logo search
Экономические стимулы и социальные гарантии в современных ус

6. Планирование производственно- хозяйственной деятельности предприятия

1 Сущность, виды и принципы внутрифирменного планирования.

Планирование деятельности является одной из важных функций менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов деятельности.

В условиях рынка планирование стало экономической основой свободных рыночных отношений, как отдельных людей, так и трудовых коллективов предприятий различных форм собственности.

В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесии между производством и потреблением, величиной рыночного спроса и предложения.

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрифирменное планирование. Его сущность заключается в научном обосновании социально-экономических целей развития, выборе эффективных способов их осуществления.

В процессе планирования необходим комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии производственно-экономических и социальных проблем.

Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии одной из важнейших функций управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности предприятия: обоснование целей, формирование стратегии, планирование работы, организация процессов мотивирования и стимулирования труда, контроль и т.п.

Все виды внутрифирменного корпоративного планирования можно систематизировать по таким основным классификационным признакам:

- содержание планов;

- уровень управления;

- методы обоснования;

- время действия;

- сфера применения;

1. По содержанию планы бывают:

- технико-экономическое планирование;

- оперативно-производственное;

- финансово-инвестиционное;

- бизнес-планирование.

2. По методам обоснования:

- рыночное;

- централизованное.

3. По времени действия:

- текущее (краткосрочное) - квартал, месяц, декада;

- годовое (среднесрочное) - от 1 до 3 лет;

- перспективное - от 3 до 10 лет.

4. По типам целей:

- оперативное;

- тактическое;

- стратегическое.

Принципы планирования

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, координация и интеграция (принцип холизма).

Весь процесс планирования в организации можно разделить на две основные стадии:

- разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование)

- определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование)

Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы по организации производственной деятельности. Он включает:

1. Процесс составления планов, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения.

2. Деятельность по осуществлению плановых решений.

3. Контроль результатов.

В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой и обратной связью. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-плана