Ролевая компонента личной идентичности
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи предложили рассматривать личность как функцию множества присущих индивиду социальных ролей. Ч. Кули показал, что личность формируется на основе разнообразных взаимодействий индивида с окружающим миром. В процессе этих интеракций индивид создает свое «зеркальное Я», которое состоит из следующих элементов:
того, как, по его мнению, его воспринимают другие ("Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу");
того, как, по его мнению, они реагируют на то, что видят ("Я уверена, что им нравится моя новая прическа");
того, как он отвечает на воспринятую им реакцию других ("Видимо, я буду всегда так причесываться").
Для описания воздействия социальной роли на формирование личности Т. Парсонс, в свою очередь, выделил пять характеристик социальной роли:
Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или представителя правоохранительного порядка) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно вызывающих бурные проявления чувств (речь идет о конфликтах, страдании, болезни, смерти).
Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина. Другие роли завоевываются; например, когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается в результате усилий личности.
Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.
Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Предполагается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль, тогда как священник никогда не служит ради личной выгоды.
Каждая роль накладывает отпечаток на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Соответственно каждая социальная роль предстает как элемент индивидуации человека. Когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я», возникает внутриличностный конфликт. Принято различать следующие виды внутриличностных конфликтов:
если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;
если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы:
объективное изменение ситуации (например, человек не удовлетворен своей профессией, начинает учиться и своими практическими делами доказывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела);
не имея возможности изменить ситуацию в целом, человек изменяет ее только для себя, отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли;
конфликт между ролью и «Я» не разрешается, а устраняется из сферы сознания, подавляется, в результате чего в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявляется существование данного конфликта, но внутреннее напряжение нарастает и прорывается (например, человек «срывает зло» на своих подчиненных и близких);
рационализация – человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию;
«неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально;
человек, оказавшийся в не соответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.
Можно выделить следующие внутренние мотивы освоения социальной роли:
Выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью.
Овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более подходящие социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Авторский коллектив:
- О г л а в л е н и е
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории
- §5.6. Социоприродные изменения человека и классификации потребностей, оценка их социальной значимости. Отношения между потребностями и проблема их систематизации
- ЧастьIv.Система потребностей и сервисная деятельность Глава 5. Теория потребностей §5.1. Потребность: основные подходы к определению потребности
- Формы потребности
- Основные научные подходы к природе потребностей
- Потребность как отношение
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Мотив как элемент структуры потребности
- Интерес как осознанный мотив потребности
- Эмоция как мотив потребности
- Методы удовлетворения потребности
- Индивидуальные психологические, физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала
- Социальные механизмы организации потребностей в архаических культурах
- Социальные механизмы организации потребностей в античности и средневековье
- Процесс «цивилизации» человеческих потребностей
- Современные следствия цивилизованности человеческих потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- Методы удовлетворения потребностей высшего уровня
- Вопросы для повторения
- Рекомендуемая литература. Основная:
- Дополнительная:
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории Основные понятия социально-психологического рассмотрения индивидуальности
- Индивидуальные психологические физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Ролевая компонента личной идентичности
- Этапы формирования индивидуальности
- Социализация как механизм индивидуализации
- Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их связь с социальной активностью
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Интенциональные классификации базовых потребностей.
- Целевые классификации потребностей
- Ценностные классификации потребностей
- Гуманистическая классификация потребностей а. Маслоу.
- Пирамида потребностей по Маслоу:
- Систематизация потребностей
- Вопросы для обсуждения и закрепления материала:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Основные духовные компоненты повседневного опыта
- Повседневность как возможность свободы
- Повседневность и идеология
- Философская аналитика повседневности
- Повседневность и сервисная деятельность
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная:
- §6.4. Преобразование потребностей в пределах общества потребления Социальные основания жизненных стилей
- Исторические формы социальности
- Механизмы формирования потребностей в обществе потребления
- Влияние урбанизма на структуру потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Рекомендуемая литература
- Специфика современных технологий потребностей
- Технологии потребностей: экономика
- Технологии потребностей: социальная сфера
- Технологии потребностей: формирование элиты.
- Технологии потребностей: предприятие и капитал.
- Технологии потребностей: проблемы перехода
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Словарь терминов
- Человек и его потребности Учебник Том II
- 191015, Г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7