logo
учебник_Том2

Вопросы для закрепления и обсуждения материала:

  1. Сформулируйте содержание понятия потребность. Какова связь между нуждой, необходимостью и долгом?

  2. В каких формах может выступать потребность?

  3. Перечислите основные научные подходы к определению потребностей. В чем состоит их специфика?

  4. Раскройте содержание определения потребности как отношения.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

  1. Бережной Н.М. Человек и его потребности. – М.: Форум, 2006.

  2. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. – М., 2003.

  3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 2007.

Дополнительная:

  1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 2006.

  2. Обуховский К. Психология влечений человека. – СПб.: Питер, 2007.

§5.2. Структура потребности

Основные характеристики потребности

Рассмотрение структуры потребности требует не только анализа ее состава, но и зависимости потребности от вызвавшей ее причины, от условий процесса ее формирования и удовлетворения, а также от результата удовлетворения данной потребности. Необходимость данного аналитического шага объясняется тем, что каждый из этих факторов влияет на формирование структуры потребности. В данном случае наилучшим оказывается диалектический подход, позволяющий рассмотреть любое явление в его взаимосвязи с совокупностью всех других и, таким образом, раскрывающий процесс изменения и развития рассматриваемого явления. Но очевидно, что одна и та же потребность может растягиваться во времени и наполняться новым содержанием, оставаясь неизменной в собственной сути. Например, чувство голода. Утоление его может выглядеть, как простое желание набить желудок, независимое от того, чем и в каких условиях. Со временем, человеку становится небезразличным, чем именно удовлетворить данную потребность – он начинает выбирать, предъявлять требование к вкусу, качеству, а потом и к условиям и процессу потребления. Данный пример хорошо демонстрирует развитие потребности в пище: в одном случае ей важен результат, в другом – процесс. Для выхода к структуре этой многосторонней потребности небесполезен диалектический метод, обнаруживающий за многообразием ее изменчивых проявлений единство развивающейся сущности.

В число детерминант человеческой деятельности, помимо потребностей, входят такие внешние факторы и внутренние побуждения, как стимулы, интересы, ценностные ориентации, мотивы, намерения, цели. Потребности определяют отнюдь не все действия людей.

Ранее мы определяли потребность как определенную степень нужды, желания, влечения, стремления, которая носит исключительно внутренний характер, и может, как проявить себя, так и быть скрытой. Потребности бывают как индивидуальные, личностные, так и коллективные, групповые. Коллективными считаются те потребности, которые выражают ценностные установки социальной группы. Если потребность формируется общими устоями и интересами государства, она является общественной, а если зависит от ценностей актуальных для жителей всего земного шара, то она носит мировой, глобальный характер.

Прежде чем перейти к анализу общей структуры потребности, рассмотрим ее на конкретном примере потребности жить. Это основная, фундаментальная, стратегическая потребность; она присуща всем живым организмам, носит абстрактный характер и конкретизируется во множестве других; она может выступать материалом для переживаний на протяжении всей человеческой жизни.

Данная потребность может быть как осознанной, так и не осознанной, инстинктивной. У животных она проявляет себя в момент опасности, когда страх за собственную жизнь, или за жизнь детеныша мобилизует всю энергию для защиты. У человека потребность жить актуализируется с появлением сознания, когда человек осознает конечность своего существования и переживает это. Со временем острота переживания уходит, появляются более актуальные проблемы. Для удовлетворения фундаментальной потребности жить, природа поставила перед любым появляющимся на свет живым организмом два условия – определенный уровень здоровья и знания действий, необходимых для сохранения жизни. Эти знания могут носить как врожденный, инстинктивный характер, так и приобретенный. И если детенышу животного помощь в родительском питании, защите и обучении необходимым для дальнейшей жизни действиям нужна только на начальном этапе его существования, то для человека данная проблема решается значительно сложнее. Таких потребностей со сложной структурой у человека немало.