logo
учебник_Том2

Этапы формирования индивидуальности

На индивидуальные особенности человека влияют как биологические параметры его организма, так и его социальное окружение. На раннем этапе формирования индивидуальности существенную роль оказывает «образ тела» – представление о себе в аспекте телесности. «Образ тела» складывается в младенческом периоде развития (до 1,5 лет) и служит основанием для формирования «образа Я». В этот период ребенок осваивает свое тело как функционально универсальный инструмент, формирует целостное эмоционально насыщенное представление о своем теле. Недостаточность или подавление этих процессов затрудняет формирование личной идентичности.27

При дальнейшем развитии телесная идентичность конкретизируется в сексуальной идентичности, определяющей единство самосознания и поведения индивида, относящего себя к определенному полу и соотносящего себя с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. К 2,5-3 годам, когда в речи появляется «Я», практически все дети знают, что они мальчики или девочки. Между 3 и 6 годами дети активно осваивают существующую в культуре систему половых ролей, ближайшим проводником которой является семья28.

Одновременно с освоением половой идентичности дети начинают осваивать и социальные роли. Первоначально это единственная роль – ребенка, соответствующая той функции, которую ребенок играет в роду и с точки зрения рода. Кроме того, дети играют в различные ролевые игры, в процессе которых имитируют действия и взаимоотношения взрослых. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В его контексте происходит формирование таких важнейших компонентов психики как воображения, некоторых элементов произвольного контроля за поведением.

По мере того как дети начинают активно формировать собственные роли, отличные от общей роли ребенка, а это происходит в возрасте примерно 6–14 лет, они социализируются. Принято выделять следующие стадии социализации:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

  2. Стадия индивидуализации, проявляющаяся желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, первичного самоопределения представляет промежуточную ступень социализации, поскольку на ней мировоззрение и характер подростка еще неустойчивы.

  3. Стадия устойчиво концептуальной социализации – юношеский возраст (18-25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  4. Стадия интеграции проявляется желанием найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

  1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, в течение которого человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством деятельности.

6. Послетрудовая стадия социализации охватывает время старости и связана с передачей социального опыта человека новым поколениям.

Взаимодействие человека с окружающей его социальной средой опирается на определенные, формирующиеся в процесс развития человека психологические механизмы, позволяющие ему усваивать социальный опыт – механизмы социализации. К ним относятся:

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Доктор Орвиль Г. Брим показал следующие различия между социализацией детей и взрослых:

  1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

  2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

  3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Взрослые вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо», тогда как дети усваивают базовые ценности, ориентируясь в них по принципу контраста – однозначно плохое или бесспорно хорошое.

  4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Р. Гоулд, в свою очередь, высказал воззрение, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Так успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате этого преодоления формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.