo
Экономические стимулы и социальные гарантии в современных ус

1. Социальная политика государства на современном этапе.

Трансформация экономической системы является актуальным вопросом о соотношении экономического и социального развития и путях решения социальных проблем.

В настоящее время становится очевидным, что деятельность современных предприятий и организаций взаимосвязана и взаимозависима со сложной сетью социальных отношений. Это связано с тем, что экономические проблемы, с которыми столкнулась Российская Федерация, повлекли за собой серьезные социальные последствия: социальную незащищенность всех категорий населения, низкий уровень доходов, безработицу, кризисное состояние социальной инфраструктуры.

Долгосрочный коммерческий успех возможен только в условиях социальной стабильности, поэтому ключевым фактором успеха является проведение эффективной социальной политики. За годы перехода к рыночной экономике резко снизился уровень жизни населения. Реальные денежные доходы россиян уменьшились. Более трети населения находится за чертой бедности.

В официальной статистике границей бедности считается прожиточный минимум, который рассчитывается по демографии и регионам РФ. Это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи, налоги и сборы.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; он устанавливается в соответствии с физиологическими потребностями различных групп населения и фактически сложившейся структурой потребления.

Важным социально-экономическим показателем, характеризующим уровень жизни населения являются размер минимальной оплаты труда. Правительство поэтапно повышает его размер до величины прожиточного минимума (на 01.05.10 г. – 4300 руб.).

Система социальной защиты населения в условиях рынка

Одной из важнейших форм воздействия государства на рынок является социально-экономическое регулирование рынка – обеспечение социальной защиты определения групп населения. Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как безработица и инфляция. Поэтому необходима социальная защита населения. Эту задачу призвано выполнять государство. Социальная политика государства – это политика, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике.

Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики.

Социальная защита экономически активного (занятого и временно незанятого) населения предполагает:

- меры государства, связанные с подготовкой к квалифицированной трудовой деятельности (бесплатность общего и среднего профессионального образования, получение на конкурсной основе - высшего);

- меры, обеспечивающие сам процесс трудовой деятельности (недопустимость принудительного труда; соблюдение продолжительности рабочего времени; предоставление выходных и праздничных дней, оплачиваемых отпусков);

- установление минимальной зарплаты, осуществление индексации доходов, сбережений населения в условиях инфляции и др.;

- проведение государством через налоговый механизм, кредитно-финансовой политики, направленной на поддержку предприятий, на сохранение рабочих мест (в т.ч. для инвалидов, членов многодетных семей и др.);

- гарантированные выплаты компенсаций, пособий по безработице, содействие в трудоустройстве и обучении новым профессиям;

- государственный надзор и контроль за соблюдением как федерального законодательства о труде, так и международных трудовых норм, зафиксированных в конвенциях и рекомендациях МОТ, ратифицированных Россией.

Социальная защита населения предполагает меры по обеспечению содержания нетрудоспособных членов общества.

В социальном обеспечении выделяют:

- пенсионное обеспечение (престарелых, инвалидов, семей, потерявших кормильца);

- пособия (единовременные, ежемесячные на детей, по материнству, по болезни и другим причинам);

- социальное обслуживание (предоставление социальных услуг отдельным категориям нуждающихся в них лиц).

В экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена скромными размерами ВВП, что сдерживает перераспределительные процессы.

По данным Госстата на начало 2010 года распределение доходов выглядело следующим образом:

- значительная часть населения (около 40%) – граждане с низкими доходами – ниже прожиточного минимума;

- доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум (сюда входят и военнослужащие);

- и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (достаточно обеспеченные и социально защищенные граждане).

Примерно 1/3 населения России находится в крайне тяжелом положении; происходит рост бедности, как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере попадают многочисленные категории работающих граждан).

Вопросы для самопроверки:

1. Социальная справедливость в экономической сфере, её основные критерии.

2. Социальная политика государства. Механизм социальной защиты населения.

3. Социально-экономические показатели, характеризующие уровень жизни населения.