Методы удовлетворения потребности
Потребность и ее структура определяется не только мотивом, то есть вызвавшим и провоцирующим ее фактором, но и условиями, в которых происходит ее формирование и удовлетворение. Мы не рассматриваем сейчас случаи, когда устраняется мотив: нет мотива, значит, нет и потребности. Нас интересует ситуация, когда мотив есть, а потребность формируется и стремиться себя реализовать. Рассмотрим этот процесс на примере удовлетворения потребности человека быть свободным. Это одна из фундаментальных потребностей, которая может испытываться человеком всю жизнь и никогда не реализоваться, или реализоваться лишь частично или в фантазии.
В процессе становления личности на нее воздействуют три силы, которые выражены глаголами – хочу, могу, надо. Появляясь на свет, индивид еще не в состоянии контролировать свои действия, предвидеть результат их. Избыток энергии, безудержное любопытство контролируются взрослыми, а в основе поведения ребенка лежат только инстинкты (хочу). В процессе взросления формируются такие регуляторы, ограничители поведения как страх, разум, мораль. Последний регулятор заставляет считаться с требованиями общества. Как только у человека сформировано сознание, и он осознает самого себя, он осознает и ограниченность своего существования – таким образом, появляется стремление и потребность эту ограниченность преодолеть, ощутить себя свободным. Без наличия сознания такой потребности возникнуть не может. Наличие сознания является ее предпосылкой.
Становясь личностью в общественной среде, человек не оставляет мысли стать свободным, но свободным можно стать как вне общества, так и в обществе. Вне общества, находясь наедине с собственной и окружающей природой, человек многого добился: он накопил определенный багаж знаний и жизненных навыков – стал летать, плавать на воде и под водой, перестал бояться холода и голода. Однако, стремление к общности и обретению подлинной свободы именно в среде представителей его вида, в обществе, осталось (вспомним, к примеру, Робинзона Крузо). Наличие данной потребности объясняется тем, что отношение с другим является структурой человеческого самосознания. Иначе говоря, как только пробуждается способность самоотношения (самосознания), человек требует признания собственных желаний, проектов, устремлений со стороны другого, ибо в противном случае они никогда не смогут обрести общечеловеческой ценности, а будут представлять собой лишь индивидуальные проявления. Отсюда следует то обстоятельство, что полноценно реализовать себя, свои желания человек может только в обществе.
Проблема личной свободы в обществе волновала многих мыслителей, и каждый решал ее по-своему. Все концепции можно разделить на три группы: или никакой свободы – каждый обязан выполнять свою функцию и не более, или свобода избранных, или свобода всех, исключая, конечно, недееспособных. И практически во всех теоретических рассмотрениях условий возможности свободы утверждается, что она зависит от общественной среды, в которой существует личность. Можно попытаться обрести состояние свободы на время: скрыться от общества, напиться, употребить наркотик, заснуть, перейти в экстатическое состояние – но это временные явления и проблемы не решают.
Объективные условия таковы, что в современном мире имеется крайнее многообразие возможностей для нормального удовлетворения низших потребностей человека: в пище, питье, тепле, сне, здоровье, движении, сексе, относительной безопасности жизни. Но для удовлетворения высших потребностей данных условий недостаточно, особенно, если речь идет о большинстве населения. Свобода, счастье, любовь для многих являются недостижимыми, хотя мотив для этого был, есть и будет всегда. Существуют государства, пытающиеся обеспечить свободу личности не только на правовом, но и реальном уровне, но таковых немного. Поэтому они являются местом, куда эмигрируют те, кто считает, что в родном государстве отсутствуют или слишком слабо развиты институты, способствующие реализации личностной свободы. Таким образом, на примере потребности в свободе мы увидели, что удовлетворение каждой потребности, которая носит социальный характер, целиком зависит от обеспечивающих ее реализацию условий.
Еще одним примером влияния условий, в которых удовлетворяется потребность, являются ощущения любителя подводного плавания, когда он узнает, что заниматься этим здесь, хоть и приятно, но опасно для жизни. Если плавание продолжается, то получение удовольствия от него с примесью возможной опасности, наполняет этот процесс незабываемой остротой. Отсюда можно сделать вывод: условия, в которых происходит процесс формирования и удовлетворения потребности, могут влиять на этот процесс по-разному. Они могут не допустить полноценной его реализации, могут деформировать и даже исказить его, могут подменить представление человека о желаемом, наполнив его желание другим содержанием, могут ускорить или замедлить процесс удовлетворения потребности, могут наполнить переживание данной потребности дополнительными ощущениями и другими формами выражения. В связи с последним утверждением, можно привести пример влияния рок-музыки на человека, которая дает возможность почувствовать себя человеку свободным, и не просто свободным, а маргинальным, то есть занимающим протестную позицию по отношению к традиционным социальным ценностям и нормативным моделям поведения.
Результат удовлетворения потребности тоже является составной частью ее структуры. Этот результат может быть как процессом, так и итогом удовлетворения, то есть иметь разную протяженность во времени. Для кого-то употребление пищи дает возможность почувствовать себя сытым и на время забыть, не думать о еде, а для кого-то, гурмана, например, сытость не самоцель, важен сам процесс потребления, его воздействие на чувственность. Желаемое, гипотетически получаемое в результате удовлетворения потребности, уже интегрировано в эту потребность и наполняет ее определенным эмоциональным содержанием. Человек еще не достиг цели, но уже мысленно конструирует образ, в котором он этого добился, и этот образ способен стимулировать процесс. Можно утверждать, что в потребность интегрированы как переживание того ощущения, которое человек будет испытывать в процессе ее удовлетворения, так и то ощущение, которое будет испытываться в результате ее удовлетворения.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Авторский коллектив:
- О г л а в л е н и е
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории
- §5.6. Социоприродные изменения человека и классификации потребностей, оценка их социальной значимости. Отношения между потребностями и проблема их систематизации
- ЧастьIv.Система потребностей и сервисная деятельность Глава 5. Теория потребностей §5.1. Потребность: основные подходы к определению потребности
- Формы потребности
- Основные научные подходы к природе потребностей
- Потребность как отношение
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Мотив как элемент структуры потребности
- Интерес как осознанный мотив потребности
- Эмоция как мотив потребности
- Методы удовлетворения потребности
- Индивидуальные психологические, физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала
- Социальные механизмы организации потребностей в архаических культурах
- Социальные механизмы организации потребностей в античности и средневековье
- Процесс «цивилизации» человеческих потребностей
- Современные следствия цивилизованности человеческих потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- Методы удовлетворения потребностей высшего уровня
- Вопросы для повторения
- Рекомендуемая литература. Основная:
- Дополнительная:
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории Основные понятия социально-психологического рассмотрения индивидуальности
- Индивидуальные психологические физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Ролевая компонента личной идентичности
- Этапы формирования индивидуальности
- Социализация как механизм индивидуализации
- Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их связь с социальной активностью
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Интенциональные классификации базовых потребностей.
- Целевые классификации потребностей
- Ценностные классификации потребностей
- Гуманистическая классификация потребностей а. Маслоу.
- Пирамида потребностей по Маслоу:
- Систематизация потребностей
- Вопросы для обсуждения и закрепления материала:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Основные духовные компоненты повседневного опыта
- Повседневность как возможность свободы
- Повседневность и идеология
- Философская аналитика повседневности
- Повседневность и сервисная деятельность
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная:
- §6.4. Преобразование потребностей в пределах общества потребления Социальные основания жизненных стилей
- Исторические формы социальности
- Механизмы формирования потребностей в обществе потребления
- Влияние урбанизма на структуру потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Рекомендуемая литература
- Специфика современных технологий потребностей
- Технологии потребностей: экономика
- Технологии потребностей: социальная сфера
- Технологии потребностей: формирование элиты.
- Технологии потребностей: предприятие и капитал.
- Технологии потребностей: проблемы перехода
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Словарь терминов
- Человек и его потребности Учебник Том II
- 191015, Г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7