6. Планирование производственно- хозяйственной деятельности предприятия
1 Сущность, виды и принципы внутрифирменного планирования.
Планирование деятельности является одной из важных функций менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов деятельности.
В условиях рынка планирование стало экономической основой свободных рыночных отношений, как отдельных людей, так и трудовых коллективов предприятий различных форм собственности.
В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесии между производством и потреблением, величиной рыночного спроса и предложения.
В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрифирменное планирование. Его сущность заключается в научном обосновании социально-экономических целей развития, выборе эффективных способов их осуществления.
В процессе планирования необходим комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии производственно-экономических и социальных проблем.
Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии одной из важнейших функций управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности предприятия: обоснование целей, формирование стратегии, планирование работы, организация процессов мотивирования и стимулирования труда, контроль и т.п.
Все виды внутрифирменного корпоративного планирования можно систематизировать по таким основным классификационным признакам:
- содержание планов;
- уровень управления;
- методы обоснования;
- время действия;
- сфера применения;
1. По содержанию планы бывают:
- технико-экономическое планирование;
- оперативно-производственное;
- финансово-инвестиционное;
- бизнес-планирование.
2. По методам обоснования:
- рыночное;
- централизованное.
3. По времени действия:
- текущее (краткосрочное) - квартал, месяц, декада;
- годовое (среднесрочное) - от 1 до 3 лет;
- перспективное - от 3 до 10 лет.
4. По типам целей:
- оперативное;
- тактическое;
- стратегическое.
Принципы планирования
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, координация и интеграция (принцип холизма).
Весь процесс планирования в организации можно разделить на две основные стадии:
- разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование)
- определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование)
Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы по организации производственной деятельности. Он включает:
1. Процесс составления планов, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения.
2. Деятельность по осуществлению плановых решений.
3. Контроль результатов.
В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой и обратной связью. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-плана
- Федеральное агентство по образованию
- 1. Социальная политика государства на современном этапе.
- 2. Характеристика рынка труда Структура и сущность рынка труда
- 3. Имущество предприятий
- Система показателей эффективного использования основных фондов.
- 4. Труд и его оплата в условиях рынка.
- 1. Среднесписочная численность работников:
- 4. Коэффициент текучести кадров:
- Социальная структура коллектива
- Организация и нормирование труда
- 5. Себестоимость, прибыль, рентабельность
- 6. Планирование производственно- хозяйственной деятельности предприятия
- 7. Бизнес-план предприятия
- Сильные и слабые стороны товара (услуги)
- 3. Маркетинг - план.
- Анализ и оценка конкурентов.
- Анализ ценовой политики.
- 4. Производственный план.
- Потребность в основных фондах (тыс. Руб.)
- 5. Организационный план.
- 6. Финансовый план.
- Распределение чистой прибыли
- 2. Направления использования средств:
- Баланс денежных средств
- Доходы и затраты
- 7. План по рискам, страхование
- Финансово-экономические риски
- 8. Банкротство и санация
- 9. Современная система налогообложения
- Федеральные налоги и сборы
- Местные налоги
- 10. Социально-экономическая эффективность