logo search
учебник_Том2

ЧастьIv.Система потребностей и сервисная деятельность Глава 5. Теория потребностей §5.1. Потребность: основные подходы к определению потребности

Содержание понятия «потребность»

Казалось бы, несложно дать определение потребности. Словарь русского языка С. Ожегова так раскрывает его содержание: «Потребность – это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения». В том же словаре, нужда определяется как «недостаток в необходимом, бедность». Получается, что если свести потребность только к нужде, то она – показатель бедности. Сложно согласиться с данным раскрытием этого понятия, так как нет таких людей, которые хоть в чем-то не нуждались. Одному не хватает денег, другому – свободы, третьему – власти, и перечень того, в чем нуждаются люди, можно продолжать до бесконечности. Ни в чем не нуждается только труп, что, впрочем, тоже не совсем верно.

Если обратиться к этимологическому словарю русского языка М. Фасмера, то можно обнаружить, что само слово «потребность» восходит к праславянскому корню *terb, означающему «корчевать, раскорчевывать», отсюда происходит и глагол «теребить» в значении «дергать». Из значения «корчевать, расчищать» развилось значение «терпеть, работать, обязанность, долг», отсюда оставшееся в церковнославянском языке слово «треба» – служба по просьбе или настоянию верующих, также «жертва». Одновременно, по другим источникам, тот же корень в более древней индоевропейской основе *trp, связан со значениями «польза», «источник жизни», «скот», «процветание, произрастание», «насыщение» Потребность, таким образом, это не просто нужда или отсутствие чего-то. Это, вместе с тем, необходимость, долг, условие, которое приходится выполнять для обеспечения процветания, насыщения. Сам корень очень древний, но в основных индоевропейских языках его значение находится в упомянутых границах1.

Итак, потребность является общей категорией, характеризующей жизнь любого живого организма. Жить невозможно без удовлетворения собственных потребностей, и прежде всего биологических (дыхания, сна, пищи и питья, движения и т.д.). В то же время, мы знаем, что потребности характерные только для человека и способы их удовлетворения во многом отличают его жизнь от жизни других живых существ, делают эту жизнь более глубокой и содержательной, наполняют ее определенным смыслом.

Научному изучению потребностей как причин активности человека положили начало еще древнегреческие философы – Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Так, Гераклит полагал, что потребности определяются условиями жизни, а умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию интеллектуальных способностей человека. Демокрит рассматривал потребность (нужду) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду.

Сократ говорил, что каждому человеку свойственны желания и стремления. При этом главное заключается не в том, каковы желания человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может усовершенствоваться и выйти из-под власти других людей, если он не в состоянии управлять своими желаниями. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами страстей, привязывающих их к внешним обстоятельствам. Поэтому Сократ предписывал всем, кто желает жить по-человечески, соизмерять желания с общими этическими принципами разумной жизни – справедливостью, мужественностью, рассудительностью, благочестием, а в случае несоответствия, выкорчевывать желания из себя напрочь.

У Платона потребности, влечения и страсти образуют «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».

Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении поведения человека. С его точки зрения, стремления всегда связаны с целью, в которой, в форме образа или мысли, представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Он считал, что людьми движут 12 независимых друг от друга мотивов-целей. В его списке – удовольствие, уверенность, накопление, величие, честь, амбиции, терпение, искренность, беседа, социальный контакт, умеренность и правота.

Эпикуру приписывают такой афоризм: «Желания бывают: одни – естественные и необходимые; другие – естественные, но не необходимые; третьи – не естественные и не необходимые, а порождаемые праздными мнениями»2.

Философское осмысление природы потребностей имело и выходящее за пределы античности развитие. Особую сосредоточенность на природе потребностей выказали французские материалисты 18 века, которые трактовали потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагали они, возникают все душевные и телесные привычки. Так К.Гельвеций в качестве источника активности человека рассматривал страсти. Физические или природные страсти, по его мнению, возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей, которые он отождествлял с ощущениями. А П. Гольбах, разработав учение о потребностях, утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

В традиции русской мысли большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г.Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение человека к человеку, субъекта к объекту, определить роль материально экономических условий для психологического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет к появлению нравственно-эстетических потребностей.

В ХХ веке природа потребностей тщательно изучалась в поле психологии. В ее анализе доминирующими становятся теории мотивационно-потребностной сферы, развиваемые такими западными психологами как Г.А. Мюррей, Ф. Райс, А. Маслоу, Р. Рассел и др. В подходах современной западной психологии потребность, как правило, неразличимо сливается с мотивацией, мотивом – психическим образованием, побуждающим к действию. Генри Александр Мюррей (1893–1988) – американский психолог, преподаватель и руководитель кафедры психологии Гарвардского университета, одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Вместе с тем, он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (т.е. потребностных состояний как желаемых целевых состояний) и ситуативных («давлений» как признаков ситуаций, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов. Согласно Мюррею, «давление» активизирует соответствующую потребность, а та, в свою очередь, ищет удовлетворение этому «давлению». Так как именно мотивы и потребности определяют поведение и деятельность индивида, мотивационно-потребностная сфера и составляет ядро личности. По его утверждению, базовые потребности лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды.

Определяя потребность, Мюррей обозначил ее как конструкт, выражающий силу, которая организует восприятие, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию. Потребность означает потенциальную возможность организма реагировать определенным образом в данных условиях.

Среди отечественных психологов начала ХХ века, поднимающих вопросы мотивации, потребностей, поведения следует выделить Л. С. Выготского. В дальнейшей истории трактовки взаимосвязи потребности и мотивации советской психологией следует выделить следующие достижения.

В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н.Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев пришел к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных (биологических) потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. При этом потребность обладает побуждающей функцией, тогда как мотив – побуждающей, направляющей и смыслообразующей.

Е.П. Ильин, систематизировав многочисленные точки зрения психологов, рассмотрел этапы формирования потребностей личности и определил потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием»3.

П.С.Симонов считал, что потребности являются основной движущей силой человеческого поведения, и отождествлял потребности с мотивами, тогда как Л.И. Божович утверждала, что только нужда заставляет человека создавать предметы удовлетворения потребностей.

Таким образом, можно увидеть, что в отечественной психологии вопрос отношения потребности и мотива разрешается, как правило, трактовкой потребности как опредмеченного мотива (наиболее аналитичен здесь А.Н. Леонтьев). Мотив же в большинстве случаев раскрывается как внутреннее побуждение индивида к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением той или иной потребности. Мотив и потребность, таким образом, взаимоопределены. Подобная определенность друг через друга вовсе не гарантирует ясности понимания природы потребностей и мотивов. Более того, обзор разноплановых современных работ по проблеме человеческих потребностей предоставляет множество определений и примеров использования понятия потребность. Применение этого понятия в столь широких пределах и различных значениях, демонстрирует, что по отношению к его содержанию еще не существует завершенной теории. Несмотря на разнообразие различных научных подходов к проблеме потребностей, всеохватная теория потребностей еще только складывается.

Тем не менее, дадим наиболее общие определения потребности. Потребность – это состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым или тем, что кажется таковым, побуждающее к деятельности по устранению противоречия. При этом субъект может носить как индивидуальный, так и социальный характер: им может являться как отдельный индивид, так и любая группа людей, любой социальный институт, социум в собственной целостности, и такие коллективные образования как народ, государство. При этом, чем более развит субъект, тем больше круг его потребностей и многообразнее формы их удовлетворения.

Потребности форма проявления интенциональной (направленной) природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных (существенных, важных) потребностям предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности предстают в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализация – в виде оценочных эмоций.

Итак, потребность – это определенная интенция, стремящаяся к определенному результату и желающая этого результата добиться. Потребность подразумевает собой особое состояние психики, которое возможно выразить глаголом «хочу», безотносительно к тому нужно это или не нужно, можно этого добиться или нет, есть ли в наличие средство удовлетворения «хочу» или нет. Наличие потребности само по себе еще ничего не значит. Главное – это ее удовлетворение, для чего необходимо соблюдение двух условий: здоровье, энергия, и знание того, как это сделать; существенную роль здесь также играет и знание последствий удовлетворения потребности. Неотъемлемость этих условий для реализации потребностей хорошо передает высказывание: «Если бы молодость знала, а старость могла». В нем явно обозначено, что есть люди, которые хотят чего-то и имеют для этого силу, но не знают, как этого лучше и легче всего добиться, а есть те, кто хотят и знают, но по определенным причинам не могут этого сделать.

Потребность можно выразить разными словами: желание, влечение, намерение, стремление, прихоть, интерес. По степени влечения потребность может представлять собой слабое желание, ослабевающее или нарастающее, импульсивное, неодолимое, страстное. По способу контроля потребность возможно определять как разумную, осознанную, бессознательную, подсознательную. Подавленная, загнанная в подсознание потребность может повлиять на психику человека, его поведение, на другие потребности и процессы их удовлетворения.

Подходов к анализу человеческих потребностей было много. Люди давно задавались вопросами: что такое потребность, какую роль играют они в жизни человека, какие из них нужные, какие — нет, какие более важные, а какие – не очень. Главной целью поиска ответов на эти вопросы выступает создание системы нормальных потребностей человека, группы, общества, мира в целом; от разрешения этих вопросов напрямую зависит не только ее формирование, но и определение путей ее удовлетворения. Этой задачей собственно и ведома разработка всеохватной теории потребностей, которая, исследуя все механизмы нормального, то есть культурно приемлемого проявления потребностей, а также их нарушения, способна прогнозировать поведение человека и общества в целом, указывать наиболее рациональные пути удовлетворения потребностей и, таким образом, управлять развитием этих процессов.

Для создания общей теории потребностей необходимо определиться с общим содержанием понятия потребность, а его конкретное содержание будет меняться в зависимости от уровня развития общества и человека. Все отрасли общества направлены на человеческие потребности, но основной, конечно, является экономика. Развитие именно этой отрасли основано на стремлении все более полного удовлетворения постоянно растущих, как с точки зрения количества, так и качества, новизны и разнообразия потребностей человека.