Пирамида потребностей по Маслоу:
Не только критики, но и последователи А. Маслоу в 1970-80 годы (Р. Ловери, Р. Мау, Р. Кеган, Б. Шаффер) показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению высших потребностей. Хотя некоторая очередность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, ее, однако, нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребности в творчестве и духовном совершенствовании становились доминирующими не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т.д.), а в той ситуации, когда человек находился на грани выживания. О силе потребности в творческой самореализации можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них подобно П. Гогену, В. Ван-Гогу, П. Филонову ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Например, Архимед и Дмитрий Шостакович создали свои великие творения в осажденных городах.
Впоследствии сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: дефициентные потребности нужды (дефицита) и бытийные потребности развития (самоактуализации).
Маслоу указывал, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, обуславливающей поведение, направленное на удовлетворение какой-то нужды, недостаточности, дефицита, то есть не удовлетворенной или фрустрированной потребности. Например, голода, боли, страха.
Но при внимательном рассмотрении обнаруживаются и другой вид мотивации. Когда организм не испытывает какого-либо острого дефицита, проявляются такие потребности как любопытство или потребность в игре. При этом чувство удовлетворения приносит не восполнение дефицита, не удовлетворение конкретной потребности, а деятельность как таковая, создающая полноту настоящего, единство с бытием. В соответствии с этим Маслоу различает бытийное и дефициентное познание, бытийные и дефициентные ценности, бытийную и дефициентную любовь.
В дефициентном познании объекты рассматриваются исключительно как средства удовлетворения потребностей. Сильные потребности очень жестко ограничивают мышление и восприятие, так что индивид реагирует только на связанные с удовлетворением потребности аспекты среды. Как правило, голодный видит только еду, нищий – только деньги. Бытийное познание более полно и продуктивно, поскольку в меньшей степени искажается потребностями и желаниями. Практикуя его, индивид входит в незаинтересованное созерцание – внешние объекты становятся ценными сами по себе, безотносительно к заботам индивида, тогда как дефициентное познание в большей степени побуждает индивида к действию.
Аналогично этому Маслоу выделяет дефициентные и бытийные ценности. Дефициентные ценности, по Маслоу, ситуативны и коренятся во внешнем мире. Бытийные ценности существуют в самой человеческой природе; к их числу принадлежат – истина, добро, красота, целостностность, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, игра, самодостаточность.
Дефициентная любовь – это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность (в самоуважении, сексе, защите от страха, одиночества и пр.). Чем больше другой приносит удовлетворение ощутимому для нас дефициту, тем больше возрастает любовь к нему.
Бытийная любовь – любовь «к сущности», «бытию другого». Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше обогащением жизни другого чем-либо крайне ценным и значимым, чем эгоистическим удовлетворением каких-либо потребностей. Это необусловленная любовь родителей к детям, религиозная любовь, любовь к природе, не сопровождающаяся хищничеством.
Надо сказать, что сама схема появилась как результат обобщения большого объема эмпирически отобранного материала – свыше 800 анкет, которые Маслоу собрал и обработал еще будучи студентом-психологом на стажировке в военно-морском госпитале. Ценность его схемы в том, что она опирается на эмпирически собранный материал. Недостаток в том, что она частична, не описывает все человеческие потребности и не содержит под собой теории. Теорию А. Маслоу разрабатывал, как раз пытаясь упорядочить и объяснить собранный им материал. Так чтобы объяснить динамику развития потребностей, Маслоу был вынужден ввести принцип самоактуализации как конечный целевой принцип человеческого существования. Самоактуализация выступает у него как цель развития индивида, поставленная перед ним самим фактом его принадлежности к человеческому роду. Но одновременно Маслоу признает, что данная потребность и состояние являются уделом ограниченного числа людей. Исследование самоактуализации он проводил на специально отобранных исключительных людях.
Иерархия Маслоу носит ограниченный характер еще и потому, что она практически не учитывает влияние изменяющейся разнородной среды на состояние целостного человека.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Авторский коллектив:
- О г л а в л е н и е
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории
- §5.6. Социоприродные изменения человека и классификации потребностей, оценка их социальной значимости. Отношения между потребностями и проблема их систематизации
- ЧастьIv.Система потребностей и сервисная деятельность Глава 5. Теория потребностей §5.1. Потребность: основные подходы к определению потребности
- Формы потребности
- Основные научные подходы к природе потребностей
- Потребность как отношение
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Мотив как элемент структуры потребности
- Интерес как осознанный мотив потребности
- Эмоция как мотив потребности
- Методы удовлетворения потребности
- Индивидуальные психологические, физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала
- Социальные механизмы организации потребностей в архаических культурах
- Социальные механизмы организации потребностей в античности и средневековье
- Процесс «цивилизации» человеческих потребностей
- Современные следствия цивилизованности человеческих потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- §5.4. Экономическое моделирование потребностей
- Методы удовлетворения потребностей высшего уровня
- Вопросы для повторения
- Рекомендуемая литература. Основная:
- Дополнительная:
- §5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории Основные понятия социально-психологического рассмотрения индивидуальности
- Индивидуальные психологические физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей
- Ролевая компонента личной идентичности
- Этапы формирования индивидуальности
- Социализация как механизм индивидуализации
- Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, их связь с социальной активностью
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Интенциональные классификации базовых потребностей.
- Целевые классификации потребностей
- Ценностные классификации потребностей
- Гуманистическая классификация потребностей а. Маслоу.
- Пирамида потребностей по Маслоу:
- Систематизация потребностей
- Вопросы для обсуждения и закрепления материала:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Вопросы для повторения и обсуждения:
- Основные духовные компоненты повседневного опыта
- Повседневность как возможность свободы
- Повседневность и идеология
- Философская аналитика повседневности
- Повседневность и сервисная деятельность
- Вопросы для закрепления и обсуждения материала:
- Список рекомендуемой литературы Основная:
- Дополнительная:
- §6.4. Преобразование потребностей в пределах общества потребления Социальные основания жизненных стилей
- Исторические формы социальности
- Механизмы формирования потребностей в обществе потребления
- Влияние урбанизма на структуру потребностей
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Рекомендуемая литература
- Специфика современных технологий потребностей
- Технологии потребностей: экономика
- Технологии потребностей: социальная сфера
- Технологии потребностей: формирование элиты.
- Технологии потребностей: предприятие и капитал.
- Технологии потребностей: проблемы перехода
- Вопросы для закрепления и обсуждения:
- Словарь терминов
- Человек и его потребности Учебник Том II
- 191015, Г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7