logo
учебник_Том2

Технологии потребностей: социальная сфера

Бурное развитие потребностей, их количественный рост и качественная дифференциация привели также и к расслоению народа России.

Мы отличаемся от граждан США, для которых самое главное это заработок, ради чего они с легкостью могут менять место жительства. Для большинства из нас жильё представляет одну из наиболее значимых ценностей. Значительную часть дохода мы тратим на обустройство жилья. Именно это выступило одной из причин возникновения в современной России «среднего класса» – социальной группы, имеющей в частной собственности жильё, но не владеющей крупными доходными предприятиями. При этом сегодня российский средний класс поляризуется на бедных и богатых в соотношении 10 000 к 1.

Благосостояние среднего класса влияет на политическую стабильность в обществе. Именно этим обусловлено недопущение большой разницы в доходах населения страны: в США разница между минимальной и максимальной зарплатой никогда не превышала критического предела в 40 раз. В странах Евросоюза максимальная разница в доходах приближается к превышению в 20 раз, в СССР – к 10. В современной России такая разница сегодня более чем в 100 раз.

По достижении критического порога в разделении богатых и бедных, это социальное расслоение смыкается с разделением на русских и «новых» русских. Между различными слоями единого народа возникает непреодолимая пропасть. Дело в том, что единым народом ощущают себя только люди, ведущие совместный, понятный и приемлемый для всех его представителей образ жизни, разделяющие общие ценности и обладающие сходными структурами потребностей. Социальное расслоение, достигая некоторого предела, приводит к тому, что различные части социально разделенной общности, начинают вести крайне различный образ жизни, расходятся по разным путям и, таким образом, приобретают черты разных народов. Этот процесс захватывает структуры ценностей, системы потребностей и уровни потребления. Происходит этнизация социальных групп. Это фиксируется и в языке: «новые русские» (-татары, -армяне, -украинцы и т.д.) – это этническое самоназвание. При этом происходит и процесс самосознания себя как этноса с формированием своего фольклора, своей литературы и форм искусства.

Современный российский культуролог С.Г. Кара-Мурза отмечает: «Внизу» социума отщепилась общность людей, живущих в крайней бедности, нищете. В городах четко фиксируется «социальное дно», образованное нищими, бездомными и беспризорными. По некоторым оценкам это почти 10% городского населения. Большинство нищих и бездомных имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% – высшее. Такого «дна» не было нигде и никогда за всю историю человечества. Складывается и «придонье» – еще 5% населения, которые еще в основной массе, но социальные процессы неумолимо втягивают их на городское дно. Это новая и плохо изученная общность, отделенная от русского народа, составляет общей численностью почти 18 млн. человек – целый народ большой страны».59